Главная /  Библиотека / Ваш малыш / Психология  / Семь советов о том, как подростку и взрослому определиться с профессией

Семь советов о том, как подростку и взрослому определиться с профессией

«Я живу не свою жизнь», – такой вывод в кабинете психолога делают люди, которых в юности настоятельно направляли родители в выборе профессии. Когда-то в них вложили средства и силы, их мотивировали, мотивировали и еще сильнее мотивировали быть успешными, хорошо зарабатывать, жить в достатке. И вот у человека вроде бы все есть, а он сидит с потухшим взглядом – несчастный, без цели в жизни, с дырой в душе: «Я не знаю, как жить дальше…».

Если вы когда-нибудь задавались вопросом, о чем люди разговаривают с психологом, то это один из примеров бесед, который привела тюменский педагог, психолог, специалист по воспитанию и развитию детей, детско-родительским отношениям, преподаватель АНО ДПО «Академия психологической практики» Марина Дунайцева. Она и сама это проходила…

– В своей профессии я уже 13 лет. Но психологом стала не сразу: пять лет училась в ТюмГУ по специальности «Менеджмент и управление маркетингом», получила красный диплом. После вуза работала маркетологом, была начальником отдела. Только вот смысла во всем этом не хватало. Хотелось делать что-то большое, важное… После рождения ребенка чувство, что я не на своем месте, усилилось. И после консультации со специалистом, я кардинально изменила свою жизнь: получила второе образование, ушла с высокооплачиваемой перспективной работы в никуда, за мечтой, и ни разу об этом не пожалела.

По опыту своей практики Марина приводит статистику: половина клиентов идут к психологу с проблемами во взаимоотношениях, а другие 50% приходят с запросом «Жизнь не радует, на работу хожу как на каторгу, не знаю, чего хочу…». В процессе консультации такой человек часто приходит к выводу «Я выбрал не ту профессию».

По мнению эксперта, в выборе профессии наиболее эффективна модель Климова, основанная на стыке трех базовых составляющих «хочу», «могу», «надо»: чем человек хочет заниматься, что он может делать (в силу своих способностей, навыков, уровня здоровья) и что востребовано на рынке труда.

При этом подготовка к выбору будущей профессии начинается еще в дошкольном возрасте. Это происходит в сюжетно-ролевых играх, когда ребенок примеряет на себя разные роли, профессии. Постепенно, в процессе воспитания и развития, ребенок пробует себя в разных видах деятельности, учится самостоятельности, ответственности, самоорганизации, умению слышать себя, свои желания – тому, что поможет определиться, когда придет время.

Эксперт выделила семь советов, как сделать верный выбор профессии.

1. Главный совет – решение о выборе профессии важно принимать самостоятельно!

Психолог в своем кабинете не раз слышала истории людей, которые выбрали специальность по настоянию родителей, а закончив вуз, бросали полученный диплом на стол и шли заниматься тем, чем хотели. Некоторые ни дня не работали по выбранной родителями специальности, зато долгое время носили в себе обиду за потраченное зря время.

Выбрать профессию человек должен самостоятельно. Мы готовы нести ответственность только за те решения, которые приняли сами, где у нас была возможность сделать свободный выбор – пояснила Марина Дунайцева.

2. Не стоит выбирать профессию «за компанию».

Истории, когда две подружки идут вместе учиться, чтобы не расставаться после школы, - не редкость. Или же парень выбирает специальность, следуя в тот же вуз, куда поступила возлюбленная…

По словам Марины, такое хождение друг за дружкой в будущем может привести к разочарованию. При выборе профессии лучше ориентироваться на собственные желания и способности, нежели привязанности.

3. При выборе не ставить на первое место престижную или высокооплачиваемую работу.

Неверно делать выбор профессии, погнавшись только лишь за престижем или деньгами, утверждает психолог:

– Деньги – это здорово, но, если ты при этом несчастен, занимаешься не тем, чем хочешь, рано или поздно наступит кризис. Если профессия нелюбимая и человек выбрал ее исключительно из-за высокой оплаты, то однажды просто не хватит энергии, не будет сил ходить на работу. В какой-то момент тело отказывает тело.

