Кажется, что с появлением смартфонов дети реже появляются во дворе. При этом без игры невозможно развитие ребенка. О том, как отличить настоящую игру и что она дает современному человеку, в эфире "Радиошколы" рассказала исследователь детской игры, младший научный сотрудник лаборатории развития ребенка МГПУ Анна Якшина.
"Дети получают удовольствие от неопределенности"
Слово "игра" в житейском языке имеет самое широкое значение. Ребенок возится с игрушками — он играет. Ребенок сидит в телефоне и лопает разноцветные шарики — тоже играет. Однако ученые-психологи считают, что это не одно и то же. Их слова о том, что игра — это ведущая деятельность, которая имеет большое значение в развитии ребенка, относятся только к тем случаям, когда ребенок включает воображение.
Если ребенок радостно бежит по квартире с игрушкой в руке, это не значит, что он играет по-настоящему. Сложный психологический процесс запускается только тогда, когда ребенок сам становится автором игры: придумывает воображаемую ситуацию и действует в ней понарошку. В этот момент ребенок развивается. Такую деятельность мы и будем называть "игрой". А вот лопанье шариков в смартфоне — это не игра. Тут ребенок не создает новый мир, а работает по тем правилам, что ему предлагает гаджет.
Игра отличается от псевдоигры отсутствием готового сценария и четкой цели. Тут важен процесс, а не результат: мы не играем, чтобы построить замок, — мы строим замок, чтобы играть.
Ребенок бросает себе вызов: ему нужно продумывать все самому, не представляя, к чему это приведет
Дети не боятся неопределенности, а получают от нее удовольствие. Это тот навык, которому взрослые пытаются научиться на профессиональных тренингах — а ребенок легко получает его во время игры.
С появлением смартфонов настоящая игра не исчезла. Наоборот, в современном мире она важна как никогда раньше. Образование не должно фокусироваться только на предметных знаниях — в конце концов, их можно нагуглить. Вместо этого важно научить ребенка хорошо себя чувствовать в меняющихся условиях, быть коммуникабельным, гибким и не бояться неизвестности. Игра в этом помогает.
"За балаганом кроется важный процесс"
Совместная игра учит слышать желания друг друга, отстаивать идеи или адаптировать их с учетом изменяющегося контекста. Даже конфликты полезны, потому что с их помощью дети учатся решать сложные ситуации и искать компромиссы. Более того, уровень неопределенности в совместной игре еще выше. Участвует много людей, и ты не знаешь, как они будут действовать. Игра сочиняется здесь и сейчас.
Есть один случай, о котором я часто рассказываю магистрантам.
Разновозрастная группа детей готовится к Новому году. В ней был трехлетний ребенок, которому хотелось, как это обычно бывает у малышей, в компанию к старшим. А у старших свои заботы: репетиции, подарки, Дед Мороз опаздывает. И вдруг ребятам понадобилась елка. Малыш с ходу предлагает: "О, я буду елкой!" Он начинает изображать дерево: расправляет плечи, вытягивает руки и замирает с довольным лицом. Старшие его наряжают разными тканями, гирляндами, а малыш затаил дыхание — он в этот момент новогодняя елка. Всю игру вокруг него водят хороводы. Представляете, ребенку три с половиной года, а он полчаса неподвижно стоял, потому что ему так важно было оставаться внутри игры. При этом он был абсолютно счастливой елкой. Вот как игра усиливает воображение и помогает в жизни.
Для того чтобы игра состоялась, нужно услышать партнера, высказаться самому и вместе найти компромисс. Идеи часто противоречивые. Например, все собираются играть в космонавтов, а кто-нибудь приходит и говорит: "А я хочу быть балериной". На этом игра может рассыпаться, а может обрасти новыми смыслами: дети вместе придумают историю, как они летели в космосе и оказались на планете балерин.
В разновозрастной компании посредником игры может стать старший ребенок. Они умеют играть лучше, поэтому малыши за ними тянутся и учатся новому. Если отпустить детей в свободный полет, возможно, они сначала разнесут площадку. Но взрослым не стоит сразу хвататься за голову и возвращаться к привычным "ручейку" или "светофору": за балаганом кроется важный для ребенка процесс.
