Главная /  Библиотека / Ваш малыш / Психология  / Непростой ребенок: несколько полезных принципов

Непростой ребенок: несколько полезных принципов

 
Мой средний ребенок – мальчик Валера, не тот ребенок, которого легко воспитывать, мягко говоря... Причин этому масса. Например, ему скоро 5 лет, у него ОНР (общее недоразвитие речи) , короче, он плохо говорит, я его плохо понимаю. И он к тому же гиперактивный. И склонен зацикливаться на разных идеях фикс, и "отвлечь" у нас не работает. Зато у него потрясающая память – и если он знает, что вот в этом магазине есть пистолет или меч, который в прошлый раз ему не купили, то каждый проход мимо этого магазина будет сопровождаться истерикой. А истерики – особенно не дома – наша основная трудность. Я пока не знаю, как сформулировать свой вопрос к уважаемой общественности и не писать при этом 4 тома нашей "Войны и мира", просто читая последние посты, я вдруг осознала, что непростой ребенок не только у меня, а это почему-то придает сил.
 
Поэтому я хочу поделиться с коллегами по счастью выращивания непростых детей =) некоторыми находками из других книг-методик и своими собственными, но которые, на мой взгляд, очень хорошо укрепляют привязанность. Это такие практические приемы – бери и делай, вдруг сработает =)
 
✔ Утопить в обнимках
 
Мы Лерика всегда обнимали много (в том числе – длительное ГВ, совместный сон и слингоношение), но ему не хватало все равно. Тогда, начитавшись о сенсорной интеграции, я решила накормить его тактильный голод наконец до отвала. Весь день я только и делала, что тискала и обнимала ребенка по поводу и без, мы играли в "прятки под маминой футболкой", отпускала его из рук не тогда, когда мне надо было, и даже не по первому его требованию, а когда он уже начинал вырываться, ещё немного мы играли в "не отпущу, не отпущу", он хохотал, и тогда я его выпускала.
 
Я не поверила в то, что случилось затем: ребёнок стал необычайно и восхительно спокойный. Одного дня, конечно, мало, но теперь этот прием я использую, когда вижу, что ребенок в целом ведет себя неуравновешенно, и у меня есть возможность его пообнимать. Она не всегда есть, есть другие дети, дела и обязанности, но кормить тактильный голод стараюсь при первых признаках тревожности, гиперактивности и беспокойства. (книга Джин Айрес "Ребенок и сенсорная интеграция")
 
✔ Игра на полу
 
Об этом приёме можно и в сети почитать по запросу в гугле. Суть его в том, чтобы играть с ребенком на его уровне (буквально на полу) и на его условиях. Проще говоря, позволить ему лидировать и следовать за его инициативой. Я заметила, что когда мы сыну позволили в игре командовать и даже поощряли его инициативу, в жизни и особенно на улице он перестал оспаривать альфа-позицию мою или папы. Короче говоря, стал слушаться тогда, когда это для меня важнее всего – при переходе дороги, в метро, когда от его послушания зависит его жизнь и безопасность.
 
Также у нас проблема с отпусканием папы на работу – каждое утро ребенок рыдал, как будто отец уходит навсегда (активно слушать и соединять расставания не получалось, потому что он зацикливается на "папа-возьми-малыша-с-собой" и не может с этой мысли переключиться ни на какую другую). На то, чтобы Лерика успокоить после ухода папы, у меня уходило минимум полчаса, максимум полтора. Это ужасно выматывает, чуть ли не каждое утро после такого начинаешь день в буквальном и переносном смысле побитой. Стали практиковать floortime – 20 минут утром и 20 минут вечером папа играет с сыном неважно во что, преимущественно "пляшет под дудку сына" – мяч пинать? ок. в ванне плескаться? ок. Иногда 20 минут не получалось – допустим, мы проспали, и папа опаздывает на работу – тогда лучше 5 минут floortime'a, или даже 2 минуты, чем ничего.
 
В итоге утренняя истерика по поводу ухода папы сократилась до 5-7 минут, и это уже совсем не та интенсивность, что была раньше. Вы не представляете, что это значит для меня - полчаса-полтора часа с неуправляемым и не слышащим меня пятилеткой на руках, когда у меня вообще-то есть ещё младенец, требующий внимания, ИЛИ всего пять минут активно послушать нытье "папа-ушел", поотражать его переживания, посочувствовать и ВСЕ! (книга Стэнли Гринспен "Ребенок-тиран").
 
