Главная /  Интересно / Персона / Галина Колобова. "Чтобы дети росли счастливыми, их надо любить!"

Галина Колобова. "Чтобы дети росли счастливыми, их надо любить!"

Колобова Галина Викторовна, детский гинеколог, главный врач Многопрофильного медицинского центра "Юнимед".
Любимое  время года
– осень
Любимое блюдо – люблю хорошую русскую кухню
Любимый напиток – свежеприготовленный натуральный кофе
Литература – читаю в основном специализированную литературу, но на отдыхе люблю и детективы
Любимый отдых – активный (горные лыжи, сплав по реке на катамаранах, путешествия), русская баня.

Добрый день! Галина Викторовна, расскажите, пожалуйста, немного о себе, о том, как Вы пришли в медицину, как решили выбрать специализацию по детской гинекологии?

Все в жизни происходит случайно. Я никогда не планировала быть врачом, поскольку девочке-отличнице, занявшей 1 место на окружной олимпиаде по математике (кстати, впервые за всю историю существования олимпиад по математике в Ханты-Мансийском автономном округе победителем была девочка), и 2 место по химии, как мне казалось, надо обязательно быть ученым, и не просто так, а обязательно совершить какое-нибудь очень значимое открытие в науке. Меня пригласили в спецшколу для одаренных детей при Новосибирском Академгородке, но в силу семейных обстоятельств поездка не получилась и я занималась заочно, и в Новосибирске, и при Московском Государственном университете, и при Тюменском госуниверситете. После окончания школы все-таки решила поступать в Тюмень (ближе к дому). Долго выбирала между химией и математикой. И все-таки на химфак. Будучи абитуриентом, посещала  подготовительные курсы, не узнав для себя ничего нового, как-то даже немножко расстроилась.

Однажды я пришла в гости к своим одноклассникам, которые поступали в Мединститут. Здесь все было как-то совсем не так как в университете (там просто огромный людской конвейер), здесь, как мне казалось, все душевно, и приемная комиссия, и даже в общежитии было по-другому. Мне очень понравился подход преподавателей к абитуриентам - с каждым после сдачи документов обязательно беседовал кто-то из преподавателей. Мне повезло, я общалась с профессором Приленским-старшим, ныне покойным, он был психиатром. Мы с ним очень тепло, душевно поговорили, и в конце беседы он сказал мне: «Я считаю, что именно такие люди, как Вы, должны работать в медицине. Из Вас получится очень хороший врач». Это напутствие меня очень вдохновило, и еще раз подумала, что Бог с ним, с научным открытием, буду людей лечить. В самом начале учебы я видела себя или гинекологом, или психиатром. Это решение было чисто интуитивным, даже не могу сказать, откуда были такие мысли.  На первом и втором курсе я посещала психиатрический кружок, но вскоре поняла, что психиатрия – это не мое. И остановилась на гинекологии, но в тот момент я еще не подозревала, что стану детским гинекологом, и о существовании такого направления в гинекологии тоже.

После окончания института я устроилась работать в 11 поликлинику, главный врач Головина Ф.К. решила открыть направление детской гинекологии, а меня начальник горздрава Макаров А.И. направил к ней как первого детского гинеколога. В начале 90-х устроиться на работу в Тюмени гинекологом было практически не реально, система распределения к началу 90-х не работала (да, тебя оставляли в Тюмени, но устраиваться ты должен был сам), поэтому выбора большого у меня и не было. Меня направили на стажировку во 2 ГКБ к единственному тогда в Тюмени детскому гинекологу Канждария М.К. Она меня многому научила, тому, что не преподавали в мединституте. Однако, работа показалась мне безумно неинтересной. Мы ездили по детским домам, смотрели бесконечные воспаления, мне это ужасно не понравилось. Я всегда хотела заниматься эндокринными нарушениями, чем-то красивым, а тут такая проза. Я пришла к главврачу и сказала, что не хочу больше быть детским гинекологом! Я хочу быть гинекологом-эндокринологом. И как по заказу в горздрав пришла путевка на цикл обучения по гинекологической эндокринологии в Волгоградский мединститут. Надо ли было спрашивать меня, поеду ли я на учебу. Я полетела! Впервые была на лекциях преподавателей, по учебникам которых училась в институте. Мне этот казалось каким-то чудом.

