Главная /  Библиотека / 18+ / Здоровье и безопасность / Стресс и суицидальные мысли у подростков

Стресс и суицидальные мысли у подростков

Данные исследования психического здоровья детей, проведенного по стандартам международного проекта SEYLE с целью оценки взаимосвязи переживаемого стресса и суицидальных тенденций у подростков. 
 
Каждый третий подросток испытывает существенную стрессовую нагрузку, которая составляет 5 и более негативных жизненных событий (НЖС) за полгода. Приоритетными событиями являются проблемы в школе, семейные проблемы и межличностные ситуации (конфликты, расставания). Что касается субъективного переживания стресса, то около половины подростков сообщают, что ощущают стресс с различной частотой, от нескольких раз в году до нескольких раз в неделю. 
 
С суицидальными мыслями ассоциированы порой довольно редкие события, в основном связанные с семьей, взаимоотношениями с родителями и сверстниками, болезнями и смертью близкого человека.
 
Стресс является одним из основных факторов суицидального поведения, а концепция стресс-диатеза (стресс уязвимости) – одной из
наиболее активно разрабатываемых и продуктивных в суицидологии в последнее время.
 
Согласно этой концепции, суицидальность (имеются в виду как мысли, так и попытки и завершенное самоубийство) в значительной степени определяется дизадаптивной уязвимостью к стрессу. Уязвимость к стрессу трактуется как генетически обусловленная характеристика, включающая психологические и поведенческие проявления, которая может усиливаться при неблагоприятном протекании ранних периодов развития личности и в основе которой лежат преимущественно биологические механизмы, в том числе, эпигенетические .
 
Стресс в данном контексте рассматривается как стресс жизни или как негативные жизненные события (НЖС), обычно разделяемые
на отдаленные и непосредственные, триггерные. Негативные жизненные события – это инциденты, происшествия, напасти или менее
крупные неприятности, нарушающие нормальное течение жизни и являющиеся причиной физической или психологической боли.
 
Большое число исследований, посвященных роли НЖС, неизменно подтверждают связь между происшедшими событиями и суицидальными тенденциями у различных возрастных групп. Так, с суицидальным поведением ассоциированы переживание острого горя, разрывы отношений, межличностные конфликты (особенно семейные), финансовые и иные потери, а также проблемы с законом и жизненные «провалы и катастрофы». При этом физическое и сексуальное насилие, конфликты в семье и разрывы отношений обычно коррелируют с частотой и тяжестью суицидальных попыток у молодых людей, а одиночество, тяжелые заболевания, изменения привычного уклада жизни и финансовые проблемы являются факторами повышенного риска самоубийствв основном у пожилых.
 
В суицидологии встречается также определение таких событий как ситуаций риска, наряду с факторами риска. Такие ситуации делают суицид более вероятным. В последнее время наблюдается повышенный интерес к суицидогенной роли стресса в подростковом возрасте. Основная масса работ в предыдущие годы касалась стрессовых событий жизни взрослых, несущих ответственность за себя и свою семью и в большей степени подверженных стрессу жизни. При этом считалось, что дети и подростки, за которых ещё отвечают взрослые, в этом отношении не столь уязвимы.
 
Действительно, число НЖС нарастает к 45-50 годам, с небольшой разницей у мужчин и женщин. Однако подростки переживают стрессовые ситуации, возможно даже более остро, чем взрослые и, тем более, пожилые люди, что связано с особенностями их эмоциональной и когнитивной сферы. При этом следует отметить, что стрессовая нагрузка в социуме в целом растет, в том числе, в экономически развитых и считающихся благополучными странах. Так, по данным Американской Психологической Ассоциации (АРА) 22% опрошенных сообщают, что испытывают «выраженный стресс», а 39% утверждают, что за последний год уровень переживаемого ими стресса возрос. Все это заставляет обратить особое внимание на стресс, переживаемый подростками и молодыми людьми.
 
