На форуме "Семья" родителям рассказали, как снизить стресс в период ОГЭ и ЕГЭ
Учеба и экзамены – две эти темы становятся неизменными причинами большинства конфликтов в семьях с подростками. Как пережить экзаменационный период и сберечь с ребенком мирные отношения? Что могут сделать родители, чтобы снизить давление на детей и уменьшить собственную тревожность и тревогу подростка, сохранив при этом здоровье всех членов семьи, – ответы на эти и многие другие вопросы в беседе с психологом Татьяной Максимовой.
Областной форум "Семья" проходит в Тюмени уже семь лет. В этом году благодаря отмене ограничений на проведение массовых городских мероприятий форум вернулся к очному формату работы. Более семисот семей – а это более 1500 человек – приняли участие в интерактивных и образовательных площадках мероприятия, в том числе посетили открытые лекции практикующих психологов, в числе которых и опытные столичные специалисты.
- Нас очень порадовала наполняемость образовательных площадок по психологии. Это здорово, когда родители стремятся понять своих детей и хотят сделать жизнь семьи более спокойной и гармоничной, а общение с детьми – более открытым и доверительным. Да, найти общий язык с подростками бывает непросто, именно поэтому в этом году мы решили организовать тематическую секцию "Психология подростков", чтобы обсудить самые частые родительские вопросы о проблемах взаимоотношений со своими взрослеющими детьми, – рассказывает руководитель семейного проекта "Создавая будущее", организатор областного форума "Семья" Елена Кашкарова.
Одной из самых актуальных тем, волнующих и подростков, и родителей, является колоссальная нагрузка и неизбежный стресс в экзаменационный период. Со сдачей экзаменов сталкиваются все школьники, но самую большую тревогу и страх, безусловно, вызывает сдача ОГЭ и ЕГЭ. Как родителям помочь своему ребенку так, чтобы своей заботой не навредить отношениям с подростком, на что обратить внимание, чтобы не нанести вред его здоровью, как справиться с собственной тревогой и успокоить детей – рассказывает психолог, семейный системный терапевт Татьяна Максимова.
Какой самый простой и эффективный способ помочь ребенку, который сдает экзамены?
По словам психолога, чтобы преодолеть экзаменационный стресс и пережить сложный период подготовки к экзаменам максимально конструктивно, нужно выбрать способ сопровождения своего ребенка в этом процессе. И наиболее эффективный вариант родительского поведения – это, конечно, поддержка:
- Казалось бы, такие простые слова, ставшие прописной истиной, однако мой более чем десятилетний опыт работы непосредственно в образовательном учреждении и еще больший опыт общения в качестве психолога с подростками и родителями говорит о том, что такие базовые вещи, как режим дня, полноценный сон, поддерживающая обстановка, как раз и нарушаются, – так Татьяна Максимова начала свое выступление.
К какому результату это приводит?
К возникновению тревожности, которая во время сдачи экзаменов выбивает подростка из колеи и может стать негативным факторов, мешающим успешно пройти испытания.
Капканы для родителей
- Хочется назвать те ловушки, в которых родители нередко оказываются из-за своей доброты, любви и желания быть максимально полезными своему ребенку. Например, исходя из своих внутренних переживаний и стараясь поддержать школьника, родители начинают по полной включаться в этот процесс, излишне беспокоиться, проявляя гиперопеку. При этом происходит вторжение в личное пространство ребенка, нарушение его границ, которое подросток воспринимает как чрезмерный контроль и делает вывод о том, что если мама так тревожится, испытывает по этому поводу такой страх, то, наверное, в него не верят. И он начинает сомневаться в своих силах, перестает верить в себя. Это главная опасность чрезмерной заботы и опеки, за которыми стоит внутренняя родительская тревожность.
Важно отметить, что причиной тревожности ребенка чаще всего является именно родительская тревога. Поэтому нужно уметь осознавать и прорабатывать это состояние. Процесс экзаменов, как и предэкзаменационный период, – это стресс не только для самого школьника, но и для всех тех, кто его окружает и за него переживает: это родители и педагоги, значимые взрослые – бабушки, старшие братья и сестры и так далее, отмечает психолог.
Истинная поддержка – это вера в ребенка
Нужно верить в своего ребенка и как можно чаще ему об этом говорить – здесь точно перебора не будет, – подчеркивает семейный системный терапевт Татьяна Максимова.
