Главная /  Интересно / Персона / Ирина Баржак. "Харизма появляется тогда, когда человек себя в чем-то преодолел"

Ирина Баржак. "Харизма появляется тогда, когда человек себя в чем-то преодолел"

Баржак Ирина - Руководитель «Института публичных выступлений»

Ирина, расскажите, пожалуйста, о вашем детстве, как вы росли, чем увлекались.

Я родилась и выросла в Ялуторовске, все лето проводила у бабушки в деревне. У меня детство было очень классным, с купанием в речке, с собиранием ягод и прочими удовольствиями. Все детство я любила читать. Увлекалась всем подряд, потому что Ялуторовск маленький город, в нем было мало секций, и я ходила на все кружки, которые открывались. Были и танцы, и хоровое пение,  я не привыкла сидеть на месте еще с тех пор. Но опыта длительного увлечения чем-то у меня не было. Но книги меня всегда сопровождали. В 10 лет я уже перешла из детской библиотеки в городскую взрослую, потому что в детской все прочитала.

Куда вы пошли учиться после школы?

После школы я поступила в Институт культуры на кафедру режиссуры к Марине Владимировне Жабровец. Это уникальный мастер и я до сих пор благодарна судьбе, что попала к ней. Однажды я рассказывала своему брату о том, чему нас учат – фехтовать, танцевать, падать, задерживать дыхание, прикасаться без прикосновения, на что он ответил: «Вас что, в спецназ готовят?» Учеба была очень яркой, запоминающейся, но по специальности мне поработать пришлось всего пару лет. Но даже за эти пару лет я имею диплом «Лучший режиссер». После рождения ребенка я стала работать по специальности, создала в Ялуторовске театр моды,  мы с ним поехали на какой-то фестиваль, заняли лауреатские места и приз за лучшую режиссуру. За него дали сервиз и фотоаппарат.

Потом я переехала в Тюмень, работала на полставки в ТГУ и ставила спектакли со студентами, у нас  было лауреатство на студенческой весне. Поскольку ребенка я воспитывала одна, мне было очень сложно, а на режиссерскую зарплату прожить довольно трудно, мне пришлось оставить эту деятельность. Хотя иногда тянет вернуться. Все время думала, как эти знания, полученные по режиссуре, мне пригодятся в жизни. И потом они мне удивительным образом пригодились.

Расскажите об «Институте публичных выступлений». Как вам пришла эта идея и как вы ее воплощали?

Вообще идеи никакой не было, воплощение тоже было случайным. Я увидела, что мои коллеги в клубе IT-директоров немного беспомощны на сцене. Они такие классные, такие умные, обаятельные, а перед аудиторией теряются. И я решила, что надо им помочь, ведь у меня за плечами диплом по режиссуре. Я разработала тренинг, чтобы помочь коллегам на следующей конференции. Они сначала отнеслись скептически к этой идее, но когда я провела им первый тренинг, им понравилось и они захотели продолжения. Я провела второй. Потом третий. В итоге у меня сейчас уже 4 основных модуля, а недавно появился 5 модуль.

Он возник благодаря Торгово-Промышленной палате. Они пригласили меня рассказать предпринимателям о том, как вести себя перед камерой и как общаться с журналистами, какие основные правила учитывать при этом. Для меня это такое хобби, которое я никогда не рассматривала как серьезный бизнес, но потом оно начало давать и финансовые результаты.

Что вас вдохновляет?

Провожу тренинги с удовольствием и радостью, а в финале даю всем участникам анкету. И мне всегда дают такие хорошие отзывы, пишут такие добрые слова, они мне так к душе. Часть из них размещена у меня на сайте, часть хранится в бумажном варианте. И когда мне становится грустно, что-то у меня не заладилось, или на улице пасмурно, я достаю эти отзывы и перечитываю их. У меня есть понимание, что эта работа приносит пользу людям, а это доставляет мне огромное удовольствие. Иногда мне могут не заплатить за работу, но мне все равно хочется ей заниматься. Мне хочется следить за успехами обратившихся ко мне людей. Поэтому я люблю длинные тренинги, когда с одной группой мы занимаемся по 2-3 дня, чтобы достичь максимального эффекта. И мне приятно и радостно получать какие-то позитивные отзывы, а самое главное, радостно видеть, как эти люди выступают – мне это как бальзам на душу.

