Главная /  Интересно / Персона / Сергей Грязнов. "В основе всего – Добро"

Сергей Грязнов. "В основе всего – Добро"

Грязнов Сергей Анатольевич - главный режиссер Тюменского театра кукол.
 
Любимый напиток – молоко
Любимая кухня – любая
Любимая литература – детективы
Любимый отдых – дома
 
Сергей Анатольевич, расскажите, пожалуйста, про свое детство, как Вы учились, чем увлекались в школе?
 
Я родился в Казахстане, в небольшом городишке Сарань Карагандинской области. Там я провел свое детство, учился в школе. Я всегда был активным мальчиком, который занимался и спортом, и творчеством, что называется, увлекался самодеятельностью. Так сложилось, что другой профессии, кроме как актерской, для меня и не предполагалось, я даже не думал о том, чтобы заниматься чем-то другим. Естественно, я участвовал в разных конкурсах, в постановках, которые мы показывали в школе, во Дворце культуры, как говорятся, занимался по полной творческой программе. Раньше детей отправляли централизованно в те или иные учебные заведения, и когда был набор в Школу-студию актерского мастерства, то к нам приезжала специальная комиссия, которая отбирала будущих студентов для обучения. Тогда мне сказали, что я прошел отбор на конкурс в Алма-Ате. И уже в столице Казахстана я успешно сдал вступительные экзамены и попал в класс народного артиста республики Казахстан Юрия Борисовича Померанцева. Во время учебы я познакомился со своей будущей женой, и после получения диплома мы вместе поехали работать в Восточно-казахстанский областной русский драматический театр. В 1988 году я решил продолжить образование и поступил в Свердловский театральный институт, который закончил по двум специальностям – актер театра и кино, и режиссер драматического театра. В 1989 году мне предложили работать в качестве актера в Тюменском театре драмы, где и работал до 1993 года, где поставил дипломный спектакль, пока не уехал работать актером в Екатеринбургском академическом театре, где я служил до 1998 года. После этого я работал в Омске, в Государственном камерном пятом театре. В будущность свою актером в Тюменском театре драмы я очень активно сотрудничал с художественным руководителем Концертно-танцевального зала, с нынешним директором Театра кукол Пустыльниковым Василием Николаевичем. У нас с ним сложились замечательные творческие и человеческие взаимоотношения, и когда мы с ними встретились в Омске на празднике Союза театральных деятелей Омской области, то он поинтересовался, чем я сейчас занимаюсь. На тот момент я в пятом театре выпускал спектакль для самой сложной возрастной категории – для тинэйджеров. Спектакль назывался «Не хочу быть собакой». Я рассказал Василию Николаевичу о своих замыслах, о том, что нового привнес в спектакль, и он предложил мне перевезти эту постановку в Тюмень, на сцену Театра кукол. И 17 мая 2001 года состоялась премьера тюменского варианта спектакля «Не хочу быть собакой». И после этого спектакля я получил приглашение на должность главного режиссера Тюменского театра кукол. И с 4 сентября 2001 года и по нынешний момент я служу в качестве главного режиссера в Тюменском театре кукол.
 
Вы сказали, что самая сложная аудитория – это тинэйджеры. Почему Вы так считаете и как у Вас возникли идеи работать на детскую аудиторию?
 
