Главная /  Библиотека / Ваш малыш / Воспитание / Это моя комната!

Это моя комната!

Как ни удивительно, но из всего списка возможных тем, предложенных родителям, самой болезненной, самой спорной и «горячей» оказалась проблема наведения порядка в детских комнатах.

«Это мой дом, и я хочу, чтобы в нем было чисто и комфортно», – настаивают предки.

«Это моя комната, и вы не имеете права указывать мне, что и где должно лежать», – парируют наглые и образованные деточки.

И родители пасуют, отступают на неподготовленные позиции. Ведь не хочется выглядеть деспотом и самодуром (прежде всего в своих глазах), мы же все такие демократичные и толерантные. А беспорядок бесит.

Попробуем разобраться?

✅ Каждому овощу – свое время (и место)

Поле внимания 3летнего малыша очень узкое, в отличие от вашего. Вы видите всю комнату, заваленную игрушками, подушками, обрывками бумаги и частями конструктора. С люстры свисает бумажный самолетик, один носок на столе, другой – намотан на ручку двери, чтобы удобнее. Он видит эту конкретную машинку, ну, может, две: по одной в каждой руке. Поэтому он не понимает, что именно вы от него хотите, когда говорите «уберись в своей комнате». Его внимание переключается с Лего на рисование, и после переключения Лего временно перестает существовать, оно в «слепом пятне». В этот момент входите вы, видите, что уборка не продвинулась ни на шаг и выражаете, мягко говоря, свое неудовольствие. Малыш пугается, хватает ближайшие два предмета и несет их к ящику. Видит в нем давно потерянный уголок от мозаики и начинает пристраивать его по месту. Процесс уходит в цикл до тех пор, пока вы не наорете как следует и не уберете все сами, что и требовалось доказать.

Чтобы поддерживать порядок в комнате дошкольника, надо выполнить несколько простых условий:

– предоставить удобные места хранения; удобные – это значит, что малыш может самостоятельно до них дотягиваться, они легкие и простые.
– убрать почти все игрушки на недосягаемую высоту/глубину, оставив буквально 5-7 наименований для ежедневного использования.

Что я обычно вижу в квартирах ? Выставка мягкой игрушки на всех поверхностях, развалы пластикового мусора, огромные корзины непонятно с чем. Эта картина неохватна для маленького ребенка. Не каждая домработница запомнит правила рассаживания всех этих мишек-львяток-зайчиков, а так же в каком ящике живут машинки, а в каком - матрешки. Пазлы тоже плохо собираются, если их несколько. Поэтому основная рекомендация в дошкольном возрасте: убрать лишнее.

Одна коробка карандашей. Один набор Лего. Две мягкие игрушки для сна, если ребенок не нуждается в компаньонах на ночь – убрать совсем. И так далее. Да, комната, наверное, выглядит не так нарядно, как в журналах для родителей, но гораздо лучше стимулирует фантазию и творческую мысль.

Теперь по поводу послушания.

Когда вы говорите малышу до 7 лет «убери в своей комнате», он, скорее всего, вообще не понимает, что имеется в виду. Представьте, что вы разговариваете с человеком другой культуры. Его необходимо обучить, показать последовательность действий, объяснить, чего именно вы от него ждете. И это – долгий процесс, на годы. Примерно к первому классу ваше чадо научится отличать разбросанные игрушки и вещи от разложенных по местам, перестанет зависать над каждым предметом по полчаса и, при удачном стечении обстоятельств, станет относить грязное белье в корзину. Потому что, в отличие от подростка, он ХОЧЕТ вас слушаться, старается быть хорошим и вы для него сейчас – самый главный человек на свете.

✅ На вкус и цвет все фломастеры разные

Еще один аспект темы: разный уровень сензитивности у разных людей. Перевожу на русский: у нас у всех есть несколько каналов, по которым к нам поступает информация. Зрение, слух, вкус, тактильные ощущения («на ощупь»). Особняком стоит интуиция, которая суть все сразу, очень быстро и минуя сознание.

Так вот, у каждого человека какой-то один канал является ведущим. И интенсивность восприятия тоже разная. Я, например, ярко выраженный «слухач» (как большинство слабовидящих людей), поэтому меня не слишком волнуют разбросанные вещи, но сильно задевает громкая немелодичная музыка или вопли в детской. У меня дома должно быть тихо. Зато я слышу, когда младенец только начинает покряхтывать и успеваю подскочить к нему до того, как он разорется и окончательно проснется. Очень экономит усилия. А вы? Если ваш канал связи – зрение, то вас будут травмировать не гармонирующие по цвету с обоями шторы, очень напрягать грязные тарелки с неэстетично засохшими остатками пищи в центре стола, раздражать испачканная одежда на детях.

Хуже всего приходится кинестетикам: крошки под босыми ногами, включая оторванные головы Барби, жмущий под мышками свитер, смятая простыня способны довести вас до настоящей мигрени, а вы даже и не подозреваете об этой связи.

Так что для начала определитесь с собой.