Бывало ли такое, что успешное выступление, подготовленное вместе с вами, давало человеку толчок в карьере?

Я, честно говоря, таких подробностей не знаю. Например, в «Сургутнефтегазе» проводится ежегодная конференция. И те, кто у меня занимались, вышли, не боясь, к аудитории. Я поддерживала связь с ними, с их руководителем, спрашивала как у них дела, как они выступили, как подготовили доклады. В общем, мне удалось внести свою лепту, и думаю, что с карьерным ростом у них тоже все отлично. В основном меня посещают люди уже очень успешные. Мои тренинги, как ни странно, пользуются популярностью не среди новичков, а среди людей, которые стремятся стать еще лучше, совершенствуются. Это такие потрясающие личности, что мне в удовольствие с ними работать, от этого у меня мурашки по телу. Это люди, которые действительно растут. Что у них происходит после этого? Они и так прекрасно вступали. Но самое интересное, что когда у всех спикеров на одной из конференций  была возможность получить обратную связь, ко мне подошли только 4 человека. Это были 4 лучших докладчика этой конференции. Они хотели стать еще лучше, хотели расти. И когда работаешь с харизматичными людьми, получаешь невероятный заряд – ты отдаешь энергию, а потом она тебя переполняет.

А учитесь ли вы чему-то у людей, которые к вам приходят?

Темы докладов, которые я прорабатываю, всегда очень интересные. Я работала с докладами по управлению проектами, по IT-системам, в этих темах я не разбираюсь. Это, безусловно, учеба для меня. А самое интересное, что слушатели дают толчок, чтобы я что-то новенькое внесла в следующий раз. Таким образом, у меня появилось две новых услуги: подготовка доклада от «А» до «Я», от задумки до подбора одежды, и экспресс-аудит, когда я могу дать любому спикеру анализ его выступления - что ему нужно исправить, а что было здорово. Иногда это могут быть такие незначительные вещи, что кроме профессионала их никто и не заметит. Вроде бы человек прекрасно выступает, но зрителям не понравилось, и осадок после выступления остался, а никто не понимает почему. Я вижу эти ошибки. Например, человек был снобичен по отношению к аудитории. Он слегка возвышался над аудиторией и преподносил информацию свысока, в связи с этим зритель сразу же зажимался, он не хотел слушать, несмотря на то, что выступающий артистичен, обаятелен, и презентация у него забавная, и подготовился он очень хорошо. По всем критериям он хорош, но контакта с аудиторией у него не получается.

Мы плавно перешли к ошибкам, которые случаются у выступающих. Что ни в коем случае нельзя делать, если выступаешь перед публикой?

Я вообще стараюсь избегать частички отрицания. Моя задача – вдохновить, а не указать на ошибки. Нужно всегда следить за ироничным отношением к себе.  Доклады чаще всего не удаются по одной причине – человек пытается что-то из себя изобразить, пытается показаться умнее, чем он есть на самом деле. Выступление можно считать неудачным, если зритель на нем громко храпит или смотрит в свой гаджет.

Речь идет принципе «Быть, а не казаться». Я и сама не раз попадалась на это – когда начинаешь вдруг из себя что-то изображать, что ты такая умная, такая крутая, а на самом деле, зритель моментально раскусывает  твою суть и ему станвится неинтересно. И от этого сложно избавиться. А ведь именно из-за этого  речь затормаживается, взгляд становится блуждающим, человек уже не здесь, не со зрителями, он не держит контакт и пытается умничать и вспоминает какие-то замысловатые термины. Есть выражение: «Сцена – увеличительное стекло». То есть зрителю, чтобы раскусить стоящего на сцене, требуется всего 5-7 секунд. И публика может сразу сказать – кто он такой, что из себя представляет. Лечение тут только одно – очень иронично относиться к самому себе, с легкостью. Ну, подумаешь, ошибся, я же не эксперт в этой теме. Если, к примеру, начинать мучительно вспоминать какую-то точную дату, то это приведет к снижению темпоритма, зритель сразу понимает, что ты забыл, не знаешь. И в целом впечатление будет испорчено, даже если и начал очень хорошо.

