Главная /  Библиотека / Ваш малыш / Воспитание / Нужно ли учить ребенка давать сдачи в детском саду

Нужно ли учить ребенка давать сдачи в детском саду

Вопрос. Сыну 5 лет, ходит в садик. Перевели в группу к более старшим детям. Там дети более агрессивные, воспитатель настаивает, что сына нужно научить давать сдачи. Для нашей семьи это неприемлемо. Согласны, что нужно научиться защищаться, но «давать сдачи» — это продолжать и усугублять конфликты. Сам по себе сын очень позитивный, любит обниматься и телесный контакт. В старой группе садика было нормой обнимать друг друга, тут ему этого не хватает, и он уже «получил» за попытку кого-то обнять. Мы рассказываем ему про границы человека, что не все любят обниматься и перед объятиями нужно спросить разрешения (дома это тоже практикуем). Вижу, что сын стал чаще агрессию выплескивать физически, давать сдачи, как говорит воспитатель. В планах — отдать ребенка в школу в 6 лет (на следующий год), так как он сам этого очень ждет и любит учиться, но переживаю, как он будет справляться с направленной на него агрессией в школе. При этом, исходя из характера сына, не думаю, что к 7 годам он сможет как-то измениться.
 
Отвечает педагог-психолог московской школы № 2120 Вардуи Карапетян.
 
В вопросе содержатся сразу две проблемы: давать ли сдачи и готов ли ребенок пойти в школу с 6 лет.
 
Что касается первого вопроса — он действительно очень серьезный. Начнем с того, что реакция ребенка на конфликтную ситуацию во многом определяет уровень его социальной адаптации. Не всегда дети и взрослые отличаются добродушием, общество в принципе весьма агрессивно. Рано или поздно ребенку придется с этим столкнуться. И если он будет в неприятных обстоятельствах давать физический или словесный отпор обидчику, значит, будет отвечать агрессией на агрессию.
 
Взрослые в большинстве случаев отдают предпочтение словесной перепалке, а дети сразу начинают драться. Все потому, что у детей в дошкольном и младшем школьном возрасте слабо развита произвольность психики, то есть способность сознательно менять и контролировать свои реакции на окружающую их действительность. Это и есть одна из главных причин, почему лучше не поощрять ребенка давать физический отпор. К тому же он может не рассчитать силы и поранить своего обидчика.
 
Также в этом возрасте у детей не всегда выстраиваются причинно-следственные связи, мы не можем объяснить, почему задира не прав, почему он обижает. Лучше объяснить ребенку, что стоит обратиться за помощью к воспитателю.
 
Но если воспитатель сам поощряет идею давать сдачи, то возникают большие вопросы к нему как к педагогу
 
Ведь пока родителей нет рядом, за ребенка отвечает именно воспитатель. Когда в детском коллективе возникает конфликтная ситуация, педагоги должны на месте разрешить конфликт. И тут, конечно, родителям нужно побеседовать с воспитателем, узнать, почему он поощряет такое поведение.
 
А с ребенком стоит отдельно проговорить, что все люди разные: кто-то умеет объяснять свои желания и чувства словами, а кто-то — нет, и поэтому он дерется и толкается. Это, конечно, не оправдывает драчуна, но проговорить это с ребенком нужно. И объяснить, что драчунов лучше обходить стороной, не играть с ними. А если они сами подходят — сообщить им твердым голосом: «Я не хочу с тобой играть. Ты дерешься и обзываешься». Если это не помогает — попросить помощи у воспитателя.
 
И обязательно обратить внимание ребенка, что такую стратегию поведения нельзя назвать ябедничеством, о чем так часто тревожатся дети и родители. Это не так. Ведь сначала мы настаиваем на разговоре с обидчиком напрямую, а не поощряем ребенка действовать у него за спиной. Он выражает свои чувства обидчику, и только если это не помогает, сообщает об этом взрослому.
 
Также важно проговорить с ребенком такую вещь, как выражение чувств. О них необходимо говорить другим людям, включая детей. Своему обидчику можно и нужно обозначить вслух: «Мне больно, мне обидно, ты разрушил мою пирамидку, сломал мою машинку. Я злюсь на тебя».
 
Второй вопрос — обучение в школе с 6 лет. В законе "Об образовании" говорится, что к школьному обучению могут приступить дети с 6,5 лет. Но даже в 6,5 лет родители должны подумать, готов ли психологически ребенок к обучению в школе. Психологическая готовность подразумевает под собой личностную, интеллектуальную, мотивационную и эмоционально-волевую зрелость согласно возрасту.
 
  • Личностная готовность — умение строить адекватные отношения со взрослыми, умение общаться со сверстниками, не бояться неудач, обладать адекватной самооценкой.
  • Интеллектуальная — это хороший уровень развития внимания и памяти.
  • Эмоционально-волевая готовность предполагает наличие способности ставить цель, принимать решения, намечать план действия, придерживаться его и уметь в течение длительного времени выполнять не очень привлекательную работу.
 
Исходя из описанной в вопросе ситуации, есть ощущение, что ваш ребенок пока не совсем готов к обучению в школе. Это лишь смена одного микроклимата на другой в надежде, что там он сможет выстроить более адекватные отношения. Так что, прежде чем вести ребенка в школу, родителям нужно обстоятельно все обдумать.
 
фото и информация https://mel.fm/vospitaniye/
Полезна: 1 голос Не полезна: 0 голосов

На эту тему :

детский сад проблемы

Предлагаем почитать

Когда нельзя хранить секреты Как распознать плохой секрет и к кому обратиться
Детский тайм-менеджмент Простые советы, которые обязательно помогут!
Чек-лист на август для родителей-первоклассников Первокласснику будет легче адаптироваться к новым условиям

Нужно ли учить ребенка давать сдачи в детском саду

Отвечает педагог-психолог

Голосуем!
К кому Вы прислушиваетесь в вопросах воспитания?
9% Беру пример с родителей
6% Советуюсь c подругами
25% Смотрю полезные эфиры с психологами
25% Читаю книги по воспитанию
36% Делаю всё интуитивно
Детский сад полного дня "Лукошко"

Сад на полный день для детей от 1,5 лет. Разновозрастный коллектив. Методики раннего развития Монтессори, Никитиных, авторские методики. Костюмированные праздники. Городская субсидия по оплате.

Подробные условия