Улучшить отношения в семье призван проект "Факультет осознанного родительства". Проблемы детско-родительских отношений и пути их решения являются ключевой темой цикла образовательных лекций, которые по традиции проходят раз в год и в течение месяца собирают в прямом эфире всех, кто хочет лучше понимать своих детей и быть для них опорой.
- Новый сезон онлайн-лекций мы решили начать с непростого, но важного разговора о детском воровстве и подростковых зависимостях – темах, волнующих многих родителей, – рассказывает Елена Кашкарова, организатор "Факультета осознанного родительства", руководитель семейного проекта "Создавая будущее".
Ребенок ворует: как правильно реагировать родителям на подобное поведение?
Спикером лекции "Детское воровство – порок или попытка привлечь внимание?" стала психолог, семейный системный психотерапевт Яна Ивлева. Вместе с экспертом зрители прямого эфира смогли ответить на ряд "неудобных", но насущных для многих вопросов, первый из которых: "Что стоит за непростым детским поведением, которое в народе называют воровством?".
– Мы поговорим про психологический аспект воровства, когда ребенок или подросток в отношениях со значимыми для него людьми в сложных ситуациях демонстрирует внутреннюю беспомощность и создает некую зависимость, чтобы таким образом заставить окружающих как-то на это реагировать, – поясняет эксперт.
Детское воровство во многом зависит от возрастных особенностей ребенка. Одно дело, когда чужая вещь обнаруживается в кармане трехлетки, и совсем другое, когда ворует старший подросток, подчеркивает психолог:
– Если речь о детях трех-четырех лет, то они не разграничивают мир на "мое" и "чужое", поэтому ребенок этого возраста может легко взять совок у соседа по песочнице и не чувствовать себя плохим, ведь он делает это, чтобы было интересно. Показать ребенку границы и объяснить в доступной форме, почему чужое брать нехорошо, должны родители. К пяти-шести годам дети уже понимают, что воровать плохо, но в этом возрасте еще не сформированы самоконтроль, воля и не развита сознательность. К шести-семи годам ребенок умеет регулировать свое поведение и следовать социальным нормам, ему важно, что о нем думают родители, и хочется быть для них значимым и хорошим. У школьников старше восьми лет понятия "хорошо" и "плохо" уже твердо усвоены, развито чувство стыда, поэтому эпизоды воровства крайне редки. А вот в двенадцать-пятнадцать лет воровство – это уже осознанный шаг, а в некоторых случаях укоренившаяся привычка, причиной которой могут стать разные причины: гиперопека или, напротив, попустительский стиль воспитания в семье, желание произвести впечатление на сверстников и тем самым поднять самооценку, ощутить себя значимым в социуме, стать своим среди своих и встроиться в авторитетную для него систему.
Дети не идут на такой шаг, как воровство, просто так. Если они это делают, на то обязательно есть причины, поясняет психолог. Задача родителей – отреагировать на такую ситуацию спокойно, не навешивать на своего ребенка ярлыки, а постараться увидеть ее истоки, которые привели к такому поведению.
– Можно говорить, что до школьного возраста ребенок, который взял чужую вещь без спросу, точно не является преступником. В это время дети только формируют чувство собственности, знакомятся со своей совестью – внутренним регулятором поступков, знакомятся с нормами общества, в котором живут, учатся им соответствовать и делать выбор между стремлением чем-то обладать и последствиями этого выбора.
С какой целью и по каким причинам ребенок может брать чужие вещи или деньги?
– Нередко воруют дети родителей, убежденных в том, что они лучше знают, что в действительности нужно их ребенку и принимающих все решения за него. На деле же детям пяти-семи лет тоже важно проявлять индивидуальность и самостоятельность, чувствовать себя значимым в кругу сверстников – быть как все. Часто целью того, кто крадет деньги, становится подкуп ровесников, которые готовы общаться с ним, только если у него есть сладости, игрушки и так далее. Детям очень важно, чтобы с ними дружили сверстники, поэтому они готовы устанавливать связь даже таким образом. Бывает, что дети воруют для того, чтобы привлечь внимание слишком занятых родителей и почувствовать себя принятым, любимым, ощутить заботу. Иногда дети трудным поведением, в частности воровством, пытаются воздействовать на ситуацию в семье. Такое случается, если между супругами есть проблемы, которые от ребенка скрываются, но прекрасно им считываются, вызывая напряжение. Что он предпринимает: идет на воровство – и родители объединяются. Это такой способ склеивания семьи за счет девиантного поведения ребенка. Также при помощи воровства дети, ощущающие себя ненужными и испытывающие страх быть брошенными, могут проверять привязанность своих родителей.
Встречается навязчивое воровство невротического характера, связанное с постоянно высоким уровнем тревоги, снизить который помогает выплеск энергии и состояние эйфории, следующее за кражей. Ребенок может воровать от безысходности, если у него вымогают деньги путем угроз или он страдает от наркозависимости. Случается, что детское воровство вызвано острым желанием обладать чем-то, которое охватывает ребенка из-за пустяка и потому непонятно взрослым.
Выяснить, что толкает ребенка на воровство, можно лишь внимательно наблюдая за поведением своих детей, чувствуя их и стараясь понять, что является движущей силой их поступков, но не наказывая. Понимание помогает выяснить причины такого поведения, а, значит, и найти пути решения проблемы. Нередко "пружиной" выступают сами родители, не обращающие внимания на внутреннее одиночество своего ребенка или подавляющие его негативные эмоции, в результате чего ему приходится идти на осуждаемый поступок, чтобы достучаться до взрослых.
Что делать родителям ребенка, которого поймали на воровстве?
Сталкиваясь с трудным поведением своего ребенка, особенно, когда это случается изо дня в день, взрослые могут испытывать разные чувства: стыд, вину, злость, – срываться на детях или считать плохими себя. Родитель может по-разному реагировать на трудное детское поведение, в том числе проявлять агрессию. Важно понимать, что если дело доходит до физического наказания, то это учит ребенка лишь одному – не попадаться, но никак не пониманию того, почему воровать плохо и по каким причинам не следует делать так снова.
Важно выстраивать с детьми отношения, основанные на доверии, а не на страхе, чтобы ребенок, попавший в сложную ситуацию, мог обратиться к родителям, не боясь быть отвергнутым, брошенным, униженным, публично высмеянным. Именно взрослый человек является опорой для развития своих детей.
Первое, что необходимо помнить родителям: ребенок, уличенный в воровстве, не преступник. У такого поведения есть причины, а у детей – незакрытые внутренние потребности, с которыми и следует разбираться. Нужно постараться посмотреть на ситуацию детскими глазами, чтобы выяснить его намерения и то, как он оценивает содеянное, понимает ли, что это плохо. Разговаривая со своим ребенком, важно обсуждать не его личность, а поступок, не забывая о том, что дети познают мир и границы дозволенного и учатся этому методом проб и ошибок.
Пошаговую инструкцию от психолога Яны Ивлевой для родителей, столкнувшихся с детским воровством, можно посмотреть в полном видео
|
|
|
|
Магазин настольных игр, где можно найти много-много подарков и классных настольных игр. А еще, мы проводим ИГРОТЕКИ!
Подробные условия