Главная /  Библиотека / Ваш малыш / Психология  / 18 фраз для продуктивного общения с ребенком

18 фраз для продуктивного общения с ребенком

Послушания нельзя добиться принуждением. Команды, нотации, стыд не заставят ребенка лучше вас слушаться. С манипуляциями, слезами и другими детскими инструментами для достижения целей нужно справляться по-другому.

Вам поможет установление доверительных взаимоотношений. Ребенок подражает поведению своих родителей. Если он не слушается, спросите себя "что я делаю не так", потому что дело, скорее всего, не в нём, а в вас. Если вы разговариваете с чадом в обвинительном, отрицательном или угрожающем тоне, это вполне естественно, что малыш не будет внимать вашим словам. Попробуйте успокоиться и разговаривать нейтрально и сочувствующе. Крик и ругань не помогут вам, такой способ общения только научит ребенка, что прав тот, кто громче требует. А это, как вы понимаете, не лучший способ достижения своих целей.

Интонация, выражение лица, жесты – всё это играет огромную роль. Но не менее важно и то, что вы говорите. Ниже мы собрали несколько фраз, чтобы дети лучше прислушивались к вам.

"Давай поговорим спокойно, пожалуйста"

Дети часто плачут, устраивают истерики и, вообще, ведут себя громко – это ни для кого не секрет. Ребенок не робот, он не может по указке тихо сидеть в углу и выполнять чужие приказы и команды. Он не был создан, чтобы быть удобным вам. Однако есть ситуации, когда дитя нужно успокоить. Банальное "хватит кричать" никак не поможет делу, как и акцент на запретах. Попросите ребенка успокоиться и говорить тише, это сработает куда лучше.

"Остановись, глубоко вдохни и спрашивай"

Громкий плач ребенка, его требования и слёзные "хотелки" в общественных местах – стрессовая ситуация для любого родителя. Первое, что приходит на ум, это фраза "прекрати плакать" или её худший вариант "перестань рыдать, а то ничего не получишь". Они не сработают, даже не пытайтесь. Вы только вызовите новый виток истеричного рёва.

Ваша задача – помочь малышу успокоиться. Попробуйте опуститься на его уровень, так, чтобы смотреть глаза в глаза. Присядьте, возьмите его за руки, попросите глубоко вдохнуть и сосчитать до десяти. Это поможет немного утихомирить плач, и ребенок сможет спокойно объяснить вам, чего он хочет. После того, как он выскажется, выполните его просьбу или в доступной форме объясните, почему сейчас это сделать невозможно. Это сработает куда лучше, чем командирский тон и принуждения.

"Тебе нужна моя помощь или ты справишься сам?"

В детском развитии есть такой период, который вызывает у мам и пап много стресса. Педиатры часто называют его просто "я сам". Когда ребенок мал, родители привыкают всё делать за него: кормить, мыть, умывать, одевать. От этой парадигмы сложно быстро отвыкнуть и отказаться. Первая причина – это привычка, вторая – самостоятельно ребенок справляется с этими делами гораздо дольше, а иногда времени на это просто нет. В голове возникает роковое "говорю последний раз, надевай свою обувь скорее!", а если оно ещё и проговаривается, то таким тоном, что даже самой становится не по себе. Из-за такого общения с ребенком обычно начинаются проблемы – плач, истерика, обида. А время уходит.

Попробуйте дать малышу выбрать, задав вопрос "ты сам справишься или тебе нужна помощь?". Это работает лучше, чем упрёки. Только важно следить, чтобы ваш тон внушал спокойствие и желание поддержать.

"Давай работать сообща, как одна команда"

Представьте, что вы тренер вашего ребенка и хотите научить его играть в какую-нибудь игру. Спрашивайте, а не командуйте, показывайте, как сделать правильно, а не рассказывайте, учите делать что-либо по очереди. Главное – станьте наглядным примером того, как должен вести себя малыш. Это лучший вариант общения с ребенком

Если он решил взять на себя роль лидера и увлекся командованием, похвалите его за такие личностные качества, но напомните, что хороший лидер помнит обо всех членах команды и остается внимательным к ним. И, конечно, умеет работать сообща.

"Что полезного ты понял после того, как совершил ошибку?"

Если фраза "я говорила, что случится именно так" находится в вашем повседневном употреблении по отношению к ребенку (да и вообще), от неё стоит скорее избавляться.

Вместо неё попробуйте сориентировать ваше чадо, помогите ему сделать правильные выводы, развивайте в нём критическое мышление. Тогда малыш сможет становиться лучше. Спросите у него, что он понял, сделав ошибку, и как бы он сделал то же самое в следующий раз. Это самый продуктивный и полезный способ общения с ребеноком.

