"Он у вас очень невнимательный". Так учителя часто говорят про детей, которые пропускают буквы в словах, меняют их местами, делают слишком много описок. Но как понять, невнимательность это или уже дисграфия? А что вообще такое эта дисграфия? Рассказывает Варвара Данекина, клинический психолог, педагог-логопед сети логоцентров "Детская академия речи".
Дисграфия — что это
Проблема проявляется в разных видах нарушений письма. Один ребенок, к примеру, делает очень много грамматических ошибок, другой — не умеет проверять безударные гласные, третий — не дописывает окончания слов, четвертый — пропускает гласные или согласные или меняет их на другие.
Видов нарушений письма очень много и главное, на что нужно обратить внимание, это то, что проблема не эпизодичная, а носит стойкий характер, когда письмо не улучшается от дополнительных занятий или большего числа прописей. Тут нужно налаживать работу мозга, а точнее — восстанавливать сбой, который там возник.
Распознать у ребенка признаки дисграфии удается даже не всем педагогам. Если есть подозрение на нарушение, лучше отправиться к логопеду или нейропсихологу: именно эти специалисты могут провести качественную диагностику, определить план коррекции и дальнейших действий. Какие типы дисграфии встречаются чаще всего?
Как распознать дисграфию
Говорить о нарушении можно не раньше 7 лет, хотя понятно, что признаки дисграфии появляются гораздо раньше. Предпосылками специалисты считают задержку речевого развития, поэтому родителям всегда рекомендуют проходить обязательную диагностику у логопеда задолго до школы. Также это нужно сделать, если ребенок заговорил хорошо, но позднее сверстников: этапы развития речи, плавного перехода от слогов к предложениям очень важны для успешного обучения в дальнейшем. Если коррекционной работы до школы не было, с большой вероятностью в первом классе начинает страдать память, восприятие и концентрация внимания, что ведет к низкой успеваемости и отсутствию мотивации учиться.
Вот почему опытный педагог к середине учебного года должен понять, что ученик вовсе не лентяй
У ребенка может быть отличный интеллект, слух и зрение, но освоение грамоты ему не дается. Типичные ошибки не исчезают под действием разных педагогических приемов и методик, ребенок продолжает "спотыкаться" на одном и том же.
Письменная речь и желание учиться придут только после коррекционной работы. В отдельных случаях может понадобится обследование невролога, чтобы исключить снижение слуха. В дальнейшем помогают ребенку логопед-дефектолог, а также нейропсихолог или нейролингвист — специалист, который совмещает обе специальности. Вместе с педагогом-психологом, дефициты достаточно быстро компенсируются и восполняются.
Чего делать нельзя
Фото на обложке: Thuwanan Krueabudda, PTZ Pictures, Photoongraphy / Shutterstock / Fotodom
Первый и самый большой в Тюмени интернет-ресурс для родителей!
Подробные условия