Главная /  Библиотека / Ваш малыш / Психология  / Психотерапевт — о первом классе и первом учителе

Психотерапевт — о первом классе и первом учителе

Почему начало учебы в школе — один из самых важных этапов в жизни ребенка? Как у младших школьников формируется система стрессоустойчивости и почему этот навык напрямую зависит от модели поведения родителей и других значимых взрослых? Об этом и многом другом в своей книге "Я буду рядом. Теория привязанности для любящих родителей" (вышла в издательстве "МИФ") пишет детский психотерапевт Виктория Потапова.

Младший школьный возраст: дети от семи до одиннадцати лет

Что меняется в жизни ребенка с наступлением младшего школьного возраста? Правильно, меняется его социальный статус. Ребенок становится школьником. Это новая жизненная ситуация, которая определяет ведущую деятельность — обучение.

Ребенок делает еще один шаг, отделяющий его от семьи и позволяющий ему все больше исследовать окружающий мир. Младший школьник выходит на новый уровень контакта с социальным обществом: теперь он занят значимой деятельностью, которая позволяет ему переживать признание и уважение со стороны взрослых людей. Помните строки стихотворения Агнии Барто "В школу", в котором маленький Петя вот-вот из простого мальчика превратится в гордого новичка-первоклассника?

К семилетнему возрасту маленького человека перестает удовлетворять позиция просто "ребенка", у него появляется потребность выйти за рамки своего детского образа жизни и занять новое место среди людей, осуществлять значимую, принятую другими деятельность и найти в этом признание и уважение. Такой деятельностью становится обучение в школе, которое дает новый статус: школьник.

При поступлении в школу ребенок "вырастает" в глазах окружающих, у него теперь будет очень понятный и проявленный результат его деятельности — оценки. Дети очень гордятся ими. Именно сейчас появляются и определенные требования к ответственности, произвольности и дисциплине, а также возникает право претендовать и на более серьезное отношение к его труду, иметь свое рабочее место, особенное время для работы и отдыха.

Первый учитель

В жизни ребенка появляется еще один очень важный взрослый — первый учитель. С ним ребенок теперь проводит значительную часть дня, обращается к нему за эмоциональной поддержкой и опирается на него в проявлении своего познавательного интереса. Не зря в различных произведениях можно встретить сравнение первой учительницы со второй мамой для школьников. Ребенок постепенно начинает ориентироваться на мнение учителя о себе и об окружающем мире. С этим новым взрослым развиваются отношения, которые ребенок вписывает в свою систему иерархии привязанности.

Система "ребенок — учитель" в определенной мере становится центральной

От этого зависит почти вся совокупность эмоционально благоприятных для жизни ребенка условий: как я себя чувствую в контакте с учителем? Каким взглядом он на меня смотрит, какую оценку дает моим действиям? На моей ли он стороне? Может ли он меня поддержать и утешить, когда я сталкиваюсь с трудностями? Переживаю ли я в контакте с ним чувство безопасности? Поддерживает ли он меня в освоении новых знаний? Как мнение учителя обо мне влияет на восприятие меня со стороны моих одноклассников? Как мнение и обратная связь учителя влияют на восприятие меня со стороны моих родителей?

Именно поэтому качество отношений между учителем и младшим школьником является во многом определяющим для эмоционального самочувствия ребенка.

Я — часть группы

Еще одной важной психологической и социальной задачей данного возраста является проживание включенности в группу сверстников. Для ребенка важно почувствовать себя частью коллектива и при этом ощущать свою индивидуальность.

Решение такой задачи имеет свои естественные этапы.

Первый этап: слияние с группой. Ребенку важно почувствовать свою схожесть с другими детьми, прожить объединение с ними через интересы, выработать некие общие тренды и следовать им. Возможно, вы по себе помните, насколько важно было иметь тетрадки и дневники с изображениями опре­деленных героев мультфильмов или кино, иметь какой-то общий элемент в одежде, знать сюжеты любимых фильмов и на переменках обсуждать их героев. Через такое подражание друг другу дети переживают общность, это поддерживает их чувство принятия и безопасности.

