Главная /  Библиотека / Ваш малыш / Развитие / 16 способов проверить, готов ли ребенок к школе: эмоционально, интеллектуально и физически

16 способов проверить, готов ли ребенок к школе: эмоционально, интеллектуально и физически

Как определить, готов ли ребенок к первому классу и чему он должен научиться, прежде чем пойти в школу, "Мелу" рассказала клинический психолог, основательница сети специализированных логопедических центров "Детская академия речи" Анастасия Краминова.

Физическая готовность

Вопреки мнению многих мам и пап, это пункт номер один. Потому что учеба предполагает приличную физическую нагрузку. В 7 лет проводить время за партой непросто. И даже если учитель будет устраивать физкультминутки и обращать внимание на ритм обучения, сидеть по несколько уроков все равно придется. К косвенным признакам физиологической зрелости можно отнести наличие хотя бы двух постоянных зубов — это говорит о том, что кости хорошо сформированы, а это важный критерий для правильной осанки. Еще одним серьезным показателем является развитие крупной моторики: очень часто родители акцентируют внимание на мелкой, забывая, что умение бросить или поймать мяч — не менее важно.


Фото: Irina Wilhauk / Shutterstock / Fotodom

Вот несколько простых тестов, с помощью которых можно проверить физическое развитие ребенка:

  • Попросить ребенка правой рукой через голову достать левое ухо. Нужно закрыть ухо полностью или хотя бы наполовину, не наклоняя голову. С возрастом меняется соотношение размеров конечностей, головы и туловища. У младенца голова составляет примерно ¼ роста, а длина руки позволяет достать только чуть дальше макушки. У взрослого это соотношение — 1/8. Когда ребенок может достать через голову ухо, это означает, что его возраст уже подходит для обучения.
  • Постоять в позе Ромберга. Стоя на одной ноге, другую ребенок сгибает и прижимает стопу к колену. Затем вытягивает руки вперед и закрывает глаза. В 7 лет физически зрелый ребенок сможет простоять в этой позе как минимум 8 секунд. Меньшее количество времени говорит о незрелости скелета и неготовности к школьным будням.
  • Нарисовать "дорожку". Это способность ребенка нарисовать извилистую линию между двумя другими, расположенными близко друг к другу. В идеале — по центру или хотя бы не касаясь других. Если "волны" плохо удаются, ребенок может быстро уставать, выводя прописи в школе, и со временем начать испытывать к ним не самые приятные чувства.

Эмоциональная готовность

Как правило, адаптация проходит сложно не у тех, кто плохо читает, считает или пишет. А у тех, кто плохо справляется с эмоциями, не находит общий язык со сверстниками, боится обратиться за помощью ко взрослому в случае конфликта или какой-то другой ситуации. Также к важным критериям относятся:

  • умение слушать и быть внимательным;
  • понимать разницу между взрослым-родителем и взрослым-учителем. Нужно признавать авторитет педагога, понимать важность требований и обязанностей, которые теперь стоят перед школьником;
  • налаживать отношения с детьми, совместно выполнять различные задания;
  • не бояться экспериментировать, проявлять себя, стараться доводить то, что начал, до конца;
  • умение понять, что ты делаешь хорошо, а над чем еще нужно работать. Адекватная самооценка — это понимание не только своих возможностей, но и недостатков.

Интеллектуальная готовность

Многие дети неплохо владеют счетом уже с малых лет, но, как правило, это делается механически. Чтобы действительно понимать числовой ряд, важен обратный счет, а для класса повышенной сложности — через один (10-8-6-4). Также готовность в математике и речи определяется умением:

  • составлять предложения, пересказывать по картинкам;
  • определять в слове звук (конец, середина, начало);
  • владеть фонетическим (звуко-буквенным) разбором слов — знать твердые-мягкие, звонкие-глухие, гласные-согласные;
  • пользоваться арифметическими знаками;
  • определять геометрические фигуры, делить квадрат или круг на 2 или 4 части;
  • решать простые задачи на сложение и вычитание;
  • уметь выполнить работу по образцу;
  • назвать свое имя, адрес, имена родителей и их профессии.

Не менее важно постараться решить все основные логопедические проблемы к 1-му классу, хотя, безусловно, продолжать занятия в начальной школе по рекомендации специалистов нужно.


Фото: Kostenko Maxim / Shutterstock / Fotodom
А если не готов?

В первую очередь у первоклассника должны быть мотивация и интерес, он должен бежать за новыми знаниями и хотеть учиться. Психологи, нейропсихологи советуют не выбирать сложную программу, где подразумевается повышенная нагрузка (например, экспериментальный класс или эффективная начальная школа), если ребенок еще не слишком усидчив и ему не будет 7 лет на момент поступления в школу. Это может обернуться стрессом, проблемами со здоровьем, психофизиологическими нарушениями. Конечно, если критерием неготовности является только отсутствие коренных зубов, а ребенок при этом может сосредоточенно что-то делать минимум 25 минут, то в школу уже пора.

Другие сомнения можно развеять при помощи консультаций специалистов — логопеда-дефектолога и нейропсихолога. Они смогут дать свои рекомендации, как с пользой провести лето перед школой.

Стоит подождать еще год, если сами родители сомневаются и возраст позволяет сделать "отсрочку". Либо нужно выбрать более простую программу и в первые полгода, пока идет адаптация, свести к минимуму дополнительные интеллектуальные кружки.

https://mel.fm/

Полезна: 0 голосов Не полезна: 0 голосов

Предлагаем почитать

Советы нейропсихолога. Как привить своим детям любовь к учебе Объясняет детский нейропсихолог, семейный психолог Анна Кузнецова
Как помочь ребенку стать внимательным Проблемы могут быть с концентрацией внимания, переключаемостью внимания, устойчивостью и распреде ...
Дошкольная подготовка — как и когда начинать готовить ребенка к школе? Что же должен знать и уметь потенциальный первоклассник?

16 способов проверить, готов ли ребенок к школе: эмоционально, интеллектуально и физически

Как определить, готов ли ребенок к первому классу и чему он должен научиться, прежде чем пойти в школу

Голосуем!
К кому Вы прислушиваетесь в вопросах воспитания?
9% Беру пример с родителей
6% Советуюсь c подругами
25% Смотрю полезные эфиры с психологами
25% Читаю книги по воспитанию
36% Делаю всё интуитивно
Детский сад полного дня "Лукошко"

Сад на полный день для детей от 1,5 лет. Разновозрастный коллектив. Методики раннего развития Монтессори, Никитиных, авторские методики. Костюмированные праздники. Городская субсидия по оплате.

Подробные условия