Стресс в подростковом возрасте может быть связан с межличностными проблемами, школьными ситуациями, различными формами насилия и третирования, распространенными в детской и подростковой среде, проблемами со здоровьем, потерями и провалами. Кроме этого, подростки порой тяжело переживают стрессовые ситуации своих родителей и семьи в целом – вынужденные переезды, финансовые проблемы, проблемы с работой и болезнистарших. Все эти ситуации в той или иной степени связаны с суицидальными мыслями, попытками и самоубийствами среди подростков 
 
Имеет значение время, когда произошло событие, так, НЖС за последние 3 мес являются наиболее сильными предикторами суицидальных попыток у молодых людей. Большую роль в подростковом стрессе играют межличностные отношения, причем медиатором между межличностным стрессом и суицидальными мыслями являются внутренние ощущения подростков, в частности, чувство покинутости, одиночества и «обузы для окружающих». Существенный вклад вносит школьная среда. При изменении своего статуса в школе, например, при переходе в другой класс или смене школы, подростки испытывают значительное число стрессовых событий, провоцирующих, в том числе суицидальные мысли.
 
Важным сопутствующим фактором является депрессия, она с одной стороны, в значительной степени провоцируется стрессом, а с дру-
гой – выступает посредником между эмпирически выявляемым стрессом и суицидальными мыслями, попытками и т.д. Стресс возникает тогда, когда индивидуум осознает недостаточность ресурсов для преодоления возникшей проблемы. Таким образом, стресс – это чаще всего внутреннее ощущение, осознание невозможности разрешить проблему или избежать нежелательной ситуации.
 
В соответствии с этими воззрениями,стресс жизни нужно рассматривать как преимущественно психологический стресс. Разумеется, случаются и реальные физические угрозы, однако в подавляющем числе случаевстресс современного подростка связан с ощущением несправедливости, ожидаемыми проблемами, внутренними переживаниями, стыдом, сниженной самооценкой и аналогичными эмоциями. Психологический стресс – широкораспространенная, но и в то же время наиболее неопределенная, расплывчатая категория.
 
В 2012 г. проводилось исследование,направленное на выявление ряда психосоциальных характеристик подростков по стандартам международного проекта SEYLE. Полученный материал анализировался с различных позиций, главным образом в плане оценки нарушений психического здоровья и психологическогоблагополучия (депрессия, тревога, субъективное ощущение стресса) и выявления ассоциаций с такими явлениями, как суицидальная попытка за последние 6 месяцев и суицидальные фантазии, мысли и планы.
Мы обратили внимание на то, что субъективное ощущение стресса в большей степени влияет на выраженность депрессии, тревоги и рискового поведения, чем реальное наличие большого числа НЖС. В то же время, выраженность суицидальных тенденций в большей степени зависела от произошедших НЖС.
 
Это заставляет предположить зависимость суицидальных тенденций не только от количественных, но и от качественных показателей стресса, то есть от характера события, а также от соотношения, возможно, взаимодействия НЖС и психологического стресса. Данное об-
стоятельство послужило основанием для настоящего исследования, в котором роль стресса в провоцировании суицидальных проявлений у подростков исследована более детально, с учетом характера стресса и качественного состава НЖС.
 
В данной работе использовали ответы подростков на вопросы, касающиеся 28 типов случившихся за последние 6 месяцев НЖС. 
 
Общее число респондентов, включенных в данный анализ с учетом качества заполнения анкет, составило 589 человек.
 
 
 
Как видно из представленных данных, с наибольшей частотой отмечается такое стрессовое событие, как увеличение академической нагрузки. Вторым по частоте событием является болезнь члена семьи. Если выделить все события, частота которых превышает 10% или близка к этому порогу (таких всего 14 событий), то выясняется, что здесь представлены почти в равных долях школьные стрессы (экзамен, оценки ниже ожидаемых, конфликт с учителем), семейные ситуации (болезнь члена семьи, смерть или появление нового члена семьи, проблемы с родителями, проблемы с работой родителей,смерть домашнего животного) и межличностные ситуации (конфликт с другом, расставание с парнем / девушкой).
 
