Главная /  Интересно / Персона / Дмитрий Зеленин. "Мой протест – создавать новое общество"

Дмитрий Зеленин. "Мой протест – создавать новое общество"

Дмитрий Зеленин - руководитель арт-группы "Цвет города"

Любимое время года – любое, нет плохой погоды
Любимая литература – Пелевин и Довлатов
Любимый напиток – кофе
Любимая кухня – итальянская
Любимый отдых – активный, с детьми. Осваиваю сноуборд, велосипед, коньки. 


Добрый день, Дмитрий. Для начала расскажите, пожалуйста, о себе, где вы учились и как пришли к тому, что стали заниматься арт-проектами?

До службы в армии я был обычным парнем. Армия научила меня быть предприимчивым человеком. В очень стесненных условиях начинаешь по-другому думать, искать методы и приемы, о которых не задумывался на гражданке. И не удивительно, что когда я вернулся со службы, я уже на следующий год зарегистрировался как индивидуальный предприниматель. В то время я увлекался фотографией, снимал с детства, устроился в Дом Печати фотографом. Такое чувство, что тогда я поработал во всех тюменских журналах и газетах. Мне было интересно добиться успехов в этой сфере, я получил несколько первых премий и успокоился. Кто-то говорит, что я разучился снимать, но нет – мне стало просто неинтересно. Я добился успеха – и пошел дальше. Мне стало гораздо интереснее работать с художниками, с людьми, которые создают шедевр не нажатием на кнопку, а собственным трудом. Сегодня появилось очень много профессиональных фотографов, у которых кроме денег на аппаратуру ничего и нет. Купил набор, и все – одним фотографом стало больше. Мне стало скучно рядом с ними, и я обратился к художникам. Люди уже наелись эффектов фотошопа, мы все больше обращаемся к настоящему искусству. И именно поэтому я стал собирать вокруг себя самостоятельных, ответственных людей, фрилансеров. У меня был однажды опыт создания собственной компании со штатом сотрудников. Но это очень стесняет – приходится постоянно искать для людей работу, кормить за время, проведенное на работе. Ты несешь ответственность за работу этого сотрудника. А сейчас такого нет: фрилансеры очень самостоятельны, выполнили работу – получили деньги. Это гораздо продуктивнее. Поэтому сейчас вокруг меня десятка полтора разных людей, которым я могу предложить работу в команде. Мы встречаемся, создаем проекты, у нас нет ни офиса, ни штата. Я сейчас существую в таком формате. 

Может быть, это шанс избежать ситуации, когда творчество превращается в ремесло?

Да, и это в том числе. Не приходится думать, чем занять людей, сейчас мы загружаем работой себя сами. Своими проектами мы раскручиваем себя, но рутины при этом нет. 

Сейчас Вы руководите несколькими арт-проектами. Расскажите о них подробнее. 

Если кратко, то с помощью этих проектов я выражаю свое отношение к Тюмени, и у меня стал определяться круг единомышленников. Я люблю свой город, у меня очень нежное к нему отношение. Я вижу огромный потенциал, здесь еще можно многое сделать. Я не хочу уезжать отсюда, потому что здесь еще много работы. Если в качестве примера взять дом-книгу около 5 гимназии, то видно, что в Тюмени много еще многое изменить. Этим летом эта акция будет более масштабной.  В данный момент мы продумываем концепцию, общаемся с властными структурами, чтобы в первыми теплыми днями начать проект «Читай, Тюмень!». Тематика так и останется книжной, но будут использованы исключительно отечественная, российская литература, начиная от классиков – Пушкин, Толстой, и до тюменских современных авторов – Логунов, Крапивин. Мы будем брать какие то характерные цитаты и делать к ним иллюстрации, как в книгу. Этим самым достигнем нескольких целей – тут и популяризация чтения, и патриотичное воспитание молодежи, и благоустройство территории. То есть планируем двигаться  в этом направлении, это находит отклик, как и у властей, так и у жителей города. 

В одном из интервью Вы упоминали, что столкнулись с некоторым непониманием со стороны жителей во время работы над домом-книгой?

Такие моменты есть всегда. Просто доходило до смешного. Уже есть опыт работы над проектом «Парадный подъезд», мы сталкивались с тем, что 10 человек пройдут и поблагодарят, а одиннадцатый пройдут и выразит недовольство. Это обычное дело, статистика погрешности. Такие люди есть всегда. И представьте, в гимназии 600 человек, каждый родитель внес свои 100-200 рублей, но звонили с претензиями только 2-3 человека, в процентном соотношении это ничего. Претензия была смешна – утверждали, что изображенная там книга «Анна Каренина» пропагандирует суицид. Но ведь это тоже часть школьной программы! Мы ведь не сами выбирали книги, а сотрудничали с кафедрой издательского дела, с учителями литературы. Мы сделали все правильно, и это выстрелило очень хорошо. В следующем года это задаст тон и масштаб на весь город. 

