Главная /  Интересно / Персона / Сергей Грязнов. "В основе всего – Добро"

Сергей Грязнов. "В основе всего – Добро"

Грязнов Сергей Анатольевич - главный режиссер Тюменского театра кукол.
 
Любимый напиток – молоко
Любимая кухня – любая
Любимая литература – детективы
Любимый отдых – дома
 
Сергей Анатольевич, расскажите, пожалуйста, про свое детство, как Вы учились, чем увлекались в школе?
 
Я родился в Казахстане, в небольшом городишке Сарань Карагандинской области. Там я провел свое детство, учился в школе. Я всегда был активным мальчиком, который занимался и спортом, и творчеством, что называется, увлекался самодеятельностью. Так сложилось, что другой профессии, кроме как актерской, для меня и не предполагалось, я даже не думал о том, чтобы заниматься чем-то другим. Естественно, я участвовал в разных конкурсах, в постановках, которые мы показывали в школе, во Дворце культуры, как говорятся, занимался по полной творческой программе. Раньше детей отправляли централизованно в те или иные учебные заведения, и когда был набор в Школу-студию актерского мастерства, то к нам приезжала специальная комиссия, которая отбирала будущих студентов для обучения. Тогда мне сказали, что я прошел отбор на конкурс в Алма-Ате. И уже в столице Казахстана я успешно сдал вступительные экзамены и попал в класс народного артиста республики Казахстан Юрия Борисовича Померанцева. Во время учебы я познакомился со своей будущей женой, и после получения диплома мы вместе поехали работать в Восточно-казахстанский областной русский драматический театр. В 1988 году я решил продолжить образование и поступил в Свердловский театральный институт, который закончил по двум специальностям – актер театра и кино, и режиссер драматического театра. В 1989 году мне предложили работать в качестве актера в Тюменском театре драмы, где и работал до 1993 года, где поставил дипломный спектакль, пока не уехал работать актером в Екатеринбургском академическом театре, где я служил до 1998 года. После этого я работал в Омске, в Государственном камерном пятом театре. В будущность свою актером в Тюменском театре драмы я очень активно сотрудничал с художественным руководителем Концертно-танцевального зала, с нынешним директором Театра кукол Пустыльниковым Василием Николаевичем. У нас с ним сложились замечательные творческие и человеческие взаимоотношения, и когда мы с ними встретились в Омске на празднике Союза театральных деятелей Омской области, то он поинтересовался, чем я сейчас занимаюсь. На тот момент я в пятом театре выпускал спектакль для самой сложной возрастной категории – для тинэйджеров. Спектакль назывался «Не хочу быть собакой». Я рассказал Василию Николаевичу о своих замыслах, о том, что нового привнес в спектакль, и он предложил мне перевезти эту постановку в Тюмень, на сцену Театра кукол. И 17 мая 2001 года состоялась премьера тюменского варианта спектакля «Не хочу быть собакой». И после этого спектакля я получил приглашение на должность главного режиссера Тюменского театра кукол. И с 4 сентября 2001 года и по нынешний момент я служу в качестве главного режиссера в Тюменском театре кукол.
 
Вы сказали, что самая сложная аудитория – это тинэйджеры. Почему Вы так считаете и как у Вас возникли идеи работать на детскую аудиторию?
 