Как в детских садах мешают играть
Большинство детей ходят в детские сады. При этом во многих садиках условия для настоящей игры находятся на минимальном уровне. Уголок "кухня", уголок "парикмахерская" или "пожарная станция" — это не про создание нового, а про типичную среду. Ребенок идет по сценарию, который ему предлагает архитектор игрового пространства. Взрослые же не всегда понимают, что такое игра, и это проблема.
Если вы спросите любого воспитателя, он скажет: "Конечно, игра важна". Но использование игры без понимания того, какой она должна быть, может сослужить плохую службу. "Раз игра важна, значит, мы все будем делать в игровой форме, даже на прогулку собираться". Взрослые приходят в свободное пространство воображения и начинают его организовывать. Детям просто навязывают сценарий.
Игры становится много, но она не приносит пользы
Время для ценной спонтанной игры сокращается еще по одной причине. Педагог воспринимает себя как человека, который должен образовывать, развивать и контролировать. Ему непривычно оказаться внутри игры, которая строится не по заранее прописанному плану, где может произойти все что угодно, где непонятно, как измерить полезность для ребенка. Это вызов, который требует от педагога переосмысления идентичности.
Однако не все так плохо. Мы видим, что в садах стало появляться все больше групп, где игра взращивается взрослыми. Педагоги собираются и вместе обсуждают, что они могут сделать для того, чтобы поселить игру в детском саду. Под свободную игру выделяется время. Меняется и подход воспитателя: он включается в общение с детьми и, что важно, делает это с позиции партнера, а не руководителя. Педагог становится посредником. Он не придумывает ничего за ребенка, а дает ему пространство для идей и проявления субъектности.
"Задача педагога — строить диалог"
Если родитель придет за ребенком в сад, спросит у воспитателя: "Как прошел день?" — и услышит только: "Мы играли", он может встревожиться. Дело в том, что люди представляют игру по-разному. Это может быть беготня или даже висение на люстре. Поэтому родителю нужна конкретика, которая к тому же покажет, что время прошло с пользой. От воспитателя ждут, что он скажет, что дети играли в шахматы, занимались математикой или ходили к логопеду. Для наглядной демонстрации того, что дети в садике заняты делом, на подоконниках и выставлены поделки из шишек. Но это простой путь, от которого никому не лучше. Задача педагога — построить диалог, объяснить, что свободная игра не менее полезна, чем шахматы.
Каналов информации для родителей, интересующихся досугом своих детей в детском саду, мало: только выставка в раздевалке, пара слов воспитателя вечером и отчетные фотографии в групповом чате, на которых ребенок держит на ладошке очередную поделку.
Нормально, если родитель чего-то не понимает. Он не получал педагогического образования
Так что воспитателю следует отвечать на запрос родителя? Важно рассказывать ему, что происходит с ребенком сейчас и как это поможет ему в будущем. "Смотрите, он бегает по комнате, замотанный тканью и с палкой в руке. Это не значит, что он предоставлен сам себе. На самом деле в этот момент происходит важное. Ваш ребенок движется в своем смысловом поле. Он создатель, а не потребитель готового. Он развивает воображение и проявляет инициативу".
Тогда взрослый не будет бояться, и это здорово для всех, ведь дети чувствуют, когда их родители напряжены. Возможно, ребенку создадут условия для игры еще и дома. Благодаря диалогу воспитатели и родители не борются друг с другом, а вместе справляются с проблемами.
"Делать все через игру не получится"
Игра развивает воображение и умение работать в условиях неопределенности, однако детям важны и серьезные виды деятельности. В них они тоже охотно включаются — особенно по мере взросления.
Со временем игра не уходит из жизни человека, а меняется. Где-то к шести годам дети начинают создавать правила игры, обсуждать, как все устроено, и следить за тем, что правила никто не нарушает. Сама подготовка приносит столько удовольствия, что после нее участники чувствуют, будто уже поиграли. В этом возрасте ребенок готов воспринимать мир не только через игру на воображение. Поэтому обучать младшеклассников только в игровой форме нет нужды.