В 1993 году на базе 11 поликлиники под руководством профессора Петрушиной А.Д. был создан уникальный центр охраны здоровья детей и подростков, который в городе все знали просто как Детский центр.  Меня назначили заведующей этим центром. Сплав науки с практикой. В Центре было открыто 8 направлений: детская гинекология, детская эндокринология, детская неврология, детская нефрология, детская аллергология, детская кардиоревматология, детская гастроэнтерология, детская пульмонология. Руководителем каждого направления был научный сотрудник из медакадемии, а врачей на прием готовили мы сами, причем брали молодых перспективных ординаторов, учили. Меня радует, что Центр  до сих пор работает на базе Областной клинической больницы. Так получилось, что основным из направлений была детская гинекология. И только здесь я поняла, что такое детская и подростковая гинекология в полном смысле. Те самые нарушения менструального цикла, которыми мне так хотелось заниматься, рядом смежные специалисты, без которых никак нельзя вести этих детей, все самые сложные случаи из города Тюмени проходили через наш центр, консилиумы с консультантами – научными сотрудниками академии. Это было замечательное время, такой бесценный опыт сложно приобрести где-то еще. Жизнь все решает за нас сама. Как я ни противилась избежать детской гинекологии, она сама меня все время находила. И длится мой роман  с детской гинекологией уже  семнадцатый год. Видимо, это судьба.

Многие из моих коллег не хотят заниматься детской гинекологией, потому что это не благодарное дело. Не благодарное в плане материальном. А работать сложнее. Ведь детскому гинекологу приходится быть прежде всего психологом - нужно общаться не только с ребенком, но и с его родителями. Часто приходят на прием всей семьей, вместе с папами, бабушками, братьями-сестрами. Но я имела возможность заниматься таким «хобби», так как муж у меня занимался в то время бизнесом. Поэтому я в свое удовольствие ездила на конференции, обучалась и углублялась в тему детской гинекологии. Некоторые спрашивают меня, принимаю ли я взрослых. Занимаюсь, но я больше люблю детей. Мне нравится с ними работать, помогать им. Особенно, когда видишь результаты своего труда. Больше мне нравится работать с подростками. Им очень сложно, мало кто их понимает. А у них столько вопросов, переживаний, порой задать их некому и посоветоваться тоже. Сегодня мои бывшие пациентки уже сами мамы и приводят мне на прием своих детей.

Какие могут быть причины у родителей повести свою дочь к детскому гинекологу?

Часто задают вопрос, каких детей и чего там у них мы смотрим. А смотрим мы детей с момента рождения до 17 лет включительно. Причины обращения к доктору могут быть разные, все зависит от возраста. Если ребенок совсем маленький, то, как правило, обращаются по вопросам какого-то необычного строения наружных половых органов. Многие родители, бывает, даже не знают, как они должны выглядеть, сравнивают внешний вид своих детей с детьми подруг, например. Понимают, что у своего ребенка как-то не так… Причиной обращения могут быть воспаления, слипания, проблемы с мочеиспусканием. Маленькие дети, которые не могут пожаловаться, проявляют беспокойство. Сучат ножками, плачут, зажимаются, это видно внимательным родителям сразу же.

А дети постарше всегда пожалуются родителям сами, что у них что-то чешется или болит. Девочки после 8 лет могут приходить уже с нарушениями развития. Важно знать, что если раньше 8 лет у девочки появляются вторичные половые признаки, то это уже является нарушением. И наоборот, если до 15 лет не пришли месячные, то и это повод посетить детского гинеколога. В нашем регионе средний возраст наступления менархе (первая в жизни менструация) – 12 – 13 лет. Если к этому возрасту месячные не пришли, и нет начала полового развития (рост молочных желез, оволосение на лобке, подмышечных впадин), то можно уже обращаться к доктору, не ждать наступления 15 лет. Процесс запускается с началом роста молочных желез. Если вначале появляется оволосение на лобке, а молочные железы еще и не набухли, это нарушение порядка, что также должно насторожить родителей, так это может быть признаком гормональных отклонений и ребенка нужно показать гинекологу или детскому эндокринологу.
Но если брать здорового ребенка, то поводом посетить доктора является устройство ребенка в детский сад (в 3 года), потом перед поступлением в школу (7 лет), дальше: начало пубертатного периода, первые месячные, после чего желательно, чтобы девочка посещала гинеколога раз в год.

