Главная /  Интересно / Персона / Ирина Баржак. "Харизма появляется тогда, когда человек себя в чем-то преодолел"

Ирина Баржак. "Харизма появляется тогда, когда человек себя в чем-то преодолел"

Баржак Ирина - Руководитель «Института публичных выступлений»

Ирина, расскажите, пожалуйста, о вашем детстве, как вы росли, чем увлекались.

Я родилась и выросла в Ялуторовске, все лето проводила у бабушки в деревне. У меня детство было очень классным, с купанием в речке, с собиранием ягод и прочими удовольствиями. Все детство я любила читать. Увлекалась всем подряд, потому что Ялуторовск маленький город, в нем было мало секций, и я ходила на все кружки, которые открывались. Были и танцы, и хоровое пение,  я не привыкла сидеть на месте еще с тех пор. Но опыта длительного увлечения чем-то у меня не было. Но книги меня всегда сопровождали. В 10 лет я уже перешла из детской библиотеки в городскую взрослую, потому что в детской все прочитала.

Куда вы пошли учиться после школы?

После школы я поступила в Институт культуры на кафедру режиссуры к Марине Владимировне Жабровец. Это уникальный мастер и я до сих пор благодарна судьбе, что попала к ней. Однажды я рассказывала своему брату о том, чему нас учат – фехтовать, танцевать, падать, задерживать дыхание, прикасаться без прикосновения, на что он ответил: «Вас что, в спецназ готовят?» Учеба была очень яркой, запоминающейся, но по специальности мне поработать пришлось всего пару лет. Но даже за эти пару лет я имею диплом «Лучший режиссер». После рождения ребенка я стала работать по специальности, создала в Ялуторовске театр моды,  мы с ним поехали на какой-то фестиваль, заняли лауреатские места и приз за лучшую режиссуру. За него дали сервиз и фотоаппарат.

Потом я переехала в Тюмень, работала на полставки в ТГУ и ставила спектакли со студентами, у нас  было лауреатство на студенческой весне. Поскольку ребенка я воспитывала одна, мне было очень сложно, а на режиссерскую зарплату прожить довольно трудно, мне пришлось оставить эту деятельность. Хотя иногда тянет вернуться. Все время думала, как эти знания, полученные по режиссуре, мне пригодятся в жизни. И потом они мне удивительным образом пригодились.

Расскажите об «Институте публичных выступлений». Как вам пришла эта идея и как вы ее воплощали?

Вообще идеи никакой не было, воплощение тоже было случайным. Я увидела, что мои коллеги в клубе IT-директоров немного беспомощны на сцене. Они такие классные, такие умные, обаятельные, а перед аудиторией теряются. И я решила, что надо им помочь, ведь у меня за плечами диплом по режиссуре. Я разработала тренинг, чтобы помочь коллегам на следующей конференции. Они сначала отнеслись скептически к этой идее, но когда я провела им первый тренинг, им понравилось и они захотели продолжения. Я провела второй. Потом третий. В итоге у меня сейчас уже 4 основных модуля, а недавно появился 5 модуль.

Он возник благодаря Торгово-Промышленной палате. Они пригласили меня рассказать предпринимателям о том, как вести себя перед камерой и как общаться с журналистами, какие основные правила учитывать при этом. Для меня это такое хобби, которое я никогда не рассматривала как серьезный бизнес, но потом оно начало давать и финансовые результаты.

Что вас вдохновляет?

Провожу тренинги с удовольствием и радостью, а в финале даю всем участникам анкету. И мне всегда дают такие хорошие отзывы, пишут такие добрые слова, они мне так к душе. Часть из них размещена у меня на сайте, часть хранится в бумажном варианте. И когда мне становится грустно, что-то у меня не заладилось, или на улице пасмурно, я достаю эти отзывы и перечитываю их. У меня есть понимание, что эта работа приносит пользу людям, а это доставляет мне огромное удовольствие. Иногда мне могут не заплатить за работу, но мне все равно хочется ей заниматься. Мне хочется следить за успехами обратившихся ко мне людей. Поэтому я люблю длинные тренинги, когда с одной группой мы занимаемся по 2-3 дня, чтобы достичь максимального эффекта. И мне приятно и радостно получать какие-то позитивные отзывы, а самое главное, радостно видеть, как эти люди выступают – мне это как бальзам на душу.

