Сегодня число детей с проблемами развития нервной системы заметно растёт. Самая частая причина проблем – повреждение ЦНС во время беременности или родов. И в этом случае нейропсихологическая коррекция – одна из популярных методик в работе с малышами. Как помочь ребёнку – в этой статье.
Нейропсихология – это научное направление на стыке нейронауки и психологии. Нейропсихология занимается изучением работы структур головного мозга и их связей с психическими процессами и формой поведения. Основная задача нейропсихолога – выявить слабые и сильные стороны работы головного мозга и сделать взаимодействие правого и левого полушария гармоничным.
Нейропсихология: как понять, что у ребёнка есть проблемы
Ребёнок гиперактивный, "не слышит" взрослых, на замечания не реагирует или, наоборот, чересчур медлительный и пассивный.
Испытывает трудности в усвоении школьной программы. Долго выполняет домашние задания, на уроках невнимателен.
Заметна эмоциональная нестабильность, резкие перепады настроения.
Есть синдром дефицита внимания.
Постоянно путает "лево" и "право", сезоны, жалуется на память.
Плохо ориентируется в пространстве, не может скоординировать движения.
Быстро переключается с одного действия на другое.
Присутствуют навязчивые движения (почёсывания, рисует/пишет с высунутым языком, грызёт ногти и т.д.).
Быстро утомляется, не может сосредоточиться на задании, тяжело осваивает чтение, грамоту и счёт.
Есть проблемы с речью разной сложности.
Наблюдается слабая познавательная деятельность.
Плохо развита мелкая и общая моторика и т.д.
Часто родители прибегают к помощи репетиторов, полагая, что ребёнок не понимает какой-то предмет в школе. Но, порой, причина неусидчивости и плохих отметок кроется именно в нарушении работы полушарий. Здесь нужно обращаться не к репетитору, а к нейропсихологу. Он проведёт диагностику и расскажет подробно о программе коррекции.
На что направлены нейропсихологические упражнения:
развитие концентрации и внимания, координации, умения чувствовать своё тело;
развитие памяти, мелкой и общей моторики, умения ориентироваться в пространстве;
работа над гармоничным взаимодействием полушарий;
активизация речи;
работа над эмоциональной устойчивостью, повышением внимания и т.д.
К сожалению, далеко не везде можно найти такого узкого специалиста, как нейропсихолог. И чтобы снизить риск возникновения проблем, родителям следует уделять большое внимание физическому развитию детей. Особенно активно это нужно делать в дошкольный период.
Для маленьких детей важно движение. С рождения и до школы у ребёнка идёт созревание сенсорных систем: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Для их правильного развития необходимо, чтобы мозг верно "перерабатывал" всю поступающую информацию. А малыш познаёт этот мир не через родителей, как кажется, а с помощью движения.
Мы хотим, чтобы дети были послушными, но это ошибочное желание. Если у малыша слабая активная деятельность, то и речь у него, как правило, тоже страдает, а это значит сбой в работе мозга. В идеале, ребёнок должен вести себя немного спокойнее, чем хулиганы из мультика "Осторожно, обезьянки": мама замучена, зато сколько нейронных связей образовалось в головах её неугомонных малышей. Дело в том, что при выполнении определённых физических действий, и образуются эти связи, соответственно, повышается способность к обучению. Помочь в этом могут как раз нейропсихологические упражнения. Некоторые из них довольно просты и под силу любой маме.
9 нейропсихологических игр
1. Весёлый мяч
Игры могут быть самыми разными: кидать мяч, подбрасывать вверх, ловить, перекидывать друг другу, сбивать мишень, катать по полу, играть в футбол, забрасывать мяч в игрушечное кольцо и т.д. Пособие "Мяч и речь" (авторы О.И. Крупенчук, Т.А. Воробьёва) в этом поможет.
2. Балансир
Это специальный тренажёр в виде полусферы. Задача малыша – удержаться на доске. Следует придерживать кроху за руку, помогая ему сохранять устойчивость. Сопровождайте это упражнение потешками или музыкой. Дети 6-7 лет могут самостоятельно заниматься с балансиром. Такая игра направлена на концентрацию и удерживание равновесия.
3. Полоса препятствий
Чем сложнее, тем лучше. Тут уже простор для фантазии родителей. Полосу можно сделать из стульев, подушек, использовать ортопедические коврики, обручи, кубики и т.д. Ребёнок должен проанализировать полосу и выбрать ту траекторию движения, по которой он успешно справится с заданием.
4. Пальчиковая гимнастика
Для детей с патологиями речи (например, задержка речевого развития, общее недоразвитие речи и т.д.) пальчиковые игры необходимы. Как правило, у таких ребят мелкая моторика плохо развита, им сложно показать даже самые простые фигуры ("коза", "заяц" и т.д.). Благодаря различным техникам пальчиковой гимнастики удаётся сделать кисть руки более гибкой. Сопровождать такие игры желательно потешками и стихами, к примеру, использовать пособие "Пальчиковые шаги", авторы Е.И. Чернова и Е.Ю. Тимофеева.
5. Су-Джок
Это колючие мячики с металлическими колечками внутри. Ими легко пользоваться, они продаются в ортопедических салонах и стоят недорого. На руках находится множество биологических точек, и при прокатывании Су-Джок между ладонями происходит стимуляции этих точек. Металлические колечки надеваются и снимаются на каждый пальчик. Такой массаж ребёнок может делать самостоятельно под присмотром взрослого. Здесь не страшно ошибиться: любое действие с "ёжиками" принесёт пользу. Вместо Су-Джок можно воспользоваться дарами природы: шишки, каштаны, орехи. Подойдут также любые колючие мячики, например, для стиральной машинки.
6. Дыхательная гимнастика
Сильный речевой выдох – залог успешной коррекции звукопроизношения. Кроме того, дыхательная гимнастика повышает тонус деятельности мозга.
Что делать:
Много полезной информации по дыхательной гимнастике и не только есть в книге О.И. Крупенчук, Т.А. Воробьёвой "Исправляем произношение. Комплексная методика исправления артикуляционных расстройств".
7. Тоннель
Смастерите тоннель из подручных материалов (стулья, например) или используйте покупной. Принцип – заставить ребёнка проползти на четвереньках. Вы сами можете стать тоннелем, опершись на руки и ноги, попросить малыша проползти под вами.
8. Межполушарное рисование
Если полушария работают не слажено, то дети часто испытывают трудности в обучении, так как не происходит полноценного обмена информацией между мозговитыми "соседями". Межполушарное рисование позволяет улучшить эти связи. Предложите ребёнку нарисовать одновременно двумя руками какую-либо фигуру. А помогут в этом пособия Т.П. Трясоруковой "Развитие межполушарного взаимодействия у детей".
9. Кинезиологические упражнения
Они бодрят, тонизируют, буквально заставляют "напрячь мозги". Выполнять их можно вместе с детьми, потому что лишние нейронные связи взрослым тоже не помешают. Вот несколько вариантов игр.
Эти несложные игры помогут скорректировать в домашних условиях работу двух полушарий и снизить риск развития проблем. В любом случае, если вы заметили, что ребёнок не справляется с нагрузкой в школе, жалуется на утомляемость, страдает перепадами настроения, гиперактивен или слишком пассивен, то обратитесь за консультацией к педиатру, а он вас направит уже к узкому специалисту.
Первый и самый большой в Тюмени интернет-ресурс для родителей!
Подробные условия