Главная /  Библиотека / Ваш малыш / Здоровье и уход / К логопедам водят только дошкольников?

К логопедам водят только дошкольников?

7 родительских вопросов о нарушениях речи у детей

Когда дети учатся говорить, они делают много ошибок, в том числе очень милых: сочиняют смешные неологизмы, забавно произносят звуки, строят абсурдные предложения. Но в каком случае всё это — повод для улыбки и очередного поста в соцсетях, а в каком — причина обратиться к логопеду? Отвечают эксперты из онлайн-центра логопедической помощи и развития "Формула речи"

1. Как понять, что манера речи ребенка — не возрастная норма, а нарушение?

Как правило, родители обращают внимание на неправильное произношение звуков у детей либо когда малыш в возрасте 2–3 лет совсем не говорит. Но кроме этого есть множество других речевых расстройств, которые в будущем могут неблагоприятно отразиться на психоэмоциональном и интеллектуальном развитии ребенка.

Если вас что-то тревожит в речи ребенка, то не следует откладывать визит к логопеду. Чем раньше выявлена проблема, тем легче и быстрее она поддается корректировке.

Есть возрастные нормы речевого развития, которые помогут родителям вовремя обратить внимание на возможные речевые нарушения: ⠀

  • К трем годам в активном словаре ребенка более 1000 слов, он может формулировать предложения из 5–7 слов: "Мы ходили в парк и видели белку". В этом возрасте ребенок перестает смягчать согласные звуки.
  • К четырем годам ребенок должен освоить правильное произношение свистящих звуков [с], [с’], [з], [з’], [ц] и абсолютно чисто произносить их в словах, предложениях и связной речи. В этот период в словаре у ребенка более двух тысяч слов, он допускает гораздо меньше грамматических ошибок. Примерно в это же время у детей впервые проявляется интерес к буквам.
  • К пяти годам ребенок осваивает правильное произношение не только свистящих звуков, но и шипящих [ш], [ж], [щ], [ч], ребенок не путает их между собой, говорит совершенно чисто. В этом возрасте у некоторых еще может отмечаться отсутствие сонорных звуков [р], [р’], [л], [л’]. Но если вместо "лодка" вы слышите "водка" (звук [л] заменяется звуком [в]) или звук [р] произносится "горлом" (грассируя), то это повод для обращения к логопеду.
  • К 6 годам заканчивается формирование правильного звукопроизношения. В норме ребенок правильно произносит все звуки родного языка и не путает их между собой в речи.

Ошибочно судить о речевом развитии ребенка только лишь по его произношению, поэтому обратите внимание, различает ли ребенок на слух похожие слова ("мишка" — "миска", "коза" — "коса" и так далее).

Также насторожиться следует, если ребенок постоянно меняет слоги в словах, пропускает или добавляет звуки ("кандараш" вместо "карандаш", "аина" вместо "малина" и так далее). В этом случае речь может идти о нарушении слоговой структуры слова.

Если ребенок путает род, неправильно образует формы и окончания слов (не "щенята", а "щенёнки"), неверно согласует прилагательные с существительными: "синяя кубик", "яркая солнце" — это еще одна причина обратиться к логопеду.

В общем, совет очень простой — нужно слушать ребенка. Все дети могут ошибаться и путать слоги, слова или строить неправильно предложения. Но если это происходит систематически и не проходит само, то поход к логопеду лучше не откладывать.

2. А что, нарушения речи бывают разными?

Да. Существует несколько видов речевых нарушений у детей. Например, дислалия, нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранном речевом аппарате. Ребенок либо пропускает или искажает звук, либо заменяет один звук другим, при этом другие компоненты речи чаще всего в норме. По сравнению с другими речевыми расстройствами дислалия — одно из самых простых, при помощи логопедических занятий полностью корректируется.

Но есть ряд других нарушений речи, вызванных иными причинами. Например:

  • дизартрия — это расстройство произносительной стороны речи, связанное с нарушением иннервации мышц языка, губ и мягкого нёба;
  • ринолалия — нарушение тембра голоса и произношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Важная характеристика ринолалии — это гнусавость и носовой оттенок голоса;
  • алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка;
  • заикание — нарушение темпа речи, связанное с судорожным состоянием артикуляционного аппарата;
  • тахилалия — патологически ускоренный темп речи, при котором ребенок часто "проглатывает" слова, появляются невнятность и запинки;
  • брадилалия — патологически замедленный темп речи, с растягиванием гласных звуков и нечетким произношением. Ребенок может выглядеть при этом вялым и медлительным.