Когда у него была охота бить всех подряд всем, что под руку попадётся, я научила его говорить словами "хочу бить". Это, для почти неговорящего ребёнка в тот момент, был, вообще-то, большой прорыв. И речевой, и в плане управления своим поведением. Выразить словами, что он хочет меня ударить и при этом не ударить меня рукой – стало одним из важнейших шагов к прекращению физической агрессии в отношении людей. Сейчас он вообще не бьёт никого.
 
А раньше – чуть что не так и по любому поводу. Частенько доставалось от него нашей старшей, до слез, иногда тяжелыми предметами, и я очень боялась агрессии в отношении младшего. Но, к счастью, проблема ушла до его рождения, буквально в последние месяцы беременности – и теперь мелкому Лерик позволяет себя немного пощипать и помучить, и не отвечает агрессивно, даже когда очень недоволен им и тем, что тот хватает его игрушки и т.п. Людей Лерик больше не бьет совсем.
 
✔ И последняя – лично моя – находка.
 
Я думала, что с контактом глаз у нас всё в порядке, до тех пор, пока не попробовала при первых признаках надвигающейся истерики установить контакт "глаза, улыбка, кивок". Оказалось, нету никакого контакта! Сначала я была в шоке просто. Во все остальное время сын прекрасно держит контакт, даже сам ищет его, оглядывается на меня на прогулке, читает по лицу мои эмоции и пр. А вот оказалось, не всегда. Я чувствую, что он ускользает от меня и вот-вот уйдет в штопор истерики.
 
"Прошу, посмотри на меня" – он скользит глазами по щеке, лбу, смотрит за мою голову, но не в глаза. Почему – я не знаю. И помогло нам вот что. Он, бывает, в такие моменты начинает прерывисто дышать, когда вот-вот зарыдает. Сначала я попросила его дышать глубже – он меня не понял. Тогда попросила подуть мне на щеку. Во-первых, инструкция ему понятна. Во-вторых, восстанавливает, успокаивает дыхание. В-третьих, подув на щеку мне, он уже может найти глазами сначала мою щеку, а потом и в глаза мне может посмотреть. И дальше уже становится проще с ним разговаривать, когда он меня хотя бы ВИДИТ, видит мои глаза, мою улыбку, что я не сержусь, что мы сейчас что-то придумаем, что все будет хорошо.
 
Ах, да. Ещё одно, что больше помогает мне, а не ребёнку, но в целом мы выигрываем оба =) Когда ребенок слетел с катушек, а мы, как на зло, не дома и на меня смотрит множество осуждающих глаз, я как мантру повторяю себе фразу "Дети ведут себя хорошо, если могут" (из книги Росса В. Грина "Взрывной ребенок"), и "Если бы он мог, он бы сейчас не истерил, а спокойно дал мне понять, что он хочет".
Да, я тоже не железная, терпением ангельским не отличаюсь, и после 5-ти часов нытья, перемежающегося истериками и взрывами (был недавно такой опыт), не всегда себя контролирую так, чтобы потом могла собой гордиться. Поэтому я цепляюсь за эту мысль, как за спасательный круг – он так себя ведет не для того, чтобы довести меня, он просто сейчас не может вести себя лучше, но ему можно помочь, а значит, не всё так безнадежно, как кажется.
 
по материалам группы Большой МИР маленьких ДЕТЕЙ
Полезна: 12 голосов Не полезна: 0 голосов

Другие статьи на эту тему

FAQ по грудному вскармливанию Ответы на наиболее часто встречающиеся вопросы по поводу ГВ
Горькие, но вкусные продукты с лечебным эффектом Горькие продукты просто необходимо добавлять в свой рацио
Послеродовая депрессия Что это - заболевание или каприз?

Непростой ребенок: несколько полезных принципов

...он просто сейчас не может вести себя лучше, но ему можно помочь, а значит, не всё так безнадежно...

Голосуем!
Делаете ли вы заготовки на зиму?
18% Да, варенье и компоты
27% Да, соленья из овощей
30% Да, овощные и ягодные заморозки
14% Да, сушу ягоды и фрукты
2% Нет, все храним в сыром виде в погребе
0% Нет, все съедаем сразу
9% Нет, покупаем готовое
Детский сад полного дня "Лукошко"

Сад на полный день для детей от 1,5 лет. Разновозрастный коллектив. Методики раннего развития Монтессори, Никитиных, авторские методики. Костюмированные праздники. Городская субсидия по оплате.

Подробные условия