А теперь подумайте о вашем чаде. Что является ведущей системой у него? Чтобы понять это, вспомните, что он предпочитает делать и о чем просит. Он любит слушать сказки или раскрашивать картинки? Любит посидеть на ручках или говорит «мам, посмотри на меня»? Долго принимает ванну, и чтобы непременно с вкусно пахнущей пеной – точно кинестетик.

Маленькому визуалу стоит напоминать, что его комната выглядит некрасиво, нарисованная схема действий поможет ему ориентироваться; аудиал в состоянии выслушать ваше наставление и инструкцию, и время от времени ему можно кричать из кухни «ты уже закончил уборку?»; кинестетика надо взять за руку (только не грубо!) и отвести к фронту работ, еще и присесть рядом и некоторое время поработать вместе, чтобы он включился.

Так что, не рассчитывайте на многое, делайте все вместе, оптимизируйте затраты времени и труда. И все наладится.

✅ Переходный возраст. Ох!

Это то, что лежит на поверхности и заметно невооруженным глазом. Как только детеныш любого животного вступает в пору полового созревания, у него появляется потребность и возможность метить территорию. Это вам любой зоолог подтвердит. Поэтому предлагаю в целях сохранения ваших нервных клеток считать раскиданные по всех площади носки - личными метками половозрелой особи.

А если серьезно, то биологию, конечно, никто не отменял. Но еще есть и правила общежития, и семейная иерархия, принципы гигиены.

До тех пор, пока ребенок является несовершеннолетним, он обязан подчиняться родителям. Почему-то у нас редко вспоминают об этом весьма простом принципе. То есть, мы его кормим-поим-одевает, учим, развлекаем, а он только покрикивает и делает недовольную мину. Непорядок. Отсутствие власти в семье губительно для всех её членов. Поэтому, первым делом, перестаньте надеяться на добровольное послушание и четко обозначьте свои требования:

– Я хочу, чтобы раз в неделю ты разгребал свою комнату, выбрасывал мусор, пылесосил и протирал пыль.
– Грязное белье стирается только из бачка, я не буду собирать твои тряпочки по всему дому.
– Моя комната является только моей, твоим вещам там нечего делать.

А теперь ослабьте вожжи:

«В остальное время можешь устраивать у себя любой бардак, при условии, что он не будет плохо пахнуть». (Про разные каналы восприятия помните? Так вот, я еще и нюхач).

Вашему строптивцу жизненно важно иметь эту возможность: устраивать бардак в своей комнате. Позвольте ему это и держитесь данного слова.

Но! Не стоит регламентировать все и диктовать свои требования уже в малозначительных деталях: не царское это дело – вникать в то, на какой именно полке и в каком порядке сложены тетрадки. Введите УРОВЕНЬ требований. Что для вас означает слово «чисто убрано»? Если на полу ничего не валяется? Или чтобы футболки были разложены по цветам? Вытереть пыль – это только со стола или на верху шкафов тоже? Будьте реалистами: хорошо, если из-под дивана будут выметены пакетики от чипсов и заплесневевшие огрызки. Не стоит ожидать от 13-летнего мальчика, что он достигнет уровня «отельной чистоты», а то еще потом станете ко мне на прием бегать «почему он такой странный?».

Вы, наверное, представляете, как мне трудно держать язык за зубами и не вмешиваться, когда в одной комнате у меня живет гламуууурная-прегламурная барышня (что неизбежно означает бусики/юбочки/резиночки в количествах), а в другой – почти уже совершеннолетний мальчик, то есть гитары, шлемы, фотоаппараты и непонятного назначения гаджеты. Но я молчу. У нас есть только одно абсолютное запрещение: никогда, ни за что не выносить еду из кухни. В этом отношении я свирепа до невменяемости.

Вся тонкость именно в том, что вы а) ввели правила и б) обозначили рамки, внутри которых ваш подросток может сколько угодно оттопыриваться.

На самом деле, порядок в комнате – это только повод выяснять, кто тут главный и чьи идеи мы будем воплощать в жизнь. Не бойтесь, это временно, скоро наши дети вырастут и станут добиваться послушания уже от своих детей. Вот тогда мы и посмеемся вместе.

Катерина Демина

http://www.katryndemina.ru

Полезна: 6 голосов Не полезна: 0 голосов

На эту тему :

порядок

Предлагаем почитать

Обучение домашним обязанностям Задача в том, чтобы дети научились азам уборки и улучшили исполнительные функции
Когда нельзя хранить секреты Как распознать плохой секрет и к кому обратиться
Детский тайм-менеджмент Простые советы, которые обязательно помогут!

Это моя комната!

Самая болезненная, спорная и "горячая" - проблема наведения порядка в детских комнатах

Голосуем!
К кому Вы прислушиваетесь в вопросах воспитания?
10% Беру пример с родителей
5% Советуюсь c подругами
29% Смотрю полезные эфиры с психологами
25% Читаю книги по воспитанию
32% Делаю всё интуитивно
Детский развивающий центр "Лукошко"

Игровые развивающие занятия для детей от 1,5 до 6 лет. Встречи с психологом, педиатром, юристом. Детские праздники. Библиотека журналов о детском здоровье и развитии.

Подробные условия