Начало половой жизни – это обязательный повод для посещения врача. Я всегда говорю, что надо прийти до того КАК, а не после того КАК. Я никогда ничего девочкам не запрещаю – хотите жить в 14 лет половой жизнью, живите. Но вы должны знать, чем это чревато и какие последствия могут быть. Многие задумываются уже на этом этапе и отказываются от своего первоначального решения. Важно, чтобы каждая девочка, принявшая это решение начать половую жизнь, знала, что такое контрацепция, какая надежная, а какая не очень. На подростков давить нельзя, если им что-то запрещать, то они сделают в точности до наоборот. Если девочка решила, что она такая взрослая, то пусть начинает тогда, когда она считает нужным. Потому что на самом деле, есть девочки, которые уже в 15 лет созрели, а есть те, которые и в 18 лет не дозрели ни эмоционально, ни физически.  Я всегда говорю, что сначала надо посоветоваться с мамой, ведь в 16 лет ребенок еще не может сам зарабатывать деньги на контрацептивы, которые стоят денег. Это нужно в первую очередь для того, чтобы сохранить здоровье и чтобы в будущем девочка смогла родить здоровых детей. Вообще, те родители, которые были 15 лет назад, очень отличаются от современных. Сегодня родители готовы общаться на такие темы спокойно. Когда я работала в Детском центре лет 10 назад, было много тяжелых бесед с родителями беременных подростков. Особенно тяжело давались разговоры про прерывание беременности. Я всегда за сохранение беременности, если, конечно, это не изнасилование. Считаю своей заслугой, что после бесед многие решали сохранить беременность. И сегодня те девочки, ставшие мамами, сами приводят ко мне своих дочерей и говорят спасибо за то, что я помогла сохранить жизнь их ребенку.

У нас в стране вопрос сексуального воспитания отчасти отстает от западных стран, и многие родители не знают, с какого возраста надо начинать обсуждать с ребенком эти вопросы и как именно их нужно преподносить ребенку.

Сексуальное воспитание не начнется в один вечер, когда родители сядут около своего ребенка и не скажут: «Слушай, мы тебе сейчас все расскажем». Эта информация должна поступать ребенку на протяжении всего детства, причем она должна быть своевременной. Никто не говорит, чтобы детсадовскому малышу рассказывать о позах и интимных подробностях. Но каждый ребенок к школе должен знать, чем отличается мальчик от девочки, что такое половые органы, почему их надо беречь, откуда берутся дети, почему никто, кроме родителей не может к ним прикасаться. Это азы, самые важные знания, которыми должен обладать ребенок. Не стоит избегать тем, связанных с этим, потому что если не расскажут родители, то об этом ребенок спросит во дворе, в школе, и тут уже большой вопрос – что именно ему расскажут. Гораздо лучше, если правильные знания будут заложены в кругу семьи. И это позволит ребенку адекватно развиваться в условиях современного общества. К тому же, каждый родитель сам знает своего ребенка и только сам может решить, что ему рассказывать. Если смущение и стеснение не позволяет родителям заводить такие темы с ребенком, то сегодня существует масса полезной литературы, которая доступным языком объясняет все вопросы. Достаточно выбрать наиболее понравившуюся книгу, сначала самим прочитать, а потом предложить ее ребенку. Масса вопросов отпадут сами. 
Во время работы в детском центре мы ездили с лекциями по школам. Школьникам 5-6 классов мы рассказывали про физиологические особенности, про гигиену, а 7-9 класса о нарушениях менструальной функции, а уже в старших классах затрагивали темы беременности и контрацепции. И я смотрела на школьниц и по глазам видела, что некоторые внимательно слушают и узнают новую информацию, а бывали девочки, которые уже к тому моменту прошли и Крым, и Рым. Это к тому, что все дети разные и только родители могут выбирать, когда и что рассказывать своему ребенку. Может быть, девочка в 15 лет уже созрела для половых отношений, и разговор уже необходим, а может у нее в 14 только месячные начались и ни о каких отношениях она не думает. Поэтому самое главное, чтобы родители не замалчивали эти темы и всегда шли на контакт с ребенком.

Бывают ситуации, когда обращение к доктору необходимо, но дети стесняются рассказать о своих проблемах родителям. Как это понять и вовремя обратиться за помощью?