- Для того чтобы ребенок почувствовал, что вера в него действительно существует, каждый родитель должен иметь мужество и желание сделать следующие вещи: забыть о прошлых неудачах, причем в качестве неудач могут выступать не только какие-то глобальные вещи, но и разные бытовые мелочи, такие как незаправленная постель. Не менее важно помочь ребенку почувствовать уверенность в том, что он справится с поставленной задачей. Чтобы это чувство обрести, нужно вспоминать о прошлых удачах, а не об ошибках. Проговаривать положительный опыт и задерживаться на промежуточных шагах: "А когда у тебя получалось? А как это получалось? А помнишь, когда ты смог с этим справиться?" Подмечать мелочи, новые навыки саморегуляции, например, не лишним будет похвалить подростка за то, что он сам встал по будильнику, чтобы подготовиться к экзамену, а не для чего-то другого. Поверьте, для некоторых детей это огромное достижение, и родителям важно проводить над собой внутреннюю работу, чтобы этот процесс замечать и отмечать сильные стороны и маленькие победы ребенка, как можно чаще ему об этом говорить. Не обязательно, чтобы слова поддержки относились к учебе. Можно, к примеру, сказать: "Какой ты у меня творческий, креативный!" и так далее. Проявляйте веру в ребенка, сочувствие к нему, подчеркивайте свою уверенность в его силах и создавайте дома обстановку дружелюбия, уважения и демонстрируйте это уважение.
Отстаньте от ребенка перед экзаменами!
В напряженный для ребенка момент родителям важно взять ответственность за свои чувства на взрослого человека – на себя. И ни в коем случае не перекладывать эту ответственность на своего ребенка. Даже подросток шестнадцати-семнадцати лет – это ребенок. Обстановка дружелюбного и уважительного отношения дает детям много ресурсов, объясняет Татьяна Максимова.
- Иногда я даю родителям провокационный совет, рекомендуя отстать от своего ребенка на оставшиеся до экзамена десять-пятнадцать дней, а иногда и на месяц. И очень часто складывается ложное представление, что это означает попустительство. В вопросе поддержки самое сложное – найти внутренний баланс между тем, как удерживаться в этих границах, оставаться твердым в своих решениях, если они были приняты и озвучены, и в то же время оставаться в поддерживающей позиции по отношению к ребенку. Готового рецепта здесь нет, баланс будет выстраиваться индивидуально. Слушайте родительское сердце, и оно подскажет, как верить в ребенка и в себя в этот момент, как быть уверенным в том, что вы справитесь с этим тяжелым периодом и стрессом, сможете его пережить вместе со своей семьей. Нужно оставаться твердым и при этом добрым, не выступать в роли критикующего, в качестве судьи.
Какой он, ваш ребенок?
Не менее важно в экзаменационный период снять напряжение и тревожность, продолжает раскрывать тему Татьяна Максимова:
- Чтобы узнать, как именно помогать своему ребенку, нужно сначала понять, а какой же ваш ребенок. Например, для тревожных детей на этом этапе необходимо создание эмоционально спокойной, ненапряженной атмосферы. Ни в коем случае нельзя сгущать краски, постоянно напоминать о предстоящих экзаменах, потому что чрезмерное нагнетание тревоги будет и без того переживательного по натуре ребенка приводить к дезорганизации. Поэтому тревожных детей не тревожим, не нагнетаем, минимизируем все эмоциональные пики.
- Другая история с неуверенными детьми. Здесь необходима ситуация успеха, поэтому важно обращать внимание на прежний положительный опыт ребенка и подчеркивать те промежуточные шаги, которые у него получаются уже сейчас. Самое главное – предлагать неуверенному ребенку выбирать самому, с чего ему начинать работу, не решать за него, чтобы его уверенность в себе формировалась и укреплялась, – отмечает психолог.
- Гиперактивные дети. Понятно, что к окончанию школы гиперактивность проявляется в несколько других формах, а не как в первом классе. Но этот "шлейф" из детства может оставаться в виде неорганизованности, когда ребенок хватается сразу за несколько задач, не может удержаться в рамках какого-то одного направления. Гиперактивным подросткам нужно создавать максимально спокойную атмосферу и снижать значимость экзаменов, а не нагнетать напряжение. При этом совершенно бесполезно таких детей призывать быть внимательнее, аккуратнее, сосредоточеннее, ведь для них это недоступно, – подчеркивает семейный системный терапевт.
- Есть и другая категория детей, – продолжает свой рассказ Татьяна Максимова. – Это гиперответственные дети. Отличники, которые на грани с определенной степенью невротизма. Для таких крайне старающихся детей очень важно снизить степень значимости этого экзамена и дать понять, что ошибаться можно. Здесь у родителей задача – развеять миф об идеальности, предоставить ребенку поддержку, показать, что он любим и принимаем без доведения до крайностей, без амбициозных целей.
- Астеничным детям – тем, которые часто болеют, – важно не предъявлять заведомо невыполнимых требований. Важно понимание уровня своего ребенка и принятие этой данности. Не менее важно соблюдать режим дня и все прочие внешние обстоятельства, которые от родителей зависят, – делится информацией эксперт.
Также необходимо учитывать и темперамент ребенка.