К примеру, у Марины была клиентка, которая настолько не хотела ходить на работу, что сломала ногу в двух местах! Так она получила двухмесячный больничный.

– Все выглядит как случайность, но начинаем разбираться и выясняется, что человек сделал все, чтобы получить желаемое – не ходить на работу, – пояснила психолог.

4. Чтобы определить сферу своих интересов, способности, нужно пробовать себя в разных видах деятельности.

Этот совет направлен подросткам, но он полезен и родителям. По словам Марины Дунайцевой, родители часто обращаются с вопросом: как определить склонности и таланты ребенка? Как направить ребенка?

– Чтобы понять, к чему именно лежит душа ребенка, важно пробовать! Здесь поможет только практика, – уверяет специалист. – Совет родителям: создайте для ребенка условия, чтобы он мог познакомиться с разными видами деятельности, понять, что ему ближе.

Почувствуйте разницу, родители! «Направлять ребенка» не нужно, так как это манипуляция. Любое давление не только отталкивает ребёнка, но и мешает ему брать на себя ответственность, потому что «так решили мама и папа».

Специалист отмечает еще одну особенность, которую замечает при общении с подростками. Часто родители так увлечены развитием своих детей, что забывают заботиться об их здоровье... Школьник начитан, увлекается робототехникой, ходит в музыкалку, а еще… в очках и со сколиозом. А грезилось парню быть капитаном космического корабля!

– Недавно у меня были девочки, 14 и 15 лет. У одной зрение -6,5, у другой осанка страдает. И это уже ограничивает девчонок в выборе определенных профессии. Для некоторых специальностей прописаны требования по здоровью и кому-то из ребят имеющиеся уже проблемы сузят круг выбора профессий. Я рекомендую родителям, наряду с созданием возможностей для разностороннего развития детей, заботиться об их здоровье, вовремя проходить профилактические осмотры, а прежде чем выбирать профессию, оценить уровень здоровья ребенка.

5. Не стараться сделать выбор на всю жизнь.

К вопросу выбора профессии сегодня важно подходить иначе, чем 20-30 лет назад. Раньше чаще всего человек получал образование и строил карьеру, работая всю жизнь на одном месте. Теперь это скорее исключение - утверждает специалист. День сегодняшний диктует быть гибким, уметь адаптироваться к переменам, быть готовым осваивать новые навыки и компетенции - это поможет найти своё место в меняющемся мире. В наше время человек за свою жизнь может сменить несколько профессий, уверяет Марина Дунайцева.

– Пытаться выбрать профессию одну на всю жизнь – эта мысль вызывает много напряжения и у самого подростка, и у родителей. Мамы и папы торопят ребенка с выбором и завышают его важность, – отметила эксперт. Вместо этого стоит ориентироваться на текущую ситуацию, при этом быть готовым к переменам.

6. Не бояться совершить ошибку.

А вот завышать значимость этого первого серьезного в жизни ребенка решения вовсе не нужно. Как правило, подросток не задумывается о выборе профессии до девятого класса, если только родители не подгоняют: «Надо! Пора!». Это давление формирует у подростка страх совершить ошибку, подвести папу и маму. Родителей можно понять: стоимость образования велика и хочется гарантий, что вложенные средства и силы не будут потрачены зря. По словам Марины Дунайцевой, стоит освободить ребенка от своих ожиданий.

– Развитие начинается в точке покоя. Только когда ребёнок чувствует себя в безопасности, когда он знает, что его выбор примут, а если вдруг что-то пойдёт не так - поддержат, тогда он может принимать решение свободно. Не из страха, а по зову души. По данным Роструда только 27% россиян работают по своей специальности. Получается, что 73% – это как раз те люди, которые делали выбор на всю жизнь, но отучившись, по разным причинам не стали работать в этой профессии. Я придерживаюсь мнения, что ошибок в выборе профессии, не существует. Любая ошибка – это ценный опыт, который важно было получить на определённом этапе развития.