Бывало ли такое, что успешное выступление, подготовленное вместе с вами, давало человеку толчок в карьере?

Я, честно говоря, таких подробностей не знаю. Например, в «Сургутнефтегазе» проводится ежегодная конференция. И те, кто у меня занимались, вышли, не боясь, к аудитории. Я поддерживала связь с ними, с их руководителем, спрашивала как у них дела, как они выступили, как подготовили доклады. В общем, мне удалось внести свою лепту, и думаю, что с карьерным ростом у них тоже все отлично. В основном меня посещают люди уже очень успешные. Мои тренинги, как ни странно, пользуются популярностью не среди новичков, а среди людей, которые стремятся стать еще лучше, совершенствуются. Это такие потрясающие личности, что мне в удовольствие с ними работать, от этого у меня мурашки по телу. Это люди, которые действительно растут. Что у них происходит после этого? Они и так прекрасно вступали. Но самое интересное, что когда у всех спикеров на одной из конференций  была возможность получить обратную связь, ко мне подошли только 4 человека. Это были 4 лучших докладчика этой конференции. Они хотели стать еще лучше, хотели расти. И когда работаешь с харизматичными людьми, получаешь невероятный заряд – ты отдаешь энергию, а потом она тебя переполняет.

А учитесь ли вы чему-то у людей, которые к вам приходят?

Темы докладов, которые я прорабатываю, всегда очень интересные. Я работала с докладами по управлению проектами, по IT-системам, в этих темах я не разбираюсь. Это, безусловно, учеба для меня. А самое интересное, что слушатели дают толчок, чтобы я что-то новенькое внесла в следующий раз. Таким образом, у меня появилось две новых услуги: подготовка доклада от «А» до «Я», от задумки до подбора одежды, и экспресс-аудит, когда я могу дать любому спикеру анализ его выступления - что ему нужно исправить, а что было здорово. Иногда это могут быть такие незначительные вещи, что кроме профессионала их никто и не заметит. Вроде бы человек прекрасно выступает, но зрителям не понравилось, и осадок после выступления остался, а никто не понимает почему. Я вижу эти ошибки. Например, человек был снобичен по отношению к аудитории. Он слегка возвышался над аудиторией и преподносил информацию свысока, в связи с этим зритель сразу же зажимался, он не хотел слушать, несмотря на то, что выступающий артистичен, обаятелен, и презентация у него забавная, и подготовился он очень хорошо. По всем критериям он хорош, но контакта с аудиторией у него не получается.

Мы плавно перешли к ошибкам, которые случаются у выступающих. Что ни в коем случае нельзя делать, если выступаешь перед публикой?

Я вообще стараюсь избегать частички отрицания. Моя задача – вдохновить, а не указать на ошибки. Нужно всегда следить за ироничным отношением к себе.  Доклады чаще всего не удаются по одной причине – человек пытается что-то из себя изобразить, пытается показаться умнее, чем он есть на самом деле. Выступление можно считать неудачным, если зритель на нем громко храпит или смотрит в свой гаджет.

Речь идет принципе «Быть, а не казаться». Я и сама не раз попадалась на это – когда начинаешь вдруг из себя что-то изображать, что ты такая умная, такая крутая, а на самом деле, зритель моментально раскусывает  твою суть и ему станвится неинтересно. И от этого сложно избавиться. А ведь именно из-за этого  речь затормаживается, взгляд становится блуждающим, человек уже не здесь, не со зрителями, он не держит контакт и пытается умничать и вспоминает какие-то замысловатые термины. Есть выражение: «Сцена – увеличительное стекло». То есть зрителю, чтобы раскусить стоящего на сцене, требуется всего 5-7 секунд. И публика может сразу сказать – кто он такой, что из себя представляет. Лечение тут только одно – очень иронично относиться к самому себе, с легкостью. Ну, подумаешь, ошибся, я же не эксперт в этой теме. Если, к примеру, начинать мучительно вспоминать какую-то точную дату, то это приведет к снижению темпоритма, зритель сразу понимает, что ты забыл, не знаешь. И в целом впечатление будет испорчено, даже если и начал очень хорошо.

