Тюменский психолог, директор АНО ДПО "Академия психологической практики" Миля Ибрагимова рассказала, как правильно обсуждать с ребенком проблему "совести", чтобы не внушить ложное чувство вины.
По словам эксперта, в первую очередь родитель должен иметь собственное четкое представление о том, что такое "совесть", по каким критерием он оценивает других людей и самого себя. К сожалению, нередко, призывая к совести, родитель просто хочет сделать ребенка послушным, удобным. Тем, кто не будет мешать или заставлять краснеть за поступки. Однако призывать маленьких детей к совести и чувству стыда – бессмысленно.
- Бывает, родители начинают манипулировать детьми, взывая к совести. Но помимо послушания они добиваются того, что маленький ребенок начинает испытывать чувство вины, страха, стыда. Он не может разделить себя и свой поступок. А стыд и вина - это парализующие чувства. Делать нехорошие поступки в какой-то мере нормально, все ошибаются. Задача родителей поддержать ребенка в этот момент и помочь выйти из ситуации с достоинством, а не формировать в нем чувство вины, - поделилась психолог во время обсуждения темы в рамках онлайн-форума "Семья".
Ответственность за поступки ребенка родители несут совместно с самим ребенком. Нельзя перекладывать ответственность на несовершеннолетнего в позиции "сам натворил – сам решай". Так как возраст не имеет значения в данной ситуации, ведь родители и сами часто нарушают правила.
- Когда речь идет о совести, нужно, чтобы слова и поступки взрослых не расходились. Для начала пересмотрите свои нормы, поступки, определитесь с тем, что такое хорошо и что такое плохо лично для вас, а потом транслируйте это ребенку, - подчеркивает специалист.
Не стоит противоречить самим себе, устанавливая правила только для ребенка. Запрещая ему входить в вашу комнату без стука, соблюдайте установку и сами – не врывайтесь в комнату подростка без разрешения, не игнорируйте его личные границы.
Организаторы и партнеры Форума
|
|
|
Сад на полный день для детей от 1,5 лет. Разновозрастный коллектив. Методики раннего развития Монтессори, Никитиных, авторские методики. Костюмированные праздники. Городская субсидия по оплате.
Подробные условия