Второй этап: проявление индивидуальности. Прожив слияние и надежность отношений в группе, ребенок может показать что-то, что его выделяет среди других, продемонстрировать свою индивидуальность. Это может быть какое-то увлечение, мнение или поведение, то, на что остальные дети посмотрят с интересом, принятием и уважением.

В сплоченной группе каждый ребенок может замечать и свои сильные стороны, и сильные стороны других детей, не воспринимая достоинства других в качестве угрозы, а переживая их как усиление команды. Ребенок может ответить себе на вопросы: что привношу я, а что другие? Как это помогает нам двигаться к поставленным целям?

Кроме того, могут возникать вопросы статуса, положения ребенка в группе и здоровой конкуренции. В решении этой задачи помогает понимание системы ценностей сообщества, в которое включается ребенок: что является значимым? Что одобряется? Что поддерживается? Ребенок подстраивается под запросы группы и старается заработать статус, проявляя в своих действиях ценности, поддерживаемые коллективом сверстников.

Зачастую ориентиры для группы детей создает значимый взрослый: учитель, тренер, наставник

Учитель, для которого ценностью являются добрые отношения, будет говорить об этом и поддерживать поведение взаимовыручки и хорошего отношения к каждому ученику. А учитель, ценностью для которого является конкуренция, будет поддерживать соревнование и сравнение детей друг с другом. Именно с опорой на взрослого дети устанавливают между собой отношения определенного качества.

Для развития безопасной атмосферы и здоровой познавательной активности важно, чтобы ребенок ощущал, что его достижения адекватно оцениваются членами сообщества, в которое он включен, а при неуспехах у него есть поддержка от членов группы.

Трудности в обучении — это почти всегда трудности в отношениях, которые создают хроническую стрессовую ситуацию, что не дает в полной мере развернуться естественному познавательному интересу.

Острая тема: нежелание учиться и низкая успеваемость

Нам с вами уже хорошо известно, что ведущими движущими силами развития детей являются исследовательский интерес и познавательная по­требность. Дети получают удовольствие, узнавая новое и приобретая ранее недоступные навыки. Но нередко родители и учителя замечают, что ребенок плохо усваивает учебный материал, теряет концентрацию внимания на уроке, всячески пытается избежать выполнения домашнего задания. И тогда обучение становится пыткой как для ребенка, так и для родителя. Почему же так получается? Один из ответов на данный вопрос — особенность взаимосвязи потребности в привязанности и познавательной потребности.

Джон Боулби говорил, что "привязанность — это эмоциональная нить, специфическим образом связывающая двух людей во времени и пространстве". Ребенок с рождения в контакте со значимым взрослым учится успокаиваться, справляться со сложными чувствами и восстанавливать хорошее самочувствие. Такой опыт влияет на развитие стрессоустойчивости, эмоционального интеллекта и возможности устанавливать надежные, крепкие отношения с людьми. Это "защита" от эмоциональных последствий всего неблагоприятного, что может встретиться в жизни.

Система эмоциональной привязанности — это часть отношений, которая отвечает за переживание безопасности и возможность чувствовать себя спокойно рядом с другими людьми.

Ранее мы говорили, что у нервной системы есть определенная особенность, заключающаяся в том, что у человека, переживающего чувство небезопасности, страха, имеющего высокий уровень тревоги, активизируется потребность в привязанности (защищенности) и блокируется исследовательский интерес. То есть в момент эмоциональной или физической угрозы природное любопытство ребенка не находит возможности выражения и блокируется. Если вы замечаете, что успеваемость вашего ребенка снизилась, пропал интерес к школе, то, возможно, он встретился с трудной, конфликт­ной ситуацией, в которой чувствует опасность (физическую или эмоциональную).

Но почему же успеваемость чаще всего снижается в середине и в конце учебного года, почему мотивация к обучению вначале бывает высокой, а падает только через время?