Анализировали также ответы на вопрос «Как часто вы ощущаете стресс? Стресс означает ситуацию, в которой вы чувствуете напряжение, беспокойство, раздражительность, тревогу или растерянность» с предлагаемыми вариантами ответов «Никогда или несколько раз в году, ежемесячно, еженедельно, несколько раз в неделю, большую часть дней в неделю». Подростки сообщали, с какой частотой они испытывают стресс (от крайне редкого до ежедневного ощущения). Следует отметить, что само понятие стресса давно и прочно вошло в сознание и отразилось в повседневной речи, семантике. Оно хорошо знакомо и детям и взрослым, поэтому даже частота упоминания стресса, роли этого слова в ежедневном дискурсе в какой-то степени отражает внутренний, психологический стресс. Частота субъективного ощущения стресса среди обследованных подростков представлена в таблице ниже.
 
 
 
Данные, представленные в таблице, свидетельствуют, что больше половины испытуемых никогда не ощущают стресс или ощущают его несколько раз в году. Количество таких респондентов составило 306 человек или 52,13% от общего числа испытуемых. Ежемесячно переживает стресс примерно каждый пятый испытуемый – 20,10% (n=118). Еженедельно испытывают стресс 10,90% (n=64) опрошенных школьников, а несколько раз в неделю 11,93% (n=70) подростков. У 29 детей субъективное переживание стресса отмечалось большую часть дней в неделю (4,94%). Таким образом, среди подростков интенсивные стрессовые реакции являются скорее исключением, чем правилом. В целом это говорит о том, что в зоне повышенного риска находится небольшое число подростков
 
Подводя итог, можно сделать несколько выводов. Стресс, вне всякого сомнения, играет большую роль в жизни подростков, выступая
провокатором, в том числе суицидальных мыслей и попыток. Каждый третий ребенок испытывает существенную стрессовую нагрузку, которая составляет 5 и более негативных жизненных событий за полгода. Приоритетнымисобытиями являются проблемы в школе, семейные проблемы и межличностные ситуации(конфликты, расставания). Что касается субъективного переживания стресса, то около половины подростков сообщают о таких ощущениях с различной частотой. Между накоплением стрессовых событий и ощущением стресса существует прямая корреляция, однако она относительна и взаимоотношения между этими характеристиками сложнее.
 
Что касается негативных жизненных событий, то их частота в жизни подростков не связана с их влиянием на суицидальность. С суицидальными мыслями ассоциированы исключительно события, связанные с семьей, взаимоотношениями с родителями и сверстниками, болезнями и смертью близкого человека. Реальную опасность представляют редкие, но существенные по значимости негативные события, например, смерть близкого друга.
 
Таким образом, корни суицидальных переживаний связаны с семейным контекстом и ближайшим окружением подростка. Полученные данные могут представить интерес дляшкольных психологов и родителей, наблюдающих поведение своих детей-подростков.
 
 
В.А. Розанов, А.И. Уханова, А.С. Волканова, А.С. Рахимкулова, А. Пизарро, Б.В. Бирон
по материалам научно-практического журнала "Суицидология", Том №7, №3 (24), 2016

 

Полезна: 3 голоса Не полезна: 0 голосов

Предлагаем почитать

В когтях Интернета Как обезопасить своего ребенка?
Ребёнка нужно учить безопасно пользоваться интернетом Интервью с экспертом по детской онлайн-безопасности "Лаборатории Касперского" Марией Наместниковой
Неспящие подростки: как наладить сон у "не самых маленьких" детей? Чем опасна вынужденная подростковая бессонница, как с ней справиться?

Стресс и суицидальные мысли у подростков

Исследование психического здоровья детей с целью оценки взаимосвязи стресса и суицидальных тенденций

Голосуем!
К кому Вы прислушиваетесь в вопросах воспитания?
10% Беру пример с родителей
4% Советуюсь c подругами
28% Смотрю полезные эфиры с психологами
25% Читаю книги по воспитанию
32% Делаю всё интуитивно
Детский сад полного дня "Лукошко"

Сад на полный день для детей от 1,5 лет. Разновозрастный коллектив. Методики раннего развития Монтессори, Никитиных, авторские методики. Костюмированные праздники. Городская субсидия по оплате.

Подробные условия