То есть такие проекты будут повторяться?

Да, мы не будем останавливаться. Мы продолжаем работу с «Парадными подъездами», я обратился к нашим депутатам, многие из них откликнулись, мы будем работать и дальше. То есть сейчас 50 подъездов разукрашены и это мало.

Как Вы выбираете эти подъезды?

Никак, в каких разрешат работать – в тех и рисуем. На это ведь тоже нужны финансы. Я против того, чтобы художник работал бесплатно. Бесплатно может работать только энтузиаст, который не умеет рисовать. А тут – профессионалы, они у меня через один с высшим образованием. 
Довольно часто приходится слышать фразу: «Приходите, приезжайте, нарисуйте, МЫ ВАМ ДАЖЕ КРАСКИ КУПИМ…». Звали в Краснодар, Ростов-на-Дону, Самару. Почему так? Отчего никто не зовет поработать бухгалтера/экономиста/юриста например, за пачку бумаги?
Если вы хотите, чтобы художник работал бесплатно, то он будет рисовать то, что он сам захочет, что ему интересно, а не то, что вам надо. Если вы хотите что-то конкретное, то это заказ, извольте платить. 

Каким образом вы ищете деньги для работы?

Мы работаем с управляющими компаниями. Мы все, жильцы многоэтажек, ежемесячно платим за текущий ремонт общедомовой собственности.  Проблема в том, что далеко не всегда эти средства расходуются эффективно. Подешевле и руками  изкоквалифицированных работников. К сожалению, людей, которые понимают и принимают фразу «мы не настолько богаты, чтобы платить за дешёвые вещи» крайне мало. Выигрывают те УК и ТСЖ, которые умеют мыслить масштабно и на несколько лет вперед.
То есть я прихожу и предлагаю кардинально изменить вид подъезда. Почти в каждом подъезде есть мусор, надписи на стенах. А когда появляются картины, то все меняется. Меняется менталитет жильцов. Это реально проверенно. Потому что когда на стене видно руку мастера, то уже не хочется рядом нарисовать что-то свое. Более того, есть очень много людей, которые имеют желание сделать что-то хорошее в подъезде, но боятся быть первым, высунуться из толпы, навлечь на себя вопросы соседей… Советская наследственность, тут некого винить… Мы и берем на себя роль этакого ледокола.

Обращали ли вы внимание, как красивые подъезды меняют людей?

Сложно сказать. Я ведь не живу с этими людьми. Но после окончания работы я был в одном подъезде, после нас на окнах появились цветы, и это прекрасно. В одиночку люди боятся что-то сделать, как-то выделиться, украсить свою жизнь. Но все хотят жить в уюте и тепле. А тут получается, что первый шаг сделали мы, нарисовав картины на стенах. Это позитивная провокация, когда людям ничего уже не остается, как самим делать свою жизнь ярче и красивее. 

Тяжело ли продавать искусство? 

Я бы не сказал, что я продаю искусство. Меня ошибочно в СМИ называют художником, но это не так. Я не художник, я предприниматель, занимаюсь организацией, творчеством... Сложно самоидентифицироваться, но я не художник, это точно. И фишка в том, что мы не создаем проект, а потом ищем кто бы его у нас купил, а люди сами приходят к нам, заказы уже находят меня сами. У нас все заказы расписаны на полгода вперед. 

Сейчас Вы ищете профессионалов или они к Вам обращаются?

Я никогда не ищу мастеров целенаправленно. Как правило, общение налаживается в интернете, я смотрю, какие люди оставляют комментарии нам, как реагируют. Я предпочитаю сам отбирать людей, с которыми хочу работать. А то, бывает, столкнешься с художником, а у него кроме самооценки ничего и нет: работать не может, масштаб не видит, зато понтов было очень много. На данный момент у меня есть команда профессионалов, которые отлично выполняют свою работу. 

Вы наверняка знакомы с европейским стрит-артом, с европейскими арт-проектами. Вы перенимаете какой-то опыт? 

Я слежу за европейским стрит-артом как за явлением как таковым. Но то, что рисуют в Европе сейчас, вызывает у меня очень сильное отторжение. Я специально ездил прошлой осенью по городкам Италии, искал улочки, где работают художники. Очень сильный контраст между тем, что рисовали 5-7 лет назад и тем, что рисуют сегодня. В Римини есть целая улица, ведущая к морю. Там изображены картинки, пейзажи, понятные каждому. Но видимо художникам надоело рисовать что-то простое и они начали извращаться. Я считаю, что сегодняшний европейский стрит-арт это извращение. Они рисуют големов, каких-то чертей, уродов. Может быть, для них это социальный протест, но для нас копирование европейского арта совсем не нужно, это не приживется, никто этого не поймет. У меня задача воспитательная, положительная. Искусство должно быть позитивным и понятным. И не надо нам этих чертей, которые будут людей угнетать. Я так же пытался работать с граффитчиками, так называемое граффити. Но это тоже не искусство, это субкультура. Непонятные буквы на заборах – для чего? Эти люди не художники, они протестанты, так они занимаются самовыражением. Я бы вообще ввел запрет на продажу баллончиков несовершеннолетним. Ясно же, что подросток,  покупающий баллон, покупает его не для творчества и поделок, я для того, чтобы что-то испортить. 

