Главная /  Библиотека / 18+ / Обучение и трудоустройство / "Умный, но ленивый": зачем школьнику быть лентяем

"Умный, но ленивый": зачем школьнику быть лентяем

"У него такие способности, такой потенциал, но он постоянно ленится!" — часто вздыхают родители, говоря об успехах ребенка. Между тем ленивых детей не бывает. Лень — это всегда маска, защитная реакция. От чего же она защищает?
 
Все понимает, а делать ничего не хочет. Сидит перед компьютером, вместо того чтобы заняться уроками или домашними делами. Уговоры и угрозы помогают лишь сначала, а потом и они перестают работать. Знакомо?
 
А сейчас посмотрите внимательнее на своего ребенка. Он вовсе не ленив. С каким усердием он собирает кубики лего. Как увлеченно читает книгу о персонажах любимой компьютерной игры. С какой радостью бежит на занятия робототехникой. Настоящий лентяй, вроде Ильи Ильича Обломова, на такое не способен, правда?
 
ПРИЧИНЫ ЛЕНИ
 
Итак, если ваш ребенок не похож на известного персонажа русской классики, то лень — всего лишь защитная реакция, маска. Она возникает по двум причинам:
 
Страх ошибки
 
Изначально дети не боятся ошибаться. Бояться учим их мы, взрослые. Недостаточно чисто вымыл пол — и вот уже мама хмурит брови. Неправильно решил задачу — и она тихо вздыхает. Она может даже ничего не говорить. Связка "сделал неверно — ты никуда не годишься" усваивается моментально и без слов. Особенно если она транслируется близкими и значимыми для ребенка людьми.
 
Ребенок быстро делает вывод: проще прикинуться лентяем, уткнуться в гаджеты или пропадать на улице с друзьями, но не совершать ошибок, чтобы не становиться "плохим". Даже если фразу "ты никуда не годишься" говорит учитель в школе, каждая мама может минимизировать ее значение для юного ученика. Оценивайте не успехи ребенка, а его старания.
 
Не гонитесь за оценками — уделяйте внимание тому, понял ли ребенок материал. В конце концов, кто знает — может, у вас растет будущий гений, и его способ решения задач смогут признать только университетские профессора.
 
Экономия жизненных сил
 
Вспомните, сколько запланированных дел давно ждут своего часа? Научиться рисовать, записаться на танцы, разобрать детские фотографии — всем этим вроде и надо заняться, и острой необходимости нет. Когда неясно, для чего нужно прямо сейчас записаться на танцы, наш мозг включает режим энергосбережения. Действительно, для чего прикладывать усилия и тратить драгоценные ресурсы непонятно на что?
 
То же самое происходит в голове у ребенка. Зачем делать непонятные и скучные домашние задания, если их можно списать, а свободное время провести гораздо приятнее? Зачем убирать в комнате, если назавтра там будет такой же бардак? Зато, когда ребенок сам или с небольшой помощью родителей найдет эти "зачем", вопросы с выполнением уроков или порядком в комнате отпадут сами собой.
 
ЧТО ДЕЛАТЬ?
 
Что делать, чтобы помочь ребенку справляться с трудностями без защитной маски? Вам помогут эти простые рекомендации:
 
1. Хвалите, отмечайте даже самые незначительные успехи ребенка.

2. Поощряйте браться за сложные дела и задания.

3. Не отказывайте в помощи, если он просит. Но это должна быть именно помощь, а не выполнение задания вместо ребенка.

4. Относитесь к ошибкам философски, как к неизбежным спутникам любого процесса.

5. Попросите подумать над важностью тех или иных процессов: почему важно убирать в комнате или учить русский. Пусть он сам сформулирует свои причины.

6. Приучайте ребенка организовывать день так, чтобы ему хватило сил и времени на все занятия и развлечения. Составьте вместе план дня и поначалу помогайте его придерживаться.

 
Именно из семьи ребенок берет основные модели поведения и отношений. Покажите ему модель эффективного человека, который не боится совершать ошибки и умеет грамотно распоряжаться временем.
 
Полезна: 2 голоса Не полезна: 2 голоса

Предлагаем почитать

РодительVSРебенок. Кто вправе выбирать профессию – взрослый или подросток? Как помочь ребенку в самоопределении, пояснила тюменский психолог
Советы по профориентации Как грамотно оказать ребенку помощь в профессиональном самоопределении?

"Умный, но ленивый": зачем школьнику быть лентяем

Модель эффективного человека, который умеет грамотно распоряжаться временем

Голосуем!
К кому Вы прислушиваетесь в вопросах воспитания?
10% Беру пример с родителей
5% Советуюсь c подругами
29% Смотрю полезные эфиры с психологами
25% Читаю книги по воспитанию
32% Делаю всё интуитивно
Детский развивающий центр "Лукошко"

Игровые развивающие занятия для детей от 1,5 до 6 лет. Встречи с психологом, педиатром, юристом. Детские праздники. Библиотека журналов о детском здоровье и развитии.

Подробные условия