Хочу сказать, что я работаю не только на детскую аудиторию. Путь режиссера в театре всегда сложный, многослойный. Так сложилось, что сначала я ставил спектакли в Тюмени, потом уехал в Омск, и там была необходимость в спектаклях детского репертуара. Скажу вам честно, что режиссеры не очень охотно ставят спектакли для детей. Это и сложно, и может быть, не интересно. Есть такая фраза, я ее часто сейчас повторяю, мне ее сказал мой мастер в Екатеринбурге Вячеслав Иванович Анисимов: «Ты можешь считать себя нормальным режиссером, если ты не просто поставил, а с успехом поставил спектакли в двух жанрах – это детский спектакль и комедия». Чем сложен детский спектакль? Ребенок – это не подготовленный зритель. Это взрослый, если его что-то не устраивает на сцене, может из вежливости досидеть до конца спектакля. А дети, в какое бы пространство они ни попали, считают это пространство своим, это их территория, они там хозяева. И если на их территории их что-то не устраивает, то они моментально это отторгают. Если ребенок не хочет кушать – он будет плакать, если ему не интересен это мультфильм – он не будет его смотреть. И если ребенку что-то не нравится, то он покинет это пространство и будет искать себе другую общность, где ему будет интересно. Так и в спектакле – если ему станет не интересно, то ребенок не будет это терпеть. И нам нужно остаться интересными каждому ребенку от начала до конца, а это безумно сложно. Тем более, что театр на сегодняшний день проигрывает в выразительных средствах компьютерным играм, телевидению, кино. Не все спецэффекты на сцене возможны, не все можно воссоздать, чем обладает компьютер. Кроме этого, в детском репертуаре есть возрастная градация – свой спектакль для детей разных возрастов. И когда я работал в Омске, то была нехватка детских спектаклей. И я поставил один спектакль – он получился. И как мне говорила директор, Александра Илларионовна Юркова, на постановку вечерних спектаклей у нее режиссеры в очередь выстроились, а вот нишу детского репертуара никто не мог заполнить. И я в Омске поставил 8 спектаклей.
 
Какую нагрузку несет в себе детский спектакль?
 
Основная функция детского спектакля – воспитательная. У нас формула: «Развлекая – поучай». У школы, детского сада та же самая функция, даже улица воспитывает. И у нас главное – это воспитание. И для этого есть свои выразительные средства. Мы в игровой манере завлекаем детей, даем им мораль по крохам. Глупо было бы надеяться, что посетив театр один раз, ребенок вернется из него перерожденным, с обновленным сознанием. Этого не будет, ребенка надо подтолкнуть к новым мыслям. И кроме этого есть спектакли для семейного просмотра, где мы закладываем немного другой пласт, чтобы каждый зритель вынес что-то для себя, как я говорю, считал свою дискетку.
 
На Ваш взгляд, что должен усвоить ребенок из спектакля в первую очередь?
 
Добро. Добро в основе всего. Первая ступенька к любви – это добро. Что такое добро? Это восприятие со знаком плюс любого факта. Даже если есть обида, но ты пытаешься понять другого человека, почему он так сделал, то уже в этом есть момент добра.
 
Откуда Вы черпаете идеи для своих спектаклей? Как у Вас рождается сценарий новой постановки?
 
Идеи для спектаклей я ищу в литературе, которая меня окружает, которую я читаю. Есть несколько направлений – есть спектакли, которые мы называем «первые книжки». Это то, что необходимо знать каждому ребенку – «Колобок», «Теремок», «Репка» и другие. Анализируем репертуар, подбираем постановки для разных возрастов, думаем, что предложить детям, сопоставляем темы для спектаклей со школьной программой. Условно говоря, мы не станем предлагать первоклассникам «Войну и мир», всему свое время.
Как говорится, нужно смотреть глазами ребенка на то, что ты ему предлагаешь.
Да, если идет момент совпадения, когда ребенку это произведение выдали в школе, а потом мы это закрепили визуальным рядом, то у нашего зрителя складывается цельная картинка.
 
Вы полностью погружены в мир детства, общаетесь с детьми разных возрастов. Можно ли Вас назвать экспертом в этой области?
 
Нет, такое звание - это не для меня. Дети настолько бегут вперед, они нас опережают уже во многих вопросах, и мы пытаемся успеть за ними. Поэтому я ни в коем случае не эксперт.
 
А какими растут сегодняшние дети?
 