То есть Вы за позитивное искусство.

Абсолютно. Я вообще считаю себя очень позитивным человеком. Оптимистом, и стакан у меня с бугром))

Вы осознаете, что своей деятельностью вы начинаете привлекать внимание к городу? 

Я уже говорил о своем отношении к городу. Сейчас ведется много разговоров про бренд города, много кто пишет, много предложений. Но хватит уже говорить, пора делать! Если выстрелит – хорошо, а нет – значит, нет. Но я думаю, что все-таки в копилочку упадет моя монетка. 

Какие сюжеты для картин в подъездах вы использовали?

У нас есть уже отработанная технология. В первую очередь мы постарались избежать человеческих образов, только мультяшные. Потому что к человечку так и тянется рука что-то дорисовать – усики, очки. Сюжеты мы использовали детские, природа, юмор. В первую очередь, этот проект ориентирован на детей. Если ребенок с малых лет живет в красоте, то он понимает, что это нормально. А если всю свою жизнь ребенок провел в грязи и мусоре, то для него будет нормальным помойка под окном. Так неправильно. С помощью этого мы можем воспитать нового человека, новое поколение, которое будет совсем иначе смотреть на мир, в отличие от нас. 

Возникали ли у Вас мысли создать что-то эпатажное?

Я считаю, что и проект в гимназии – это тоже эпатаж, абсолютно положительный. А бороться с властью надо не криками и эпатажными выходками. Надо воспитывать новых людей, которые через 10-20 лет придут к власти, и будут управлять страной так, как мы их воспитали. Считайте, что это и есть мой протест – создавать новое общество. В своей деятельности я однозначно сторонюсь политики. 600 родителей из гимназии же спонсировали проект, но почему-то никто из них не попросил нарисовать там свое имя. Вот так получается лучше. Не надо отчитываться, не надо гербов, логотипов и слоганов. 

А какой у вас любимый семейный отдых?

Дети – это отличная возможность взглянуть на себя под другим углом и реализовать себя иначе. Это отличный способ пережить свое детство заново. Я не катался на коньках в детстве, поэтому сейчас катаюсь с удовольствием, вместе со своими детьми. Я везде в ними. И это прикольно. 

Есть ли у вас мечта?

У меня есть искреннее сильное желание что-нибудь сделать, я его формулирую, и оно само начинает материализовываться. Мысли материальны, это очевидный факт, его доказывать не надо. Если ты чего-то хочешь, то вокруг тебя начинают появляться какие-то люди, идет отклик, по крайней мере, у меня. У меня сформировалось отношение к городу, и появились единомышленники. Это здорово, это приятно. Нужно только правильно транслировать свою мечту – и начнут появляться какие-то ниточки, которые можно потом сплести в канат, который тебя вытянет на нужный уровень. 


С Дмитрием беседовала Ольга Чепик
17 января 2013 г.

Полезна: 1 голос Не полезна: 1 голос

На эту тему :

интервью оформление
Notavi 05.08.2013 23:12
Очень хотелось бы взглянуть на подъезды. Наша квартирная площадка была разрисована нами в 2001году. Это было круто! И позитивно. Хочу взглянуть на чужие работы.
Про дом-книги слышала, но не знала где. В ближайшее время съездим с детьми-полюбуемся.
Литературный бульвар тоже видимо их рук дело. Работа замечательная

Гость 05.02.2013 20:34
Как здорово! Оказывается в нашем городе живет такой позитивный делатель интересных штук! Сразу захотелось пройтись по тем подъездам, которых коснулась рука тюменских художников! Пойду бродить... А Вам, Дмитрий, и Вашим чудесным фрилансерам - успехов всяческих, творческого вдохновения и благодарной ребятни!

Дмитрий Зеленин. "Мой протест – создавать новое общество"

Интервью с руководителем арт-группы "Цвет города"

Голосуем!
К кому Вы прислушиваетесь в вопросах воспитания?
10% Беру пример с родителей
5% Советуюсь c подругами
29% Смотрю полезные эфиры с психологами
25% Читаю книги по воспитанию
31% Делаю всё интуитивно
YA-GA - Аромамастерская косметики для мамы и малыша

Натуральная детская косметика состоит из натуральных 100% органических масел высочайшего качества, натуральных гидролатов

Подробные условия