А еще есть две категории докладчиков – одни чрезмерно подготовлены, а вторые вообще не готовятся. А для успешной презентации нужна не сверхподготовка, необходимо  выделить несколько тезисов и именно их рассказывать, не читать с листа, не запоминать, не зазубривать свой текст. Те, кто слишком хорошо готовятся, могут представить зрителям презентацию, написанную 5 кеглем, с огромным количеством текста, без иллюстраций. А те, кто не подготовились, выступают без концепции, без структуры выступления. После их доклада можно сказать: «Вроде бы все правильно сказал, а что сказал – непонятно».

Бывает такое, что дома готовишься к докладу, и все получается прекрасно. Но стоит лишь выйти за трибуну, как накрывает волнение, вся информация вылетает из головы. Как бороться с волнением?

Мой тренинг не случайно называется «Волшебная кнопка против волнения». Почему она волшебная? Потому что она если не на 100% избавляет от волнения, то на 98% точно. Волнение остается где-то далеко, оно звенит и дает легкое возбуждение, но не дает этой скованности, сухости речи. В режиссуре есть такое понятие – объект внимания. И объект внимания в жизни часто присутствует, это сродни детективов. Там все время спрашивают – у кого был мотив? А тут ты смотришь на то, какой у человека объект внимания. Девушки сейчас сразу все поймут. Разговаривают две подруги, а за спиной парень, который нравится одной из них. Она говорит: «Правда, хорошая погода?». И смотрит – отреагировал или нет? Не отреагировал! Повернулась поинтереснее, и дальше продолжает диалог. Что мы видим по факту? Двух разговаривающих подруг. Что мы понимаем? Что объект внимания находится за спиной.

Почему я уделяю много времени объекту внимания? Потому что если объект внимания – я сам, как я выгляжу, как они на меня смотрят, то сразу же начинают потеть ладони, пересыхает горло. Вместо этого мы учимся ставить цели. У артистов в кино и театре работает точно такой же механизм. Но если актерам цель, задачу и сверхзадачу ставит режиссер, то нам сложнее, потому что ты сам себе режиссер, когда выступаешь. И ты должен задать себе цель, с которой ты будешь выступать, например, обворожить парня. Не важно, про что у тебя доклад! Сразу же голос другой, и походка другая, ты не думаешь о том, как ты выглядишь. В это момент важно сделать так, чтобы этот парень смотрел только на меня. Эта цель не всем подходит, конечно, она больше для женщин-вамп. Но может быть другая цель – доказать аудитории что-либо. Сейчас смотрю на своего ребенка, он выступает почти  с пеленок. Везде играет главные роли. И когда он волнуется, я это вижу. У него становится тусклый голос, когда он выходит на сцену. Когда он просто общается, у него голос совсем другой, другие манеры, он гораздо обаятельнее, симпатичнее, ярче, чего когда он со сцены каменным голосом начинает что-то вещать. Он тоже не умеет справляться с волнением, но я его этому и не учу особо. Когда мы ставим цель, нам наплевать, как мы выглядим. Я поставила цель – доказать, а все остальное второстепенно.

И все рассказывают о волнении одинаково. Если я как доктор буду записывать симптомы, то у всех одно и то же: потные ладони, пересохшее горло, неприятный голос, невозможно подобрать слова, все мысли вылетели из головы. Как только выходишь на сцену без цели,  объектом внимания становишься ы сам. Все, можно не продолжать. Если опытный докладчик выходит без цели, то он все равно сможет справиться с волнением и уже потом аудиторию взять. Но когда опыта нет, тогда очень сложно. И тогда палочкой-выручалочкой становится цель. Мы ее учимся ставить на тренинге. И поставить цель не просто, но когда мы ее ставим, то некогда думать и переживать, есть цель и я ее выполняю сейчас. Как я это делаю – красиво, не красиво, смешно – меня это сейчас вообще не волнует. Как только я это сделала, появилась ниточка от меня к зрителям, и по этой ниточке волнение от меня убежало.

Бывают ли люди, не созданные для публичных выступлений?