Современные дети быстрее соображают, они более стремительные. Я не даю оценки хорошо это или плохо, но, наверное, не все так просто. У детей клиповое мышление, они не в логике, а в догадке. Они не приходят к мысли, а им дают 4 варианта, чтобы поставить галочку. Они не решают задачу, а ищут ответ.
 
Как Вы думаете, в чем причина?
 
Просто сегодня такое общество. Я не против прогресса, наоборот, обеими руками, чтобы страна развивалась, и я понимаю выгоды от сотовых телефонов, от компьютеров, от быстроты получения информации. Но при этом важно сохранять и основополагающие, базовые ценности, чтобы в каждом ребенке была доброта, любовь.
 
Без каких элементов воспитания нельзя воспитать настоящего человека?
 
Наверное, без доверия к ребенку, это главное. А доверие рождается в понимании, если ты доверяешь ребенку, значит, ты его понимаешь. И важно не стараться за счет ребенка ликвидировать свои просчеты: «Ах, у меня это не получилось, поэтому ребенок должен это сделать за меня». Не надо лишать ребенка права на свою ошибку.
 
А у Вас дети не планируют по вашим стопам пойти?
 
Нет, у моей дочери своя дорога в жизни, она уже взрослый человек.
 
Кроме театральной деятельности Вы еще и преподаете в Институте культуры. Есть ли у Вас секреты общения со студентами?
 
Да, сейчас у нас выпускной курс и я вижу, какими они пришли к нам во время вступительных экзаменов и как они поменялись за время учебы. Понимаете, актерской профессии нельзя научить, к ней можно только подтолкнуть. И наша команда педагогов сейчас видит, что кто хотел стать актером, тот им стал, каждый в своей степени. Нельзя заставить быть хорошим артистом. А когда речь идет о кукольном театре, то надо помнить, что актер в этом аспекте еще и ремесленник, важно уметь обращаться с куклой. У нас в городе много машин, а виртуозов вождения не так уж много. И это зависит не от качества автомобиля, а от умения, которое нарабатывается опытом и трудоспособностью.
 
У каждого актера есть свои приметы и суеверия. Существуют ли они на сцене кукольного театра?
 
Конечно, их масса. И у каждого актера приметы свои, это нормально. Рассказать в подробностях не могу, так как каждый хранит свои суеверия в тайне, у всех актеров своя манера работать над ролью, свой способ освоения механики куклы, поэтому и секреты у них свои.
 
А правда ли, что у каждой куклы свой характер?
 
Да, это точно. Одна и та же кукла может одного актера принять, а другого нет. Она может просто падать из рук актера.
 
Есть ли у Вас хобби?
 
Да нет, вы знаете, пожалуй, только театр. Это моя жизнь, моя работа, и мое хобби.
 
Что для Вас счастье?
 
Я мог бы сказать банально, как говорил в одной пьесе: счастье – это когда тебя понимают. Плюс счастливый человек – это тот, кто договорился с собственной душой, его ничего в себе не раздражает и его все устраивает. Предела совершенства нет и не будет, ни в одной области, но если человек поверит искренне в то, что это в данный момент хорошо – тогда человек будет счастлив. И, конечно, каждому нужна востребованность во всем.
 

С Сергеем беседовала Ольга Чепик
27 июня 2013 г

 

Полезна: 0 голосов Не полезна: 0 голосов

На эту тему :

интервью театр кукол

Сергей Грязнов. "В основе всего – Добро"

Интервью с главным режиссером Тюменского театра кукол

Голосуем!
К кому Вы прислушиваетесь в вопросах воспитания?
10% Беру пример с родителей
4% Советуюсь c подругами
28% Смотрю полезные эфиры с психологами
25% Читаю книги по воспитанию
32% Делаю всё интуитивно
Детский развивающий центр "Лукошко"

Игровые развивающие занятия для детей от 1,5 до 6 лет. Встречи с психологом, педиатром, юристом. Детские праздники. Библиотека журналов о детском здоровье и развитии.

Подробные условия