Это лишь несколько примеров. Здесь работает принцип "чем точнее диагноз, тем эффективнее коррекция". Чтобы скорректировать ситуацию, важно вовремя посетить логопеда, а он при необходимости направит на дообследование к узким специалистам (невролог, отоларинголог, ортодонт и другие). Родителям важно присутствовать на диагностическом занятии, задавать все вопросы, которые их интересуют.

3. К каким специалистам обращаться при подозрении на речевые нарушения у ребенка?

Коррекцией речевых нарушений у детей занимаются логопеды. Однако после первой диагностики при необходимости педагог может направить ребенка к следующим специалистам:

Невролог: он поможет определить неврологический статус. При необходимости он может назначить медикаментозное лечение или лечебные процедуры (ЛФК, массаж, физиотерапию и др.), которые положительно повлияют на логопедическую коррекцию.

  • Отоларинголог (сурдолог): он проведет обследование слуховой системы и определит, нет ли у ребенка снижения слуха. При нарушениях речи, вызванных нарушением слуха, только логопедической помощи недостаточно.
  • Ортодонт: он определит характер и степень тяжести зубочелюстной патологии. Ортодонты и логопеды часто работают в связке.
  • Психиатр: он поможет диагностировать или исключить врожденную форму умственной отсталости, деменцию, РАС.

Исправление сложных речевых нарушений — чаще всего задача для нескольких специалистов. Поэтому не стоит затягивать с консультацией логопеда, который и определит степень сложности нарушения.

4. Мы ходим к логопеду, но прогресса нет. Это значит, что коррекция идет неправильно?

Это значит, что есть какая-то скрытая причина, которая замедляет процесс коррекции. Причины могут быть самые разные:

  • логопед мог неточно определить проблему на диагностике;
  • коррекционно-логопедическая работа была выстроена неправильно, используемые методы не подошли ребенку;
  • родители не были погружены в процесс коррекционной работы, поэтому дома ребенок не занимался;
  • занятия проводились нерегулярно или недостаточно долго, ребенок просто не успел проработать сложности.

У каждого ребенка свой темп, свои особенности, у одного улучшения происходят быстро, у другого чуть медленнее. Ориентироваться следует на то, что в принципе должна быть положительная динамика. Если же совсем прогресса нет длительное время, то это повод искать причину.

Мы собрали несколько рекомендаций от экспертов "Формулы речи", которые сделают занятия точно продуктивными:

  1. Посетите узких специалистов: невролога, отоларинголога, ортодонта.
  2. Обязательно присутствуйте на диагностическом занятии. Задавайте, не стесняясь, вопросы специалисту, которые вас интересуют или остались непонятными.
  3. После занятия обязательно беседуйте с логопедом, как продвигается работа, какие есть промежуточные результаты. Важно понимать, что и зачем логопед делает на занятиях с вашим ребенком.
  4. Обязательно выполняйте домашние задания, подкрепляйте успехи ребенка похвалой.
  5. Старайтесь не пропускать занятия: для получения быстрого результата важна регулярность. Помните, что логопед, ребенок и родитель — это одна команда!

5. Сколько времени занимает коррекция речевых нарушений у логопеда?

Многое зависит от того, насколько у ребенка сложное и глубокое речевое расстройство. Эксперты из "Формулы речи" проводят коррекцию в четыре этапа.

Первый этап — это логопедическая диагностика, на которой логопед выявит вид речевого нарушения. Далее определяется план коррекции и примерное количество необходимых занятий. Ситуация может измениться через 5–7 занятий, когда специалист увидит динамику коррекции и скорректирует план.

Второй этап — это подготовительная работа. Она включает в себя подготовку речевого аппарата к освоению новых звуков. Логопед формирует у ребенка речевой вдох и выдох, развивает фонематические процессы. Длительность подготовительного этапа может длиться от нескольких занятий до 2–3 месяцев и зависит от сложности речевого нарушения у ребенка. Этот этап очень важен, так как от него будет зависеть результат дальнейшей работы.