Люди, которые так говорят, встречаются мне постоянно. Но в истории много примеров того, как люди, преодолевая себя, становились прекрасными ораторами. И мы сейчас не говорим о том, чтобы вживаться в роль, как артисты. Но достойно выступить со сцены может абсолютно каждый. Приведу пример – великий оратор древности Демосфен. Он был шепелявый, маленького роста, лысый,  с дергающимся плечиком. То есть у него шансов стать оратором вообще не было. Но он поставил себе цель. Он обрил себе наполовину голову, закрылся в своем загородном имении, и начал учиться выступать. Он перекрикивал водопад, летящие с горы камни, подвесил острый нож, и когда у него дергалось плечо, острие вонзалось в него. Затем  он пытался перекричать море, прибой. К тому моменту, как у него отросли волосы на голове, он уже многому научился. И если после первого выступления публика его освистала, то когда он вышел потом, люди унесли его на руках. И когда мне кто-то говорит, что не создан для публичных выступлений, я говорю – а Демосфен был создан, конечно. И начинаю работать :).

Удивительно много может харизматичный оратор!  Талантливые выступающие  -  все могут.  Они, если захотят, могут и революцию поднять. И это могут только те, кто может владеть аудиторией.

А как же харизма в таком случае?

Харизма появляется тогда, когда человек себя в чем-то преодолел.

То есть ее можно наработать?

Нет, харизма проявляется тогда, когда мы что-то увлеченно делаем. И совсем не важно, что именно мы делаем. Харизматично вышиваем крестиком или харизматично поливаем цветы. Человек может не делать ничего особенного, но он увлечен. Я когда смотрю, как моя подруга лепит тортики, я понимаю, что более харизматичного человека в этот момент не видела. Но как только она выходит на сцену, у нее все пропадает – естественно, ведь она думает о том, как она сейчас выглядит, а не о том, что она должна сделать. В тортиках ведь ей не надо думать, как она выглядит. И опять этот вопрос – как я выгляжу? Надо об этом забыть, нужно думать о своей цели, чего я хочу достичь со своими зрителями. Вот они мне нужны, я хочу их победить. Или поднять на восстание. Или я их хочу вдохновить. Такая цель способна зажечь человека изнутри, активизировать механизмы, которые в обычной жизни спят, они зажигаются и человек полетел.

У меня часто спрашивают – а с какой целью выходите вы? У меня всегда она цель – помочь. Она тоже очень действенная, и когда ты помогаешь другим, то ты не думаешь, что у тебя на голове, в одежде. У меня очень часто бывают нелепые фотографии с мероприятий. А уж про видео я вообще молчу. Если бы мне показали видео с моим участием на первом курсе, то я бы вообще больше никогда не вышла на сцену. И своим слушателям я настойчиво не рекомендую записывать свои выступления на видео. В записи пропадает самое главное – взаимодействие между выступающим и зрителями. Любой концерт, спектакль теряет 90%, если он записан на пленку. Как по видео можно оценить свое вступление? По тому, как у тебя торча уши? Как ты нелепо засмеялся? Понравиться самому себе – это роскошь. И перед зеркалом репетировать тоже не стоит. Что мы делаем? Мы думаем о том, как нам повернуться, как нам встать, красивая ли у нас поза. И возвращаемся к объекту внимания, к тому, что это нам никак не поможет в публичном выступлении.

Как вы относитесь к различным техникам, НЛП, например? Нужны ли эти языковые уловки или они не работают при контакте с аудиторией?

Слава богу, с большинством из них я не знакома. Если выступающий поставил цель, то он может использовать хоть какие фразы, он ее достигнет. А если цели нет, то зритель раскусит в считанные секунды. Почему никто не любит выступления продажников? Там есть некое снисхождение, пафос. Они могут применять миллион уловок, но они их не спасают. Есть инструмент, например, сделать комплимент зрителю: «Какая приятная публика тут собралась!». Зритель в считанные секунды считает эту фальшь «А то мы не знали!». В общем, все участники этой истории просто теряют свое время и таких, к сожалению, очень много. Я недавно озвучила статистику, теперь я боюсь это делать, так как люди очень остро восприняли эти цифры. Из всех докладов, которые я слышала и видела, 80% ужасные,  даже не подлежащие анализу, 12% из них подлежат анализу, но по-прежнему плохи. 8% докладов хороши и только 2% докладов – супер. А я побывала на 30 конференциях за последний год. И выступления каждого докладчика я отмечала по своей шкале. Меня обвинили, что я не правильно считала. Я предлагаю пойти на выступление вместе. И как только рядом с нами кто-то захрапит, вы мне скажете, будете ли вы анализировать этого человека или нет. Безусловно, в нашей области есть харизматичные докладчики, ради них-то, собственно, все и ходят.