А еще есть две категории докладчиков – одни чрезмерно подготовлены, а вторые вообще не готовятся. А для успешной презентации нужна не сверхподготовка, необходимо  выделить несколько тезисов и именно их рассказывать, не читать с листа, не запоминать, не зазубривать свой текст. Те, кто слишком хорошо готовятся, могут представить зрителям презентацию, написанную 5 кеглем, с огромным количеством текста, без иллюстраций. А те, кто не подготовились, выступают без концепции, без структуры выступления. После их доклада можно сказать: «Вроде бы все правильно сказал, а что сказал – непонятно».

Бывает такое, что дома готовишься к докладу, и все получается прекрасно. Но стоит лишь выйти за трибуну, как накрывает волнение, вся информация вылетает из головы. Как бороться с волнением?

Мой тренинг не случайно называется «Волшебная кнопка против волнения». Почему она волшебная? Потому что она если не на 100% избавляет от волнения, то на 98% точно. Волнение остается где-то далеко, оно звенит и дает легкое возбуждение, но не дает этой скованности, сухости речи. В режиссуре есть такое понятие – объект внимания. И объект внимания в жизни часто присутствует, это сродни детективов. Там все время спрашивают – у кого был мотив? А тут ты смотришь на то, какой у человека объект внимания. Девушки сейчас сразу все поймут. Разговаривают две подруги, а за спиной парень, который нравится одной из них. Она говорит: «Правда, хорошая погода?». И смотрит – отреагировал или нет? Не отреагировал! Повернулась поинтереснее, и дальше продолжает диалог. Что мы видим по факту? Двух разговаривающих подруг. Что мы понимаем? Что объект внимания находится за спиной.

Почему я уделяю много времени объекту внимания? Потому что если объект внимания – я сам, как я выгляжу, как они на меня смотрят, то сразу же начинают потеть ладони, пересыхает горло. Вместо этого мы учимся ставить цели. У артистов в кино и театре работает точно такой же механизм. Но если актерам цель, задачу и сверхзадачу ставит режиссер, то нам сложнее, потому что ты сам себе режиссер, когда выступаешь. И ты должен задать себе цель, с которой ты будешь выступать, например, обворожить парня. Не важно, про что у тебя доклад! Сразу же голос другой, и походка другая, ты не думаешь о том, как ты выглядишь. В это момент важно сделать так, чтобы этот парень смотрел только на меня. Эта цель не всем подходит, конечно, она больше для женщин-вамп. Но может быть другая цель – доказать аудитории что-либо. Сейчас смотрю на своего ребенка, он выступает почти  с пеленок. Везде играет главные роли. И когда он волнуется, я это вижу. У него становится тусклый голос, когда он выходит на сцену. Когда он просто общается, у него голос совсем другой, другие манеры, он гораздо обаятельнее, симпатичнее, ярче, чего когда он со сцены каменным голосом начинает что-то вещать. Он тоже не умеет справляться с волнением, но я его этому и не учу особо. Когда мы ставим цель, нам наплевать, как мы выглядим. Я поставила цель – доказать, а все остальное второстепенно.

И все рассказывают о волнении одинаково. Если я как доктор буду записывать симптомы, то у всех одно и то же: потные ладони, пересохшее горло, неприятный голос, невозможно подобрать слова, все мысли вылетели из головы. Как только выходишь на сцену без цели,  объектом внимания становишься ы сам. Все, можно не продолжать. Если опытный докладчик выходит без цели, то он все равно сможет справиться с волнением и уже потом аудиторию взять. Но когда опыта нет, тогда очень сложно. И тогда палочкой-выручалочкой становится цель. Мы ее учимся ставить на тренинге. И поставить цель не просто, но когда мы ее ставим, то некогда думать и переживать, есть цель и я ее выполняю сейчас. Как я это делаю – красиво, не красиво, смешно – меня это сейчас вообще не волнует. Как только я это сделала, появилась ниточка от меня к зрителям, и по этой ниточке волнение от меня убежало.

Бывают ли люди, не созданные для публичных выступлений?