Третий этап — это непосредственно коррекция речевых нарушений. Если мы качественно поработали на предыдущем этапе, то постановка звука может произойти за 1–2 занятия!

Но на этом работа не заканчивается — необходимо ввести поставленный звук в свободную речь. Длительность данного этапа будет зависеть от того, насколько хорошо развит самоконтроль ребенка. Если он будет готов усердно работать, то процесс пройдет быстро.

Четвертый этап — это закрепление результатов. Это очень важный этап, который поможет не вернуться к изначальному состоянию речи ребенка. Чтобы закрепить долгожданные результаты и не потерять новые навыки, может потребоваться от 5–10 занятий.

Важно понимать, что скорость прохождения всех этапов зависит от совместных усилий логопеда, ребенка и его родителей.

6. Разве неправильные звуки (например, грассирующая "р") могут повлиять на качество жизни?

Да, конечно, вовремя неисправленные речевые нарушения влекут за собой целый ряд негативных последствий. Во-первых, проблемы с речью могут стать предпосылками к будущим ошибкам на письме и неспособности правильно читать. Дислексия и дисграфия в том числе могут развиться вследствие речевых нарушений. Всё это затруднит обучение в школе, освоение не только "языковых" предметов, но математики, физики, химии.

Помимо проблем с успеваемостью могут возникнуть сложности с социализацией. "Заики", "картавые", "шепелявые" и дети с другими речевыми нарушениями часто становятся легкой мишенью для насмешек. Из-за этого дети с нарушениями речи порой становятся закрытыми и зажатыми, начинают испытывать трудности в общении, с трудом социализируются.

Возможно, ребенок в будущем решит выбрать профессию, связанную с речью. И тут этот маленький, казалось бы, дефект может помешать ему добиться успеха. Зачастую неспособность говорить внятно, разборчиво и чисто становится препятствием для карьерного роста — ведь в современном мире очень важно правильно презентовать себя.

7. Правда, что избавиться от нарушений речи в детстве легче, чем во взрослом возрасте?

Да, самый благоприятный возраст для занятий с логопедом — от 4 до 8 лет. Коррекция в более старшем возрасте тоже возможна, но потребуется больше времени и усилий. Чем чаще и дольше человек "тренируется" в неправильном произношении, тем более эта привычка становится устойчива к изменениям. Здесь наша задача — сломать одну привычку и внедрить другую.

Поставить звук во взрослом возрасте получается намного быстрее, чем ребенку, но ввести в речь гораздо сложнее. Нужно постоянно себя контролировать во время разговора и чтения книг вслух. Только в процессе общения решается самая главная проблема — это психологический барьер и комплекс нового звука. Первое время будет сложно, но постепенно трудности будут уходить, звукопроизношение и нейронные связи сформируются: звук произносить будет всё легче и легче.

В школьном, подростковом и даже взрослом возрасте ничего не потеряно — исправлять нарушения речи вполне возможно в команде с профессиональным логопедом. Это будет огромный и эффективный шаг на пути к красивой речи и уверенности в себе!

https://mel.fm/

Полезна: 0 голосов Не полезна: 0 голосов

На эту тему :

логопед здоровье

Предлагаем почитать

Простудные заболевания в детском саду Как помочь ребёнку не заболеть?
8 способов закаливания ребенка Выбирай любой, и.. будь здоров!
Что же выбрать для бережного ухода для нежной детской кожицы? Создаем натуральную, безопасную косметику для мам и малышей

К логопедам водят только дошкольников?

7 родительских вопросов о нарушениях речи у детей

Голосуем!
К кому Вы прислушиваетесь в вопросах воспитания?
9% Беру пример с родителей
6% Советуюсь c подругами
25% Смотрю полезные эфиры с психологами
25% Читаю книги по воспитанию
36% Делаю всё интуитивно
Проведение праздников в центре "Лукошко"

Незабываемые детские праздники с двумя героями по сюжету с конкурсами, эстафетами, играми, состязаниями, яркими костюмами и музыкальным сопровождением.

Подробные условия