Главная /  Библиотека / Ваш малыш / Психология  / Что делать, если вы узнали о травле ребенка?

Что делать, если вы узнали о травле ребенка?

Поговорим о школьном буллинге с психологом, сотрудником лаборатории профилактики асоциального поведения Института образования НИУ ВШЭ Мариной Новиковой.

Хорошая школа

"Что значит "хорошая школа" с точки зрения распространения травли?

Это такая школа, в которой взрослым не все равно, а ученики понимают и чувствуют, что есть четкая система правил. При этом все равны: отличники и троечники, те, кто раньше вели себя хорошо, и те, кто уже совершили проступки".

Как отличить травлю от других типов нежелательного поведения?

  • Это обидные/ оскорбительные действия?
  • Это делается специально?
  • Это повторяется, или есть высокий риск повтора?
  • Форма буллинга (физический, вербальный, косвенный, кибер) — НЕ является релевантным критерием для принятия решения.

Что делать, если вы узнали о травле ребенка?

"Правильная реакция — быстрая реакция:

чем меньше времени пройдет с момента, когда вы узнали о травле, тем больше шансов на успех.

Еще очень важно подключить семью участника инцидента на ранней стадии". 

Буллинг в школе — это ситуация SOS! Поэтому очень важна быстрая реакция администрации.

Когда взрослые узнают о том, что дети подверглись травле, у них возникает много переживаний. Хочется, например, наказать обидчика, или, наоборот, обвинить самого ребенка в том, что по отношению к нему проявляют агрессию.

Но будьте внимательны! Сразу скажите категорическое нет: сарказму; агрессии; манипуляциям; унижению со стороны старших по отношению к любому из участников ситуации.

Перед разговором с детьми соберите у коллег по возможности больше информации и обязательно отслеживайте процесс на всех этапах, и не останавливайтесь, как только травля прекратилась.

Как определить жертву травли?

Жертвой травли может стать абсолютно любой ученик (никогда нет 100% гарантии, что кого-то она обойдет стороной). Всегда помните про главную цель агрессора: повышение собственного статуса за счет принижения другого ученика. Выбор его, вероятнее всего, падет на того, кто просто будет отличаться в наибольшей степени от других ребят.

У кого шанс стать "выделенным" выше?

  • у ребенка с высоким уровнем тревожности: мало друзей, он не уверен в себе и предпочитает проводить время со взрослыми;

  • дети, у которых есть трудности в обучении, синдром дефицита внимания и гиперактивности, расстройства аутистического спектра, диабет, эпилепсия, иные хронические заболевания, особенно если они имеют яркое проявление во внешности или поведении, "заметны" для окружающих;

  • часто травят тех, кто не соответствуют общепринятым представлениям о собственном поле: например, слишком маскулинных девочек (тех, у кого много "мальчишечьих" черт);

  • дети, которые подвергаются в семье гиперопеке со стороны родителей и те, у кого мало опыта общения со сверстниками;

  • дети из семей с низким социально-экономическим статусом, иноязычные, инокультурные.

Техники и основные принципы разговора с жертвой травли

Важно уметь отличать свои мысли и чувства от того, что переживает жертва:

  • Она может быть в шоке и дезориентирована.

  • Она может не хотеть говорить о произошедшем.

  • Иногда (особенно, если речь идет о родителях, жертва может постараться оградить их от переживаний).

  • Она может считать произошедшее собственным "социальным провалом".

  • Важно! Дать ей возможность самой говорить так, как она может/считает нужным.

  • Использовать приемы активного слушания.

  • Избегать закрытых вопросов, на которые можно ответить односложно.

  • Избегать советов.

  • Не перебивать.

Решение проблемы: важные вопросы

Один из подходов в решении задач, связанных с буллингом, — проблемно-ориентированный.

Поэтому, когда мы пытаемся говорить со школьником, ставшим жертвой, мы можем строить наш разговор, опираясь на наводящие вопросы.

  • В чем заключается проблема?
  • Как ты себя чувствуешь в связи с ней?
  • Дать в сокращенной форме обратную связь для прояснения и для того, чтобы жертва могла почувствовать себя услышанной.
  • Что из того что ты пробовал(а) было успешным, хотя бы частично?
  • Важно акцентировать внимание на том, в чем силен ребенок — так закрепится его положительный опыт.
  • Что ты еще можешь попробовать сделать?
  • Какие у тебя есть варианты дальнейшего поведения?
  • Какие будут последствия каждого из этих вариантов?
  • Какой вариант кажется тебе наилучшим?
  • Как ты собираешься это делать? П
  • ризнать, что разговор был трудным, поблагодарить за смелость!

Возможные стратегии поведения с жертвой

Конфронтация: можно начать с написания письма или аудиозаписи

Встреча с агрессорами — только если жертва готова, взрослому лучше выступать медиатором

Игнорирование — это отдельный навык, которому нужно учиться

Техники:

Заезженная пластинка: "Нет, я не пойду с вами" — многократное повторение без объяснений

Уклонение от нападок: фразы типа "Ты можешь называть меня жирной, но мой вес меня вполне устраивает", "Это может быть твое мнение, но я так не думаю", "Эх, да, но моя мама так вкусно готовит"!

Чувство юмора — иногда можно посмеяться над собой (есть ограничения!)

Техники концентрации: молитва, "Безопасное место" (техника, в которой ребенок может перенести себя в безопасное пространство в своем воображении).

Источник: https://rosuchebnik.ru

Полезна: 0 голосов Не полезна: 1 голос

На эту тему :

буллинг

Предлагаем почитать

Почему нужно обнимать детей как можно чаще: 7 причин 7 медицинских причин, по которым вы должны прямо сейчас начать выполнять эти "нормативы"
О чем говорят вредные привычки детей? Как помочь своему ребёнку побороть данный "недуг"?
Как грамотно выстраивать семейные границы На форуме "Семья" родителям рассказали, что делать, если бабушки и дедушки вмешиваются в воспитан ...

Что делать, если вы узнали о травле ребенка?

Как распознать, что ребенок является жертвой травли?

Голосуем!
Что Вы используете для красоты и молодости лица?
19% самомассаж / фейсфитнес
6% скребок гуаша
6% роликовый массажер
8% дарсонваль / микротоковой массажер
4% массаж у косметолога
33% использую маски и крема
10% уколы красоты
13% ничего не делаю
Детский развивающий центр "Лукошко"

Игровые развивающие занятия для детей от 1,5 до 6 лет. Встречи с психологом, педиатром, юристом. Детские праздники. Библиотека журналов о детском здоровье и развитии.

Подробные условия