7. Не пренебрегать самообразованием.

«Высшее образование – гарант успеха». А так ли это в XXI веке? Сегодня это убеждение устарело, подтверждение тому – список самых богатых людей в мире (ТОП-100 по версии журнала Forbes), 25 из них не имеют высшего образования.

– В наше время высшее образование не дает гарантию высокого заработка и профессиональной реализации. Гораздо важнее найти дело по душе, которое приносит пользу другим людям. Тогда будут и деньги и удовлетворение от любимой работы. Для этого не обязательно учиться в университете. Сейчас есть прекрасные ссузы, которые позволяют освоить специальности, востребованные на рынке труда, и другие варианты получения образования, чтобы получить старт во взрослую жизнь, – рекомендует Марина Дунайцева.

По ее словам, куда ценнее – самообразование. Какую бы профессию не выбрал человек, навык самообразования сложно переоценить. Готовность развиваться, приобретать новые знания, совершенствовать свои навыки, расти как специалист – необходимое условие успеха.


Депутат Тюменской областной Думы Елена Кашкарова, региональный координатор федерального партийного проекта "Крепкая семья", высказалась с точки зрения человека, который занимается общественной деятельностью и помогает подросткам с профориентацией, а также как мама троих дочек. По ее словам, в подростковом возрасте детям важна наставническая помощь, чтобы понять, чем ребенок хочет заниматься в жизни.

– У нас классные дети, они очень умные. Что бы они не говорили, какие бы конфликты поколений не возникали, у наших детей много компетенций (этого слова в наше время не было). Они гораздо быстрее реагируют на вызовы современности. Многие дети уже имеют свои цели, наша задача только помочь, но не в коем случае не решать за них и не заставлять, – считает Елена Кашкарова.

Выходит, в выборе профессии труднее приходится не ребенку, а мамам и папам, которым порой сложно отказаться от родительских амбиций. Спикер парламента подтверждает это, ссылаясь на свой опыт работы.

– Бывает, через ребенка родители пытаются реализовать несбывшиеся мечты, компенсировать таким образом свои планы. Я благодарна своим родителям за то, что они в свое время отпустили меня в свободное плавание. Тактика была: «Твоя жизнь – то, что ты хочешь, то и делай». Я закончила школу в 16 лет. Понятно, что было сложно определиться с профессией. Подавала документы в университет одна. Шла на одну специальность, а когда набрала высший балл, поняла, что могу перевестись на другую. Это было в приемной комиссии, ходила я туда одна, мобильных телефонов тогда не было. Я сама переписала заявление и уже дома маму поставила пред фактом: «Я поменяла специальность», – вспоминает Кашкарова. – В моей семье примерно такие же принципы. Я могу посоветовать, но окончательное решение за моими детьми.



Источник: https://www.tumen.kp.ru

Полезна: 4 голоса Не полезна: 0 голосов

Предлагаем почитать

Профориентация: чем родители могут помочь подростку? Советует детский психолог, тьютор, сотрудник СПбГУ (г. Санкт-Петербург) Иван Кулаков
Советы по профориентации Как грамотно оказать ребенку помощь в профессиональном самоопределении?

Семь советов о том, как подростку и взрослому определиться с профессией

Тюменский психолог рекомендует не принимать решение на всю жизнь – она переменчива

Голосуем!
К кому Вы прислушиваетесь в вопросах воспитания?
10% Беру пример с родителей
5% Советуюсь c подругами
29% Смотрю полезные эфиры с психологами
25% Читаю книги по воспитанию
32% Делаю всё интуитивно
Детский сад полного дня "Лукошко"

Сад на полный день для детей от 1,5 лет. Разновозрастный коллектив. Методики раннего развития Монтессори, Никитиных, авторские методики. Костюмированные праздники. Городская субсидия по оплате.

Подробные условия