Каждая мама, как правило, следит за менструальным циклом своей дочери. Живя в одной квартире, это не сложно. Кроме этого, нужно обращать внимание на белье. Если есть воспалительные  заболевания половых органов, то они могут протекать и без болезненных ощущений, но пятна на нижнем белье должны насторожить маму. Вообще, сейчас редко бывает так, чтобы девочку что-то беспокоило, и она не рассказала бы об этом маме. И по новому законодательству с 15 лет ребенок может сам обратиться к любому специалисту за помощью и сам может принимать решения, даже по поводу сохранения или прерывания беременности. Даже если есть какой-то вопрос, который девочка не может задать маме, то всегда можно обратиться в он-лайн консультацию или позвонить по телефону горячей линии, где скажут, что делать, дадут все контакты и адреса. Но это мы говорим о нормальных семьях с внимательными родителями. Ко мне однажды пришла беременная 16летняя девочка. Она два года встречалась с мальчиком, которому был 21 год, он забирал ее на машине, они ездили отдыхать вместе. И я ее спрашиваю, неужели твоя мама не понимала, не видела, не догадывалась, что взрослому парню не будет достаточно прогулок под луной? И девочка ответила мне: «Знаете, мне кажется, что она не хотела догадаться». Это многое объясняет – глаза не видят, сердце не болит. История эта закончилась абортом в 16 лет. Сейчас у этой девушки все хорошо, она вышла замуж и родила мальчика. Но в этой ситуации во многом виноваты родители, которые вовремя не поговорили с дочкой, не вразумили ее. Такие родители уходят в свои проблемы и не обращают внимания на детей. Есть и другие мамы. Они приходят на прием одни, без дочек, чтобы задать вопросы о том, как поговорить с девочкой о ее здоровье, как ее убедить прийти на прием к детскому гинекологу.

А если сейчас посмотреть на современную культуру, телевидение, можно ли сказать что оно предлагает неверные формы сексуального общения?

Я смотрю телевизор очень редко. Есть передачи, которые мне интересны. Их смотрю. На остальное просто жалко времени, его и так не хватает. Как шутит одна моя знакомая девочка-подросток, с тобой и поговорить не о чем, телевизор не смотришь (имеются ввиду сериалы и шоу, когда начинается их обсуждение). Но когда я изредка их включаю, мне не нравится, что я там вижу. Слишком много плоских шуток про секс, все доведено до примитивного уровня. С экрана звучат слова, которые раньше можно было увидеть только на заборах. Я не ортодокс, но мне это очень не нравится. Но телевидение не единственный источник этого: сегодня даже на тетрадях для первоклашек можно увидеть женщину в одних трусах на обложке. Не уверена, что это правильно.

Вы считаете, что это может формировать неправильную сексуальную культуру среди детей?

Тут даже не идет речи о культуре, это же сплошное бескультурье. Взрослые-то поймут, что шутка это всего лишь шутка, что ее не надо запоминать и повторять. А дети все принимают за чистую монету. И появление маркировки по возрасту на телеканалах не решит проблем. Ведь мы не будет выгонять ребенка, если смотрим это сами. И ребенок сам может потом включить канал и все это услышать. Поэтому, хоть какая-то цензура все же нужна нашим СМИ. Сами дети говорят, что раньше были умные фильмы, добрые, которые смотришь и задумываешься о чем-то. А сегодняшний кинематограф предлагает фильмы на один раз, которые, как правило, ничего хорошего не рассказывают. Самое страшное, что информация формирует у детей мнение, что в 16 лет ты уже взрослый, что ты можешь начинать половую жизнь. И часто в 16 лет девочки начинают эти отношения из-за принятых в детской среде стандартов. Если ты не живешь половой жизнью с мальчиком, то он тебя бросит. А если он тебя бросит, то ты будешь в школе изгоем. Это не правильно. Надо рассказывать детям про высокие чувства, а не про материальные ценности и сексуальные отношения. Мало кто задумывается, что у каждой девочки есть определенная программа психологического сексуального взросления. На первом этапе девочка влюблена в своего папу, это нормально. Далее – чувства к более взрослым мальчикам, мужчинам. После этого, лет в 15-16 – первая влюбленность в сверстников. И многие девочки уже на этом этапе начинают жить половой жизнью, но это не правильно. Эта любовь должна быть ПЛАТОНИЧЕСКОЙ! Нужно оставить эту любовь чистой, как было раньше, с прогулками, кино, цветами и театром. Но современная культура говорит о том, что это нормально. Гораздо лучше, если сексуальные отношения начнутся позже, лет в 19, когда первые влюбленности уже позади, а жизненного опыта побольше, и девушка сможет получить от половых отношений настоящее удовольствие. А это залог правильного развития дальше, залог здоровья и счастливой семьи. Для первых сексуальных контактов должен быть мощный толчок, а толчком может быть только настоящая любовь. А все остальное – спорт.

Коснемся законодательства о педофилии. Можно ли расценивать связь между школьницей и мальчиком постарше как акт педофилии?