Хочу сказать, что я работаю не только на детскую аудиторию. Путь режиссера в театре всегда сложный, многослойный. Так сложилось, что сначала я ставил спектакли в Тюмени, потом уехал в Омск, и там была необходимость в спектаклях детского репертуара. Скажу вам честно, что режиссеры не очень охотно ставят спектакли для детей. Это и сложно, и может быть, не интересно. Есть такая фраза, я ее часто сейчас повторяю, мне ее сказал мой мастер в Екатеринбурге Вячеслав Иванович Анисимов: «Ты можешь считать себя нормальным режиссером, если ты не просто поставил, а с успехом поставил спектакли в двух жанрах – это детский спектакль и комедия». Чем сложен детский спектакль? Ребенок – это не подготовленный зритель. Это взрослый, если его что-то не устраивает на сцене, может из вежливости досидеть до конца спектакля. А дети, в какое бы пространство они ни попали, считают это пространство своим, это их территория, они там хозяева. И если на их территории их что-то не устраивает, то они моментально это отторгают. Если ребенок не хочет кушать – он будет плакать, если ему не интересен это мультфильм – он не будет его смотреть. И если ребенку что-то не нравится, то он покинет это пространство и будет искать себе другую общность, где ему будет интересно. Так и в спектакле – если ему станет не интересно, то ребенок не будет это терпеть. И нам нужно остаться интересными каждому ребенку от начала до конца, а это безумно сложно. Тем более, что театр на сегодняшний день проигрывает в выразительных средствах компьютерным играм, телевидению, кино. Не все спецэффекты на сцене возможны, не все можно воссоздать, чем обладает компьютер. Кроме этого, в детском репертуаре есть возрастная градация – свой спектакль для детей разных возрастов. И когда я работал в Омске, то была нехватка детских спектаклей. И я поставил один спектакль – он получился. И как мне говорила директор, Александра Илларионовна Юркова, на постановку вечерних спектаклей у нее режиссеры в очередь выстроились, а вот нишу детского репертуара никто не мог заполнить. И я в Омске поставил 8 спектаклей.
 
Какую нагрузку несет в себе детский спектакль?
 
Основная функция детского спектакля – воспитательная. У нас формула: «Развлекая – поучай». У школы, детского сада та же самая функция, даже улица воспитывает. И у нас главное – это воспитание. И для этого есть свои выразительные средства. Мы в игровой манере завлекаем детей, даем им мораль по крохам. Глупо было бы надеяться, что посетив театр один раз, ребенок вернется из него перерожденным, с обновленным сознанием. Этого не будет, ребенка надо подтолкнуть к новым мыслям. И кроме этого есть спектакли для семейного просмотра, где мы закладываем немного другой пласт, чтобы каждый зритель вынес что-то для себя, как я говорю, считал свою дискетку.
 
На Ваш взгляд, что должен усвоить ребенок из спектакля в первую очередь?
 
Добро. Добро в основе всего. Первая ступенька к любви – это добро. Что такое добро? Это восприятие со знаком плюс любого факта. Даже если есть обида, но ты пытаешься понять другого человека, почему он так сделал, то уже в этом есть момент добра.
 
Откуда Вы черпаете идеи для своих спектаклей? Как у Вас рождается сценарий новой постановки?
 
Идеи для спектаклей я ищу в литературе, которая меня окружает, которую я читаю. Есть несколько направлений – есть спектакли, которые мы называем «первые книжки». Это то, что необходимо знать каждому ребенку – «Колобок», «Теремок», «Репка» и другие. Анализируем репертуар, подбираем постановки для разных возрастов, думаем, что предложить детям, сопоставляем темы для спектаклей со школьной программой. Условно говоря, мы не станем предлагать первоклассникам «Войну и мир», всему свое время.
Как говорится, нужно смотреть глазами ребенка на то, что ты ему предлагаешь.
Да, если идет момент совпадения, когда ребенку это произведение выдали в школе, а потом мы это закрепили визуальным рядом, то у нашего зрителя складывается цельная картинка.
 
Вы полностью погружены в мир детства, общаетесь с детьми разных возрастов. Можно ли Вас назвать экспертом в этой области?
 
Нет, такое звание - это не для меня. Дети настолько бегут вперед, они нас опережают уже во многих вопросах, и мы пытаемся успеть за ними. Поэтому я ни в коем случае не эксперт.
 
А какими растут сегодняшние дети?
 
Современные дети быстрее соображают, они более стремительные. Я не даю оценки хорошо это или плохо, но, наверное, не все так просто. У детей клиповое мышление, они не в логике, а в догадке. Они не приходят к мысли, а им дают 4 варианта, чтобы поставить галочку. Они не решают задачу, а ищут ответ.
 