Упрёк за прошлый проступок сработает в разы хуже, чем вопрос о том, как дитя поступит в будущем в аналогичной ситуации.

Скажите, чего вы хотите от ребенка

Просьбы, сказанные через описание того, что делать не нужно, срабатывают гораздо хуже, чем прямое указание на то, чего вы хотите от ребенка. Например, вместо "не ходи по лужам" лучше сказать "обойди, пожалуйста, лужу". Не забывайте про "пожалуйста", это научит малыша быть вежливым. Старайтесь быть точны, лаконичны и конкретны в своих просьбах.

"Пойдем сейчас или минут через 5?"

Представьте такую ситуацию: вы сидите в кресле и смотрите интересный фильм. На самом интересном месте вас пытаются оторвать от вашего занятия с требованием пойти домой. Да еще подгоняют. Звучит неприятно, так ведь? Чтобы ваш малыш не чувствовал себя подобным образом, дайте ему возможность сделать выбор и несколько минут на подготовку, тогда и ему будет проще, и вам.

"Относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе"

Общие утверждения с детьми работают плохо. Они не могут воспринять их должным образом. Проговорите важный момент и попросите ребенка повторить то, что ему нужно запомнить. Напомните ему, чтобы он относился к другим так же, как хотел бы, чтобы относились к нему. Это сработает гораздо лучше, чем размытое "веди себя хорошо".

"О чем нужно помнить?"

Обеспечить безопасность для ребенка – основная задача любого родителя. Вы должны объяснить ему, что бегать через дорогу ни в коем случае нельзя, совать пальцы в розетку – тоже. Безопасность – тема, в которой можно и нужно быть категоричным. Но чем старше становится ребенок, тем чаще запреты должны сменяться на самостоятельность и обдуманное поведение.

Если малыш приближается к дороге, не нужно резко хватать его за руку и через зубы говорить "Аккуратнее!". Лучше заранее, подходя к проезжей части, спросите его "Вспомни, как правильно переходить дорогу? О чем нужно помнить в таком случае?". Так вы не только будете оберегать ребенка от опасности, но и поможете ему обучаться базовым правилам безопасного поведения на улице и быть осторожнее. Когда малыш подрастет, попросите его перевести вас через дорогу, попутно комментируя свои действия. Так вы сможете понять, правильно ли он понял алгоритм того, что нужно делать. Также вы будете рядом, чтобы экстренно поправить чадо, если что-то пойдет не так

"Нам нужно поторопиться сегодня"

Лучше исключить из употребления фразы, типа, "давай быстрее" и "мы опаздываем". Вы понимаете, что задерживаетесь, а ребенок может просто этого не знать. Сделайте вынужденную спешку интереснее для малыша и скажите "Давай представим, что мы на гонках, нам с тобой нужно прийти к финишу самыми первыми! Что мы будем делать?". Другой вариант – заранее объясните чаду, почему сегодня вам важно поторопиться.

Однако временами позвольте себе неспешно прогуляться с малышом. Такие прогулки в памяти многих детей остаются на долгие годы.

"Заканчивай, я тебя подожду"

Опять же, научитесь спешить только тогда, когда этого требует ситуация. Когда можно дать ребенку возможность подольше, но самостоятельно, повозиться с пуговицами, которые никак не хотят застегиваться, или с пронырливым шнурком, который так и норовит выпасть из руки, давайте её. Небольшие неудачи, попытки их преодолеть с помощью собственных усилий – хорошая основа для будущей самостоятельности.

"Если хочешь, можешь поплакать"

Давайте, наконец, оставим в прошлом заблуждение, что плакать нормально только для девочек. Испытывают эмоции и плачут все, независимо от пола. Чувства нужно уметь выражать и проявлять, а не скрывать. Эмоциональный интеллект важен для того, чтобы малыш в будущем мог распознавать, что чувствует другой человек, и умел контролировать собственные проявления эмоций.

Фраза "что ты плачешь как девочка?" очень вредна. Мальчики и девочки имеют одинаковое право на проявление своих эмоций. Такие установки искажают детское видение роли женщины и мужчины в обществе. Мужество – это совершенно другое и учить этому качеству нужно не так.

Не давите на детей и помогите им успокоиться, стимулируйте их самооценку, тогда и грустить им придется гораздо реже.

"Мне нужно, чтобы ты сделал…"

Старайтесь разговаривать с ребенком на равных, прямо объясняя, что вы от него хотите. И, желательно, зачем вам это нужно. Так чаду будет легче понять, что ему следует делать и зачем. Если правильно донести то, что вы хотите, то и действия его будут более точны и оперативны.

"Как ты будешь о себе заботиться?"