Я считаю, что можно и нужно. Я вообще за ужесточение этого закона. Так как таких случаев становится все больше. Если мальчику 18-20 лет, и он считает допустимым начинать сексуальную связь со школьницей, то это педофилия. Одно дело, когда школьнице 17-18 лет, это уже сформированный человек, но, а если девочке еще нет и 15 лет? О каком обоюдном согласии может идти речь? Девочка даже еще не понимает всю серьезность ситуации, а у мальчика должно быть побольше ума, чтобы избежать такой ситуации. За всю свою практику я только один раз была за прерывание беременности, когда мама была не против. Ко мне приехали мама с беременной дочкой. Мама сдавала комнату 30-летнему гастарбайтеру, от которого девочка забеременела в 14-15 лет. И не против была бы мама этой беременности, но вопрос с жильем стоит очень остро, поэтому беременность надо прервать. Я считаю, что сохранение беременности в этом случае было бы нарушением прав ребенка. В случае связи со взрослым мужчиной о каком согласии может быть речь? Поэтому надо ужесточать наказание за это преступление, может быть хотя бы это способно оградить детей от сексуальных связей.  И именно из-за угрозы педофилии нужно каждому ребенку уже в 7 лет объяснять вопросы, связанные с половыми органами, рассказать, как действовать в ситуации, когда незнакомый человек просит их раздеться, что-то показать. Нужно действовать по всем позициям – больше заниматься воспитанием детей и ужесточать наказание. Тогда может быть мы и справимся с этой проблемой.

Если все зависит от воспитания родителей, может быть, стоит создать курсы для них, где будущие или настоящие родители узнают, как надо воспитывать детей?

Это очень сложный вопрос. Когда я вижу беременную женщину с банкой пива в руке, то пропадает надежда, что взрослых людей можно как-то перевоспитать. Курсы можно устроить, но кто на них придет? Придут и так ответственные родители, которым не так уж необходимы наши советы. Но в качестве дополнительного средства – почему бы и нет. Гораздо важнее сегодня правильно воспитывать наших детей, чтобы они выросли хорошими людьми, и уже они будут создавать завтрашний день, чтобы они были хорошими родителями в будущем. Это доступно каждому из нас, это не сложно больше общаться со своим ребенком, но именно это решит массу проблем.
 
Какой для вас залог счастливой жизни?

Что такое счастье? Мне сложно сказать. Наверное, это душевное равновесие, удовлетворение. Сегодня я могу почувствовать себя счастливой, когда занимаюсь любимой работой. Завтра – когда посвящу время своему хобби. Послезавтра – когда буду общаться со своими детьми. Это и есть счастье – чувствовать душевную гармонию и равновесие. Я чувствую себя счастливой, когда мне удается помочь людям, которым была необходима моя помощь. Для каждого счастье свое. Мне вот дарит душевное спокойствие общение с природой, нашей, уральской. Я каждый год сплавляюсь по реке Чусовой на катамаранах. Это очень мне нравится, потому что это редкая возможность пожить без телефонных звонков, без каких-то надуманных материальных ценностей. Я всегда всем говорю, что счастье у каждого свое, не надо смотреть на соседа и завидовать его крутой машине, например. Потому что счастье не в этом, и оно обязательно будет у каждого. Счастье – в человеческом общении, в семье, в друзьях. Я очень счастливый человек, потому что у меня было полноценное детство, яркое, классическое студенчество, у меня прекрасные дети, у меня до сих пор живы и здоровы родители. Разве это не является счастьем? Главное – быть всегда на гребне, на пике, жить полноценной жизнью. Любить жизнь во всех ее проявлениях. Тогда и в душе будет гармония.

С Галиной беседовала Ольга Чепик
22 ноября 2012 г.

Полезна: 9 голосов Не полезна: 0 голосов

Гость 21.06.2016 10:57
Подскажите,пожалуйста,где сейчас ведёт приём Колобова

Надюшка 13.12.2012 21:45
Замечательное интервью! Желаю Галине Викторовне всего наилучшего!! Нам повезло с нашим Доктором!

Галина Колобова. "Чтобы дети росли счастливыми, их надо любить!"

Интервью с детским гинекологом, главным врачом Многопрофильного медицинского центра "Юнимед"

Голосуем!
К кому Вы прислушиваетесь в вопросах воспитания?
10% Беру пример с родителей
5% Советуюсь c подругами
28% Смотрю полезные эфиры с психологами
25% Читаю книги по воспитанию
32% Делаю всё интуитивно
Детский развивающий центр "Лукошко"

Игровые развивающие занятия для детей от 1,5 до 6 лет. Встречи с психологом, педиатром, юристом. Детские праздники. Библиотека журналов о детском здоровье и развитии.

Подробные условия