Как Вы думаете, в чем причина?
 
Просто сегодня такое общество. Я не против прогресса, наоборот, обеими руками, чтобы страна развивалась, и я понимаю выгоды от сотовых телефонов, от компьютеров, от быстроты получения информации. Но при этом важно сохранять и основополагающие, базовые ценности, чтобы в каждом ребенке была доброта, любовь.
 
Без каких элементов воспитания нельзя воспитать настоящего человека?
 
Наверное, без доверия к ребенку, это главное. А доверие рождается в понимании, если ты доверяешь ребенку, значит, ты его понимаешь. И важно не стараться за счет ребенка ликвидировать свои просчеты: «Ах, у меня это не получилось, поэтому ребенок должен это сделать за меня». Не надо лишать ребенка права на свою ошибку.
 
А у Вас дети не планируют по вашим стопам пойти?
 
Нет, у моей дочери своя дорога в жизни, она уже взрослый человек.
 
Кроме театральной деятельности Вы еще и преподаете в Институте культуры. Есть ли у Вас секреты общения со студентами?
 
Да, сейчас у нас выпускной курс и я вижу, какими они пришли к нам во время вступительных экзаменов и как они поменялись за время учебы. Понимаете, актерской профессии нельзя научить, к ней можно только подтолкнуть. И наша команда педагогов сейчас видит, что кто хотел стать актером, тот им стал, каждый в своей степени. Нельзя заставить быть хорошим артистом. А когда речь идет о кукольном театре, то надо помнить, что актер в этом аспекте еще и ремесленник, важно уметь обращаться с куклой. У нас в городе много машин, а виртуозов вождения не так уж много. И это зависит не от качества автомобиля, а от умения, которое нарабатывается опытом и трудоспособностью.
 
У каждого актера есть свои приметы и суеверия. Существуют ли они на сцене кукольного театра?
 
Конечно, их масса. И у каждого актера приметы свои, это нормально. Рассказать в подробностях не могу, так как каждый хранит свои суеверия в тайне, у всех актеров своя манера работать над ролью, свой способ освоения механики куклы, поэтому и секреты у них свои.
 
А правда ли, что у каждой куклы свой характер?
 
Да, это точно. Одна и та же кукла может одного актера принять, а другого нет. Она может просто падать из рук актера.
 
Есть ли у Вас хобби?
 
Да нет, вы знаете, пожалуй, только театр. Это моя жизнь, моя работа, и мое хобби.
 
Что для Вас счастье?
 
Я мог бы сказать банально, как говорил в одной пьесе: счастье – это когда тебя понимают. Плюс счастливый человек – это тот, кто договорился с собственной душой, его ничего в себе не раздражает и его все устраивает. Предела совершенства нет и не будет, ни в одной области, но если человек поверит искренне в то, что это в данный момент хорошо – тогда человек будет счастлив. И, конечно, каждому нужна востребованность во всем.
 

С Сергеем беседовала Ольга Чепик
27 июня 2013 г

 

Полезна: 0 голосов Не полезна: 0 голосов

На эту тему :

интервью театр кукол

Другие статьи на эту тему

Кесарево сечение не дает младенцу заразиться полезной микрофлорой Что именно лишаются дети, рожденные при помощи кесарева сечения?
Преждевременные роды По клинике преждевременные роды бывают угрожающие и начавшиеся

Сергей Грязнов. "В основе всего – Добро"

Интервью с главным режиссером Тюменского театра кукол

Голосуем!
Каких занятий для подростков не хватает в нашем городе?
8% развивающих
24% технических
12% программирования
14% спортивных
8% танцевальных
10% творческих
25% всего достаточно
Клиника GG beauty

Новое слово в эстетической медицине Тюменского региона, это уникальный взгляд на врачебную косметологию, в котором собраны свежие новаторские идеи и бесценный опыт, накопленный за 15 лет

Подробные условия