Когда ребенок умеет позаботиться о себе – это очень здорово. Ребенок, который умеет честно переживать эмоции и ведет себя более осознанно, также совершает и более обдуманные поступки, меньше попадает в неприятные истории, имеет адекватную самооценку.

"Как твое самочувствие?"

Когда ребенок видит, что вам есть до него дело, и он может поделиться тем, как себя на самом деле чувствует, это помогает ему быть более открытым. Доверительные взаимоотношения с чадом – это то, к чему должен стремиться каждый родитель, а для этого нужно как можно чаще проявлять участие по отношению к своему ребенку.

"Я беспокоюсь за тебя"

Вместе с новостью о беременности приходят и первые волнения. По мере развития малыша они видоизменяются, их количество увеличивается, но не заканчиваются они никогда. Конечно, ведь дети обожают делать множество опасных вещей: гоняют с горки на велосипеде, лазают по деревьям, прыгают с качелей. Они познают окружающий мир всеми доступными им способами. Однако иногда жизнь подбрасывает им сложные испытания.

Чтобы остановить ребенка, в лексиконе родителей есть множество вариаций фразы "Слезь оттуда!" и "Хватит носиться, упадешь!", но все они говорят ребенку, что он недостаточно хорош, ловок и быстр для чего-либо. С одной стороны это укол его самооценке, с другой – он может воспринять это как игру и подначивание к действиям.

Лучше сказать, что вы переживаете, когда он забирается слишком высоко или бегает сломя голову. Объясните, почему такое поведение может быть опасно и почему оно вас волнует. Так вы продемонстрируете не сомнения в силах малыша, а донесете до него свои опасения. Такой вариант общения с детьми гораздо лучше.

"Ты можешь, ты справишься, я в тебя верю"

Вы должны постоянно демонстрировать, что верите в своего малыша, и что он всё может. Особенно это важно, когда ребенок испытывает трудности и не справляется с чем-то. В такие моменты лучше поддержать его фразой "Я вижу, что тебе сложно, но ты сможешь это сделать. Я в тебя верю, я тебя поддерживаю, я с тобой. Если ты спросишь совета или попросишь помочь, – я рядом".

Давайте ребенку позитивную установку и настраивайте его на то, что он успешен. Иногда сделать что-то самостоятельно проще, чем просить об этом малыша, но такие моменты важны для его самооценки и обучения. Их не стоит упускать.

"Я в любом случае буду тебя любить"

Манипуляции в стиле "Как тебя после этого можно любить?", "Никто тебя не полюбит, если ты будешь так себя вести" или "Я не хочу тебя обнимать после такого отвратительного поступка" применять нельзя. Вы должны безусловно любить малыша, и он должен всегда это знать и быть уверенным в этом.

Заменить эти ужасные фразы можно более безобидными "Ты расстроил меня тем, что сделал" или "Мне очень обидно, что ты не прислушиваешься ко мне". Так ребенок сможет понять, что конкретно он сделал не так, и не будет чувствовать себя нелюбимым за проступки.

Любовь и правильное общение с ребенком – основа позитивного воспитания. Любовь не нужно заслуживать, она должна быть по умолчанию, чего бы ни учудил ваш малыш. Вы должны запомнить и принять, что плохих детей нет, есть лишь родители, которые неправильно воспитывают их. Помните, что лучший пример – собственный. Следите за тем, что и как вы делаете, а также за тем, что говорите – всё это очень важно!

https://zbk.ru/

Полезна: 0 голосов Не полезна: 0 голосов

Предлагаем почитать

О чем говорят вредные привычки детей? Как помочь своему ребёнку побороть данный "недуг"?
Как правильно хвалить ребенка 16 очень полезных советов для родителей
Как грамотно выстраивать семейные границы На форуме "Семья" родителям рассказали, что делать, если бабушки и дедушки вмешиваются в воспитан ...

18 фраз для продуктивного общения с ребенком

Несколько фраз, чтобы дети лучше прислушивались к вам.

Голосуем!
Какие тактики вы используете в процессе общения с ребенком?
7% Родитель всегда прав, с ним нельзя спорить
9% Всегда надо отстаивать свою точку зрения
24% Учитывается мнение каждого, ищем компромиссы
24% Даем детям чувствовать ответственность от их выбора
9% Не торопимся с выводами, берем время на подумать
20% Разговариваем с подростком, как со взрослым
2% Делаем все, что ребенок просит
4% Каждый остается при своем мнении
Детский развивающий центр "Лукошко"

Игровые развивающие занятия для детей от 1,5 до 6 лет. Встречи с психологом, педиатром, юристом. Детские праздники. Библиотека журналов о детском здоровье и развитии.

Подробные условия