- Представители быстрых видов темперамента – сангвиники, холерики – очень быстро прорабатывают задачи и быстро утомляются. И если вы как родители знаете это по своему ребенку, постарайтесь это сбалансировать. Флегматикам, меланхоликам требуется больше времени, чтобы включиться в учебный процесс, поэтому таким детям частые перерывы на отдых не будут полезны. Если медлительный ребенок сел и начал работать, ему нужно дать возможность подольше побыть в этом состоянии, сдвинув перерыв, – подчеркивает эксперт.
Экзамены без стресса – это реально?
Соблюдать режим, спать по восемь часов, полноценно питаться, гулять и ничего радикально не менять в распорядке дня и жизненном укладе – главные рекомендации Татьяны Максимовой на экзаменационный период:
- Если вы понимаете, что режим уже нарушен, к примеру ребенок всю жизнь засыпает в три часа ночи и это для него привычно, то не имеет смысл за месяц до экзаменов резко этот распорядок менять. Для ребенка это будет еще больший стресс. Работайте с тем, что имеете, стараясь по возможности корректировать и сдвигать режим.
На пользу ребенку, находящемуся в процессе сдачи экзаменов, будет смена и чередование видов деятельности, отмечает психолог:
- Каждые сорок пять минут – десятиминутный перерыв на отдых. И через каждые два часа – большой перерыв. И в обязательном порядке прогулки и свежий отдых. Плюс полноценный сон, во время которого вырабатывается гормон мелатонин, позволяющий нам справляться со стрессом. В идеале должен быть восьмичасовой сон с не очень поздним засыпанием. Не менее важен режим питания, который должен быть регулярным, и питьевой режим. Находясь в тревоге, ребенок может стресс как заедать, так и, наоборот, голодать. На этот "звоночек" нужно обращать внимание.
Лайфхаки против тревоги
Первое, что страдает в ситуации стресса, – это связь полушарий. Поэтому полезным будет такое простое упражнение:
- Положите одну руку на область пупка, а вторую – на ключицу, и просто помассируйте ключицы снизу и сверху. Так включается "кнопка" мозга. Для стимулирования работы полушарий есть упражнение "Ленивая восьмерка", делать которое можно так: предложить ребенку мысленно "нарисовать" в воздухе горизонтальную восьмерку, знак бесконечности. Выполняя упражнение, обратите внимание, что левая и правая рука делают это по-разному. Можно карандашом на бумаге нарисовать крестик – икс – и удерживать на нем внимание как можно дольше.
Когда тревога просто захлестывает, в этот момент не лишними будут и такие упражнения:
- Нужно понапрягать тело, начиная от кончиков пальцев до кончиков рук, выдох – и расслабление. Мозг в это время хорошо переключается, паника отпускает. Это можно делать даже на самом экзамене. Отлично работает и такой метод: большим пальцем правой нужно руки надавить на ладонь левой и наоборот. Попробуйте – и почувствуйте, как будто бы идет импульс, происходит переключение, активизируются оба полушария, снижается тревога.
Спрашивали – отвечаем
По завершении своего выступления спикер форума "Семья" психолог, семейный системный терапевт Татьяна Максимова ответила на вопросы из зала. Публикуем некоторые из них.
- Это правда, что ребенок отражает переживания родителей, то есть если нервничать, то он будет волноваться еще сильнее?
- На сто процентов правда. В такой ситуации стоит спросить себя, а почему я такой тревожный, действительно ли такая тревога обоснована, и поработать с этим.
- Если девочка, подросток пятнадцати лет, устала, замкнулась в себе, ей ничего не нужно, как ее можно вывести из такого состояния?
- Возможно, в такой ситуации помощью подростку со стороны родителя будет возможность остаться на какое-то время в таком состоянии. Можно при этом оставаться в диалоге, спрашивая: "Дочка, как тебе помочь? Мне побыть рядом с тобой?", предлагая разные варианты. Самый беспроигрышный вариант – объятия, хотя, понятно, что с подростками это сложнее.
- Подскажите по поводу гаджетов. Если идет постоянное тревожное хватание за телефон, проверка сообщений в мессенджерах. Ощущение, что ребенок считает, что без этого мир перевернется. Как с этим быть?
- Начну с того, что это ваше восприятие ситуации. Как вариант – ребенок таким образом снимает свое напряжение. И если это так, то ему нужно предложить альтернативу, но ни в коем случае не через давление. Не нужно запрещать, а нужно говорить с ним об этом. "Что происходит? Попробуй сам это внутри отследить. Зачем ты кинулся к телефону? Что произошло в этот момент? Как сам считаешь, полезно ли то, что ты постоянно отвлекаешься?". Предложите ребенку альтернативный вариант: на время выполнения заданий или хотя бы на сорок пять минут либо на время сна включать на телефоне авиарежим. Такой прием работает.
Напоминаем, что все фотографии с форума "Семья" выложены в открытом доступе на сайте "Детки!"
Генеральный информационный партнер форума "Семья" – телеканал "Тюменское время" (21 канал кабельного телевидения).
Первый и самый большой в Тюмени интернет-ресурс для родителей!
Подробные условия