Организовывая обучение только в игровой форме, педагог рискует увлечься манипуляцией. Вот как это работает. Учителю важно достичь цель: например, сделать так, чтобы ребенок выполнил задание. Он маскирует свою задачу под красивой оберткой игры и предлагает ее ребенку. Тот послушно принимается за игру, а в игре нет внешних целей: процесс важнее всего. Но нужен-то результат. Это приводит к тому, что взрослый начинает пытаться организовать увлекшегося ребенка, подтолкнуть к чему-то. Тогда разрушается все: и игра, и обучение.
Вернемся к началу разговора и вспомним, как устроена игра. Она нужна для конструирования той ситуации, которая невозможна в реальной жизни.
Например, у ребенка есть молоток и гвозди. Он не будет играть в забивание гвоздей, потому что может это сделать не понарошку. Но если ребенок захочет попробовать себя в роли водителя, который отвозит его в школу, то сесть за руль ему не удастся. Тогда он перенесет эту ситуацию в свою игру и удовлетворит интерес. Говоря о школе: зачем играть в ученых на уроке математики, если ребенок и так готов решать примеры?
Дети с радостью согласятся обсуждать серьезные проблемы, участвовать в проектах, которые связаны с реальной жизнью.
Ребенку приятно, когда старшие предлагают задачу, которую он сможет решить не в игре, а по-настоящему
Например, разработать дизайн для стенгазеты или составить график полива цветов. А вот делать все через игру не получится: ребенку просто надоест играть.
Если ребенок наигрался в садике, то в школе он сможет ставить перед собой задачи и самостоятельно учиться, не воображая при этом игровые миры. При этом младшеклассникам все еще стоит давать время на игру. Они уже умеют делать это хорошо — это их опора, к которой они с упоением возвращаются. Важно, чтобы школа не отбирала их суперсилу.
Что делать, если ребенок не наигрался
Если младшеклассник не сосредоточен на уроках и все превращает в игру, не стоит на него давить. Это лишь сигнал для родителей, что ребенку было недостаточно игры в детсадовском возрасте. Проблему нужно решать, но важно помнить: ничего страшного не происходит: нет никакого фатального диагноза вроде "если ваш ребенок не наигрался, то он все проиграл". Итак, что сделать для того, чтобы восполнить нехватку игры?
Дать ребенку больше свободного времени. Не стоит занимать каждую минуту в его и так плотном графике. Иногда лучше отказаться от одной развивашки, чтобы подарить это время прогулке во дворе.
Помочь ребенку найти компанию. При этом родитель может не хотеть играть с ребенком. Это нормально, что человеку, у которого работа, бизнес, дом и несколько детей, искренне не нравится кормить куклу манной кашей. Не нужно винить себя. Вместо этого можно скооперироваться с друзьями, у которых есть дети, списаться с соседями в чате дома. Или отвести ребенка на специальную игровую площадку. Бассейн с шариками не подойдет. Нужна сюжетная игра: например, такую делает психолог Егор Бахотский.
Возможно, стоит поменять досуг ребенка. Лучше водить его не на кружки, где каждый занят индивидуальной поделкой, а в места, где есть коммуникация. Это не обязательно будет игра: хорошо, даже если дети работают над проектом — главное, что вместе.
Важно, чтобы педагог ставил в приоритет развитие коммуникации между ними.
Как вариант — можно поговорить с классным руководителем и организовать пространство для игр в школе. Тогда дети будут проводить свободное время не просто так.
Наполнить жизнь ребенка событиями. Важно, чтобы были моменты, которые вызывают переживания, захватывают, находят отклик. Тогда в свободное время ребенок сможет через качественную игру осмыслить эмоции.
Есть миф: чем больше с ребенком играют, тем меньше он воспринимает серьезные задачи. На самом деле игра помогает подчиняться правилам. Готовый к школе ребенок справляется даже с рутинными заданиями. Он достраивает предложенную ему смысловую ситуацию и делает ее интересной для себя, но не превращает в игру.
Игра развивается с течением жизни. Сначала она похожа на экшен: дети активно что-то делают, перевоплощаются, воображают. Потом она уходит в вербальный план. Взрослые играют идеями. Вот, например, чувство юмора — это умение улавливать контекст и манипулировать нюансами. Даже шутить нас учит игра.
Дарья Коротыч
Магазин настольных игр, где можно найти много-много подарков и классных настольных игр. А еще, мы проводим ИГРОТЕКИ!
Подробные условия