Чаще всего у ребенка есть опыт надежной привязанности с одним из близких взрослых, отношения с которым дают ему ощущение защиты и безопасности. Это позволяет ребенку перенести опыт надежных отношений во внутренний эмоциональный образ, помогающий справляться с чувством страха и тревоги на расстоянии от значимого взрослого. Ребенок может успокаивать и поддерживать себя, мысленно обращаясь к многократному положительному опыту защищенности и надежности. Если ему это удается сделать, то положительное воздействие оказывается таким же, как от реального присутствия значимого взрослого: ребенок успокаивается, справляется со сложными чувствами и восстанавливает хорошее самочувствие, что позволяет продолжить активное освоение мира и усвоение новых знаний. Иными словами, срабатывает система стрессоустойчивости, и познавательный интерес не сильно уменьшается.

Но бывает так, что стрессовая или конфликтная ситуация затягивается, повторяясь в школе изо дня в день, и становится хронической. Например, учитель может вести себя несдержанно и агрессивно с учениками или в классе может сформироваться атмосфера травли (буллинга). В подобных случаях обращение ребенка к своей внутренней модели надежных отношений не помогает ему выдерживать высокий уровень стресса. Мотивация к обучению и посещению школы у него заметно снижается.

Кроме того, довольно долго ребенок может пытаться справиться с трудностями в одиночку, не обращаясь за помощью к близким

В этом случае симптомы хронического стресса могут выражаться через психосоматические проявления: нарушения сна, пищевого поведения, энурез, тики. Могут наблюдаться высокая раздражительность, гиперактивность, агрессивность, нарушения концентрации внимания. Всё это свидетельства активации системы привязанности и потребности в восстановлении чувства безопасности.

Получается, что если физическая или эмоциональная опасность слишком велика или постоянна, то ребенку необходимо реальное присутствие близкого человека, который поможет ему вновь почувствовать себя спокойно в надежных отношениях.

Если вы замечали снижение познавательного интереса, учебной мотивации или психосоматические симптомы у своего ребенка, то важно откликнуться на его потребность в переживании надежной привязанности и помочь выйти из стрессовой ситуации:

  • узнайте, насколько ребенку комфортно находиться в коллективе одноклассников, нет ли конфликтов и буллинга;
  • узнайте, насколько надежные отношения у ребенка с учителями;
  • дайте ребенку возможность рассказать о том, что его беспокоит;
  • будьте на стороне ребенка, примите его чув­ства без оценки, будьте дружелюбным;
  • возьмите на себя ведущую роль в решении конфликта;
  • вспомните, что раньше давало вам с ребенком переживание надежности ваших отношений, постарайтесь восстановить эти ритуалы;
  • помогите ему вернуться к занятиям, но уже с новыми перспективами и возможностью действовать.

Помните, если в классе формируется и поддер­живается атмосфера безопасности и сотрудничества, то у ребенка проявляются высокий познавательный интерес и успеваемость.

Фото Andrey Arkusha / Shutterstock / Fotodom
https://mel.fm/zhizn/knigi/

Полезна: 0 голосов Не полезна: 0 голосов

Предлагаем почитать

Что делать, если ребенок не хочет учиться? Как вернуть ребенку интерес к учебе?
Как грамотно выстраивать семейные границы На форуме "Семья" родителям рассказали, что делать, если бабушки и дедушки вмешиваются в воспитан ...
Как правильно хвалить ребенка 16 очень полезных советов для родителей

Психотерапевт — о первом классе и первом учителе

Трудности в обучении — это почти всегда трудности в отношениях

Голосуем!
К кому Вы прислушиваетесь в вопросах воспитания?
9% Беру пример с родителей
6% Советуюсь c подругами
25% Смотрю полезные эфиры с психологами
25% Читаю книги по воспитанию
36% Делаю всё интуитивно
Детский сад полного дня "Лукошко"

Сад на полный день для детей от 1,5 лет. Разновозрастный коллектив. Методики раннего развития Монтессори, Никитиных, авторские методики. Костюмированные праздники. Городская субсидия по оплате.

Подробные условия