Люди, которые так говорят, встречаются мне постоянно. Но в истории много примеров того, как люди, преодолевая себя, становились прекрасными ораторами. И мы сейчас не говорим о том, чтобы вживаться в роль, как артисты. Но достойно выступить со сцены может абсолютно каждый. Приведу пример – великий оратор древности Демосфен. Он был шепелявый, маленького роста, лысый,  с дергающимся плечиком. То есть у него шансов стать оратором вообще не было. Но он поставил себе цель. Он обрил себе наполовину голову, закрылся в своем загородном имении, и начал учиться выступать. Он перекрикивал водопад, летящие с горы камни, подвесил острый нож, и когда у него дергалось плечо, острие вонзалось в него. Затем  он пытался перекричать море, прибой. К тому моменту, как у него отросли волосы на голове, он уже многому научился. И если после первого выступления публика его освистала, то когда он вышел потом, люди унесли его на руках. И когда мне кто-то говорит, что не создан для публичных выступлений, я говорю – а Демосфен был создан, конечно. И начинаю работать :).

Удивительно много может харизматичный оратор!  Талантливые выступающие  -  все могут.  Они, если захотят, могут и революцию поднять. И это могут только те, кто может владеть аудиторией.

А как же харизма в таком случае?

Харизма появляется тогда, когда человек себя в чем-то преодолел.

То есть ее можно наработать?

Нет, харизма проявляется тогда, когда мы что-то увлеченно делаем. И совсем не важно, что именно мы делаем. Харизматично вышиваем крестиком или харизматично поливаем цветы. Человек может не делать ничего особенного, но он увлечен. Я когда смотрю, как моя подруга лепит тортики, я понимаю, что более харизматичного человека в этот момент не видела. Но как только она выходит на сцену, у нее все пропадает – естественно, ведь она думает о том, как она сейчас выглядит, а не о том, что она должна сделать. В тортиках ведь ей не надо думать, как она выглядит. И опять этот вопрос – как я выгляжу? Надо об этом забыть, нужно думать о своей цели, чего я хочу достичь со своими зрителями. Вот они мне нужны, я хочу их победить. Или поднять на восстание. Или я их хочу вдохновить. Такая цель способна зажечь человека изнутри, активизировать механизмы, которые в обычной жизни спят, они зажигаются и человек полетел.

У меня часто спрашивают – а с какой целью выходите вы? У меня всегда она цель – помочь. Она тоже очень действенная, и когда ты помогаешь другим, то ты не думаешь, что у тебя на голове, в одежде. У меня очень часто бывают нелепые фотографии с мероприятий. А уж про видео я вообще молчу. Если бы мне показали видео с моим участием на первом курсе, то я бы вообще больше никогда не вышла на сцену. И своим слушателям я настойчиво не рекомендую записывать свои выступления на видео. В записи пропадает самое главное – взаимодействие между выступающим и зрителями. Любой концерт, спектакль теряет 90%, если он записан на пленку. Как по видео можно оценить свое вступление? По тому, как у тебя торча уши? Как ты нелепо засмеялся? Понравиться самому себе – это роскошь. И перед зеркалом репетировать тоже не стоит. Что мы делаем? Мы думаем о том, как нам повернуться, как нам встать, красивая ли у нас поза. И возвращаемся к объекту внимания, к тому, что это нам никак не поможет в публичном выступлении.

Как вы относитесь к различным техникам, НЛП, например? Нужны ли эти языковые уловки или они не работают при контакте с аудиторией?

Слава богу, с большинством из них я не знакома. Если выступающий поставил цель, то он может использовать хоть какие фразы, он ее достигнет. А если цели нет, то зритель раскусит в считанные секунды. Почему никто не любит выступления продажников? Там есть некое снисхождение, пафос. Они могут применять миллион уловок, но они их не спасают. Есть инструмент, например, сделать комплимент зрителю: «Какая приятная публика тут собралась!». Зритель в считанные секунды считает эту фальшь «А то мы не знали!». В общем, все участники этой истории просто теряют свое время и таких, к сожалению, очень много. Я недавно озвучила статистику, теперь я боюсь это делать, так как люди очень остро восприняли эти цифры. Из всех докладов, которые я слышала и видела, 80% ужасные,  даже не подлежащие анализу, 12% из них подлежат анализу, но по-прежнему плохи. 8% докладов хороши и только 2% докладов – супер. А я побывала на 30 конференциях за последний год. И выступления каждого докладчика я отмечала по своей шкале. Меня обвинили, что я не правильно считала. Я предлагаю пойти на выступление вместе. И как только рядом с нами кто-то захрапит, вы мне скажете, будете ли вы анализировать этого человека или нет. Безусловно, в нашей области есть харизматичные докладчики, ради них-то, собственно, все и ходят.

