Главная /  Библиотека / Ваш малыш / Психология  / Размышления о толерантности

Размышления о толерантности

Денису* из Новосибирска* три года. В полугодовалом возрасте он получил тяжелые ожоги из-за пожара в доме. Сильно повреждено лицо, руки – в рубцах почти все видимые части тела. Мальчик сейчас не ходит в детский сад, хотя был там пару недель, и ему очень понравилось. Но родители из группы детского сада написали письмо в адрес заведующей. Они считают, что их собственные дети получат психологическую травму, видя обезображенную внешность мальчика. Мама ребенка не стала идти «против течения» и забрала Дениса из садика.

Лера* из Ставрополя* – подросток. Год назад случился страшный пожар. У Леры в нем обгорело лицо, и впереди десятки пластических операций по восстановлению носа, век, губ. Девочка очень рада, что сейчас пандемия коронавируса, и на ее медицинскую маску, которую она носит на улице постоянно, никто не обращает внимания. До пандемии прохожие обращали на маску внимание, перешептывались, рассматривали. Почти каждый день к ней подходили взрослые незнакомые люди (чаще всего, женщины за …цать) и задавали неудобные вопросы, ахали, всплескивали руками, ужасались. 

Борису* из Ярославской области* семь. Четыре года назад он получил серьезные ожоги лица неосторожно разжигая костер с жидкостью для розжига. В его родном селе нет школы, и он каждое утро едет на школьном автобусе в соседний поселок учиться. После школы старается не задерживаться на детских площадках рядом со школой – он замечает, что как только появляется на детской площадке, мамы маленьких детей быстро-быстро уводят своих малышей домой. 

 

Что такое толерантность и с чем ее «едят»? Почему взрослые допускают такое возмутительное поведение по отношению к детям, которые и так пережили в своей жизни многое? Давайте разбираться! 

Веками, сотнями поколений наши предки выживали в недружелюбной среде. Спасало внимание к деталям, настороженность ко всему новому, необычному. Наш мозг виртуозно научился определять опасности. Минуя наше сознание, он выработал цепочку: «Внимание на непривычное – максимальная готовность – атакуй или беги!». 

Эти механизмы остались в нас и сейчас. Внешне мы можем выглядеть вполне цивилизованными людьми, но где-то в глубине каждого из нас сидит настороженный предок, который готовится атаковать или бежать, как только заметит что-то пугающее или неожиданное. В некоторых из нас этот предок уже почти-почти успокоился, в некоторых – он почти так же активен, как и у пещерного человека. Наш «неандерталец» (по-научному – миндалевидное тело головного мозга) активизируется также при некоторых гормональных состояниях: если вы недавно стали мамой или папой, если вы находитесь в стадии хронического стресса, или из-за некоторых других причин ваш неандерталец будет поднимать тревогу намного чаще обычного. Вспомните классических бабушек у подъезда и их классическую реакцию на девушку с татуировками, пирсингом и красными волосами. Их комментарии и характеристика пресловутой девушки – не только следствие дурного характера и большого количества свободного времени у бабушек. Это тоже «неандерталец» работает.  Это тоже природа. 

Получается, взрослый человек, видя что-то непривычное и пугающее, просто на какой-то миг отдает бразды правления своему неандертальцу. А тот действует по привычному сценарию. Пугается или атакует.

Людям и особенно детям с нестандартной внешностью, безусловно, дискомфортно постоянно вызывать «неандертальцев» к жизни. Они замечают и вздрагивания, и косые взгляды, и агрессивную реакцию, например, молодых мамочек, которые пытаются защитить своего собственного ребенка от неведомой «опасности». Они слышат десятки неудобных вопросов от детей и взрослых. Домыслы, вопросы, пересуды – это постоянная недружелюбная среда, в которой приходится жить нетипичным людям. Требуется большое мужество, чтобы продолжать жить дальше: не бояться выходить во двор.  Не бояться быть счастливым. Не бояться быть ярким. Это мужество есть далеко не у всех наших подопечных. Поэтому дети с нетипичной внешностью замыкаются в себе, прячутся дома. Изгой – это не просто. 

Что нам делать? Простым людям, у которых неандерталец никуда не делся и периодически дает о себе знать, как бы мы не хотели быть терпимыми, понимающими, толерантными?

Наверное, ставить себя на место того, другого человека, который вызывает в нас неприятные эмоции. Признавать в себе «неандертальца» и его право на беспокойство и тревогу. И помнить, что мы – нечто большее, чем «неандертальцы» - мы наделены еще сочувствием, милосердием и великодушием. И если какая-то часть нашей души сопротивляется новому/нетипичному/нестандартному, надо как можно быстрее это осознать и признать. Вспомнить, почему так происходит.

Вспомнить, что мы больше, чем пещерные люди, занятые только выживанием. Вдохнуть-выдохнуть. И спокойно улыбнуться человеку, как бы он не выглядел. Помните, там, за рубцами и шрамами, живой человек. Такой же, как и мы. Тогда для Дениса, Леры, Бори и сотен других ребят настанет совсем другая жизнь. 

*Приведенные истории – настоящие. Мы только по понятным причинам заменили имена и названия городов. 
Статья создана при финансовой поддержке Фонда президентских грантов в рамках проекта «Операция «Саламандра» благотворительного фонда «Мир в каждый дом» https://www.fondmir.org/salamandra/

Полезна: 0 голосов Не полезна: 0 голосов

Другие статьи на эту тему

Послеродовая депрессия Что это - заболевание или каприз?
Тайм-менеджмент для детей Простые советы, которые обязательно помогут!
8 игр, чтобы вырастить эмоционально сильных детей Сочиняем, угадываем и говорим комплименты!

Размышления о толерантности

Требуется большое мужество, чтобы продолжать жить дальше

Голосуем!
Как уживаются Ваши детки друг с другом?
12% дети живут душа в душу, очень любят друг друга
19% живут мирно, помогают друг другу при необходимости
21% редко бывают конфликты, но быстро решают их сами
27% бывают конфликты, но с помощью родителей все урегулируется
13% у детей сильная борьба за внимание родителей
7% дети не общаются между собой, игнорируют друг друга
Детский развивающий центр "Лукошко"

Игровые развивающие занятия для детей от 1,5 до 6 лет. Встречи с психологом, педиатром, юристом. Детские праздники. Библиотека журналов о детском здоровье и развитии.

Подробные условия