Я читала историю про женщину, которая работала в кинотеатре, отсматривала пленку на предмет брака. И спустя много лет она призналась, что ни одного фильма в своей жизни она не посмотрела. Нет ли у вас такого в работе?

Профессиональная деформация есть всегда. Когда слушаешь доклад, сразу в голове появляются мысли какие плюсы, минусы доклада, как можно исправить и помочь. И это уже не отключить, к сожалению.

А бывает ли желание отключить?

Бывает. Недавно я была на таком круглом столе, что у меня было желание отключить вообще все сенсоры, какие у меня есть, и поспать где-то в углу. Но я не могла себе этого позволить, мне надо было просидеть 1,5 часа с прямой спиной. И я мужественно это вытерпела. Но это редкий случай. Когда выходит человек и выступает классно, я на них смотрю и понимаю, как приятно мне за этим наблюдать.

Вы говорили о том, что не учите своего сына выступать. Почему?

Из серии – жестокая мама. Но я-то знаю, что ему не страшно, так как он выступает с детского сада. Он уже «зазвездился». И не учу именно поэтому – чтобы не «зазвездился» еще больше. Это он еще секретов не знает. Представляю, что будет когда он узнает…

А что в этом плохого?

Однажды я забирала его из лагеря на 5 дней раньше, и его вынесли на руках, и весь лагерь скандировал: «Лева! Лева!». Потом они встали вокруг меня и упрашивали не забирать его. В какой-то мере он обладает даром публичных выступлений, и учить его ничему не нужно.

Все равно рано или поздно вы поделитесь с ним этими секретами. Например, когда Лев будет готовиться к защите дипломной работы.

Не факт, не факт. Сейчас он не готов меня слушать, я для него не авторитет. Но у него и своих знакомств хватает. Он приезжал с разных конкурсов и фестивалей, он там и с космонавтами пообщался, и с кинорежиссерами, участвовал в каких-то телепрограммах, я об этом даже и не знала. Все равно, люди, которые выступают с детства, проще адаптируются к выступлениям во взрослой жизни.

Скажите, в чем секрет счастливого детства?

Вы знаете, когда мой ребенок приходил с улицы весь грязный и чумазый, преодолевая какие-то заборы, с порванными штанами, я никогда его не ругала. Понимала, что все идет правильно, все идет, как надо, как должно быть. Поэтому я считаю, что сыну повезло с детством – у него есть бабушка в Ялуторовске, у нас есть деревня, в которой можно загорать, купаться и играть в футбол. На мой взгляд, счастливое детство – это минимум контроля. Ребенок на все каникулы уезжает в деревню и там у него настоящее лето. У меня детство было таким же. Слава Богу, дети сейчас не работают, в подмастерьях не сидят. Самое главное – это летняя свобода. Мне самой так хочется в деревню, в лес!

Что для вас счастье?

Счастье состоит из маленьких радостей. Много маленьких радостей, таких задорных, забавных, глупых, а иногда может быть и тех, которые ведут к ожирению. А может быть и тех, которые ведут к здоровому образу жизни. В этом году я начала бегать по утрам. Это такое счастье, такой кайф, когда ты бежишь утром, птички поют. Боже мой, как же я жила без этого? Понимаете? Счастье – уметь находить радости в каких-то мелочах. И когда твои ученики выступают, а тебя распирает от гордости, что ты им помогла. Вот это ли не счастье?

С Ириной беседовала Ольга Чепик
08 июля 2015 г

 

Полезна: 12 голосов Не полезна: 1 голос

Ирина Баржак. "Харизма появляется тогда, когда человек себя в чем-то преодолел"

Интервью с руководителем "Института публичных выступлений"

Голосуем!
К кому Вы прислушиваетесь в вопросах воспитания?
10% Беру пример с родителей
4% Советуюсь c подругами
28% Смотрю полезные эфиры с психологами
25% Читаю книги по воспитанию
33% Делаю всё интуитивно
Детский развивающий центр "Лукошко"

Игровые развивающие занятия для детей от 1,5 до 6 лет. Встречи с психологом, педиатром, юристом. Детские праздники. Библиотека журналов о детском здоровье и развитии.

Подробные условия