Я читала историю про женщину, которая работала в кинотеатре, отсматривала пленку на предмет брака. И спустя много лет она призналась, что ни одного фильма в своей жизни она не посмотрела. Нет ли у вас такого в работе?

Профессиональная деформация есть всегда. Когда слушаешь доклад, сразу в голове появляются мысли какие плюсы, минусы доклада, как можно исправить и помочь. И это уже не отключить, к сожалению.

А бывает ли желание отключить?

Бывает. Недавно я была на таком круглом столе, что у меня было желание отключить вообще все сенсоры, какие у меня есть, и поспать где-то в углу. Но я не могла себе этого позволить, мне надо было просидеть 1,5 часа с прямой спиной. И я мужественно это вытерпела. Но это редкий случай. Когда выходит человек и выступает классно, я на них смотрю и понимаю, как приятно мне за этим наблюдать.

Вы говорили о том, что не учите своего сына выступать. Почему?

Из серии – жестокая мама. Но я-то знаю, что ему не страшно, так как он выступает с детского сада. Он уже «зазвездился». И не учу именно поэтому – чтобы не «зазвездился» еще больше. Это он еще секретов не знает. Представляю, что будет когда он узнает…

А что в этом плохого?

Однажды я забирала его из лагеря на 5 дней раньше, и его вынесли на руках, и весь лагерь скандировал: «Лева! Лева!». Потом они встали вокруг меня и упрашивали не забирать его. В какой-то мере он обладает даром публичных выступлений, и учить его ничему не нужно.

Все равно рано или поздно вы поделитесь с ним этими секретами. Например, когда Лев будет готовиться к защите дипломной работы.

Не факт, не факт. Сейчас он не готов меня слушать, я для него не авторитет. Но у него и своих знакомств хватает. Он приезжал с разных конкурсов и фестивалей, он там и с космонавтами пообщался, и с кинорежиссерами, участвовал в каких-то телепрограммах, я об этом даже и не знала. Все равно, люди, которые выступают с детства, проще адаптируются к выступлениям во взрослой жизни.

Скажите, в чем секрет счастливого детства?

Вы знаете, когда мой ребенок приходил с улицы весь грязный и чумазый, преодолевая какие-то заборы, с порванными штанами, я никогда его не ругала. Понимала, что все идет правильно, все идет, как надо, как должно быть. Поэтому я считаю, что сыну повезло с детством – у него есть бабушка в Ялуторовске, у нас есть деревня, в которой можно загорать, купаться и играть в футбол. На мой взгляд, счастливое детство – это минимум контроля. Ребенок на все каникулы уезжает в деревню и там у него настоящее лето. У меня детство было таким же. Слава Богу, дети сейчас не работают, в подмастерьях не сидят. Самое главное – это летняя свобода. Мне самой так хочется в деревню, в лес!

Что для вас счастье?

Счастье состоит из маленьких радостей. Много маленьких радостей, таких задорных, забавных, глупых, а иногда может быть и тех, которые ведут к ожирению. А может быть и тех, которые ведут к здоровому образу жизни. В этом году я начала бегать по утрам. Это такое счастье, такой кайф, когда ты бежишь утром, птички поют. Боже мой, как же я жила без этого? Понимаете? Счастье – уметь находить радости в каких-то мелочах. И когда твои ученики выступают, а тебя распирает от гордости, что ты им помогла. Вот это ли не счастье?

С Ириной беседовала Ольга Чепик
08 июля 2015 г

 

Полезна: 12 голосов Не полезна: 1 голос

Ирина Баржак. "Харизма появляется тогда, когда человек себя в чем-то преодолел"

Интервью с руководителем "Института публичных выступлений"

Голосуем!
Что Вы используете для красоты и молодости лица?
20% самомассаж / фейсфитнес
7% скребок гуаша
7% роликовый массажер
9% дарсонваль / микротоковой массажер
4% массаж у косметолога
33% использую маски и крема
11% уколы красоты
11% ничего не делаю
Детский сад полного дня "Лукошко"

Сад на полный день для детей от 1,5 лет. Разновозрастный коллектив. Методики раннего развития Монтессори, Никитиных, авторские методики. Костюмированные праздники. Городская субсидия по оплате.

Подробные условия