Чем опасна низкая самооценка у детей – рассказывают психологи. Отличительной чертой всех подростков является неустойчивость самооценки, интересов и поведения, вследствие чего они нередко пускаются во все тяжкие, а опасные эксперименты заканчиваются проблемами со здоровьем.
Важно понимать, что и низкая самооценка требует комплексного подхода в лечении, в том числе с участием психолога, который поможет найти истоки возникших проблем и помочь их скорректировать максимально бережно и эффективно. Кроме того, прежде чем работать над самооценкой подростка, необходимо задуматься и о ценности его личности – той самой самоценности, чувство которой в ребенке закладывается в семье.
- Вместе с нашими экспертами – опытными практикующими психологами – мы поднимаем разные темы, в том числе непростые, а порой и тяжелые, стремясь таким образом помочь всем мамам и папам, столкнувшимся с неразрешимыми вопросами и трудностями в воспитании детей, понять, что безвыходных ситуаций не бывает, и показать пути выхода из них, – рассказывает Елена Кашкарова, руководитель семейного проекта "Создавая будущее".
От самооценки к самоценности: как научить ребенка принимать себя таким, какой он есть
Что такое самооценка: как она формируется, проявляется, и как это связано с самоценностью человека – объясняет педагог-психолог, семейный терапевт Наталья Филимонцева.
- Родители, которые обращаются за консультацией к психологу, часто жалуются, что их ребенок застенчивый, стеснительный, необщительный, у него низкая самооценка, и просят что-нибудь с этим сделать, – делится опытом спикер. – И тогда мы начинаем разбираться, что же происходит с детьми, как они себя чувствует и самоощущают. И, действительно, в результате общения нередко выясняется, что нужно поработать с самооценкой, которая влияет на нашу уверенность, общение, постановку и достижение целей, учебу, поиск хобби, реализацию в социуме.
Самооценка – это субъективная оценка человеком самого себя: своих действий, качеств, чувств и достоинств. Это значимость, которой мы наделяем как себя в целом, так и отдельные стороны личности, поведения и поступков. Основа базового отношения к себе – принимаю ли я себя таким, какой я есть, или нет – закладывается в результате общения ребенка с родителями в детстве и зависит от того, какая эмоциональная привязанность между ними сформировалась.
Можно говорить о том, что окончательно человек формируется к 23–25 годам. Самооценка – это структура личности, поэтому она изменяется вместе с человеком. Однако база самооценки формируется до 10 лет и становится тем фундаментом, на котором личность вырастает. Самооценка и самоценность разные понятия, но зависимы между собой, самооценка формируется в том числе и за счет осознания ребенком своей самоценности.
В подростковом возрасте дети активно ищут свою идентичность: меняют хобби, компании, экспериментируют с внешностью. Родители могут помочь своему ребенку с поиском его идентичности, не запрещая эксперименты, а поддерживая. Важно хвалить детей, подчеркивая тем самым их сильные стороны. Вместо того, чтобы сказать привычное: "Ты молодец", лучше говорить: ты коммуникабельный, ты умный, ты внимательный и умеешь сосредотачиваться, советует психолог. Это помогает ребенку осмыслить, какой он, принять свои достоинства, увидеть ограничения и понять, как с ними можно обходиться. Очень важно объяснить детям, что даже если что-то сегодня не получается, то завтра этому можно научиться.
Что мешает поднятию самооценки? Постоянно критикующее окружение, концентрация на неудачах, завышение цели, негативное окружение и постоянное сравнение себя с другими.
Что способствует поднятию самооценки и воспитанию в детях самоценности? Потребности ребенка, удовлетворенные в семье. Прежде всего, потребность в любви, уважении, внимании, доверии. Физическая забота, похвалы, мотивация. Уважительное отношение и любовь к детям предполагают безусловное принятие и раскрытие тех качеств, которые есть в каждом человеке.
- Родитель – это тот человек, на которого ребенок ориентируется. То, как вы относитесь к себе и к нему, он впитает, потому что мы учимся только через модели поведения. Мой призыв – помнить, что для ребенка важны оба родителя, на которых он опирается, как человек на две свои ноги. Только за счет опоры на папу и маму, дети могут полноценно "ходить" – реализовывать себя в обществе. У папы одни способности, возможности, достоинства и ограничения, у мамы – другие. Отношения с родителями разные, и вот эта разница в отношениях обогащает нас и делает уникальными, – подчеркивает педагог-психолог, семейный терапевт Наталья Филимонцева.
Как повысить самооценку за 5 минут? Моментально вырасти в своих собственных глазах поможет такой способ: перед ответственным мероприятием в уме составить список своих положительных качеств. Подойдут даже такие варианты ответов, как способность двигать одной бровью и подтягиваться 20 раз. По мере расширения списка самооценка будет расти, а тревожность таять. Это упражнение полезно для детей всех возрастов, отмечает психолог.
Встречается и завышенная самооценка, поясняет эксперт. У такого явления есть свои особенности и проявления. Так, завышенная самооценка может выражаться высокомерием, страхом общения, социальной дистанцией. Этим может характеризоваться и заниженная самооценка. И тот, и другой случай являются полярными, и у каждого из них есть проблемы.
Диагностировать уровень самооценки у своих детей эксперт не рекомендует, ведь неверно истолковав полученные в результате диагностики данные, родители могут навесить на ребенка ненужные ярлыки. Если подобные вопросы возникают и требуется помощь, обращаться за ней следует к специалисту – психологу или педагогу-психологу.
Как формируется самооценка и как проходят этапы этого процесса, какое влияние на самооценку имеют амбиции и успех, ответы спикера на вопросы зрителей – в
Все желающие также могут посмотреть записи лекций "Факультета осознанного родительства" за 2023 год и 2024 года.
Сад на полный день для детей от 1,5 лет. Разновозрастный коллектив. Методики раннего развития Монтессори, Никитиных, авторские методики. Костюмированные праздники. Городская субсидия по оплате.
Подробные условия