Масленица - соломеное чучело. Она представляет собой символ зимы. Мы должны встретить её достойно, чтобы ей понравилось и она пришла в следующем году (нам ведь снова захочется играть в снежки и кататься на лыжах и санках).
В этом году наша домашняя масленица будет отдуваться - куда снег девала? Это, наверное, потому, что в том году мы её не делали. В этом же году - исправляемся.
Отгуляем весело масленицу, да и выпроводим в воскресенье.
Домашняя масленица отличается от той, которую мы привыкли видеть на гуляниях прежде всего размером и оригинальностью.
Именно мы, делая масленицу, вкладываем в неё свои мысли и чувства. Отдаем ей все плохое (воспоминания, обиды, грусть), радуемся её приходу (Ведь уже скоро весна!).
А какое это удовольствие - без зазрения совести избавиться от надоевшего тряпья и "очистить" (хоть немного) свой дом и мысли. Приятно даже просто наматывать, придумывать крепления тряпкам.
Занимает весь процесс около 40 минут. Проходит очень динамично. Так что всей семьёй, или хотябы обязательно с детьми (Пусть видят как она делается и вкладывают/придумывают свой смысл).
Расскажите детям о масленице, что она символизирует. Старайтесь всегда рассказывать детям смысл того или иного обряда или предмета, который участвует в празлнике.
Если не знаете - не беда - признайтесь ребёнку и вместе придумайте свой смысл "в рамках темы".
В этот раз тема: прощание с зимой, встреча весны и красного солнца.
Во время изготовления масленицы, обращайте внимание на цвет ткани, на её фактуру.
Итак, приготовьте в общем-то Всякий Хлам:
Палочку/веточку/ проволочку/ или газету - это будет каркас.
Всякие тряпки - обрезки тканей, старая оедежда (у меня сегодня - боди, футболка мужа, Сашкин потеряшкинский носок и всякие кусочки тканей и тряпочки).
Ножницы, нитки.
Краски/фломастеры/карандаши (для макияжа нашей Маслёне )
Итак приступаем:
1. Веточки/палочки и проволки у меня под рукой не оказалось. Я взяла газету и скрутила её вот так:
Получилась голова и туловище. Шею я закрепила ниткой.
2. Сдалала голову. Обмотала тряпкой "газетную голову". Сверху одела носок (для ровности и круглости головы ), напихала тряпок ещё в голову. Сверху всё это обмотала светлой тряпочкой - лицевой (т.е. она будет потом лицом ).
Голова готова.
3. Сделала руки. из газеты, скрученной чуть потоньше. Прикрепила к туловищу нитками крест-накрест.
4. Делаем "туловище":
Через голову (как пончо) одеваем старую футболку (делаем прорезь для головы). На руках закрепляем (я закрепила тонкой полоской ткани - с ниткой возиться не хотелось). Укрепляем нашу композицию крест-накрест (полоской ткани чуть пошире). Теперь у нас получилось нормальной толщины туловище. Можете особо выделить грудь и попу!
Для укрепления "ног" (вернее сказать - того места, что под юбкой ) я добавила газеты и снова перетянула тканью.
И снова обмотала туловище сякими тряпками. Нодо же их куда-нибудь деть.
5. Сейчас настало время принарядить нашу Масленку. Ведь она тоже хочет быть нарядной в праздник.
Делаю платье (пончо во всю длинну) - на фото - желтенькая ткань с ножницами в том месте, где прорезь.
Юбка - самая "нарядная" тряпочка - быстренько наметала (как шторки). Надела на Масленку.
Волосы - футболка, разрезанная "прядями".
Кушак (пояс) - белая полосочка ткани (от старого пододеяльника место шва).
Косынка и потом ещё добавился фартук.
6. А теперь последний штрих - макияж и причёска.
Рисуем личико (не забываем про брови и яркие щёки - ведь она на морозе). Заплетаем косы.
Наша Масленица готова!
Сжигать Масленицу будем в Воскресенье!
Из истории:
В качестве жертвоприношения (когда-то это именно так и осмысливалось) изготавливали огромную смешную и страшную куклу — чучело Масленицы из соломы или тряпок, наряжали его обычно в женскую одежду, как древний священный образ божества.
Затем несли ее через всю деревню, иногда посадив чучело на колесо, воткнутое сверху на шест; выйдя за село, чучело либо топили в проруби, либо сжигали или просто разрывали на части, а оставшуюся солому раскидывали по полю. Иногда вместо куклы по селу возили живую «Масленицу»: нарядно одетую девушку или женщину, старуху или даже старика — пьяницу в рванье. Затем под крик и улюлюканье их вывозили за село и там высаживали или вываливали в снег («проводили Масленицу»).
Этот обряд праздника плодородия связан с идеей возрождения через жертвоприношение и смерть; плодоносящих сил природы, обновления ее жизненной силы. Оказывается, в этот первобытный праздник народом был заложен глубокий смысл: рождение жизни через борьбу, смерть и воскресение. Христианская церковь пыталась искоренить этот праздник как языческий, но смогла лишь немного перенести его по срокам и сократить дни празднования с четырнадцати до восьми. 2 недели безудержного веселья - вот ведь какое здоровье было...
Другой вариант этого обряда выглядит так: на санках вывозят соломенную куклу больших размеров, наряженную в национальный костюм. Это Зима. Ее устанавливают в центре костровой площадки и прощаются с ней шутками, песнями, танцами, ругая ее за морозы и зимний голод и благодаря за веселые зимние забавы. После этого чучело поджигают под веселые возгласы и песни. Когда же Зима сгорит — финальная забава завершает праздник: молодежь прыгает через костер. Этим состязанием в веселье и ловкости и завершается праздник Масленицы.
А вот еще один деревенский обряд сжигания чучела масленицы, который происходил в воскресенье — в последний день праздника (к сожалению, этот ритуал праздника почти утрачен). «Судаpыню-Масленицу» взгромождали на сани, рядом ставили красивую девушку, а в сани впрягались трое молодых людей, которые везли Масленицу по зимним улицам. За санями шествовал масленичный «поезд»: целая вереница саней, сопровождавших Масленицу. За околицей устраивался большой костер. Давали чучелу Масленицы блин, после чего «Судаpыня-Масленица» сжигалась на костре со словами: «Гори, блины, гори, Масленица!» Блинами как бы хоронили Масленицу, принося их в жертву (блины бросали в костер) как символ будущего плодородия.
Ритуальное сжигание чучела Масленицы тоже имело древний смысл: уничтожение символа зимы было необходимо для воскрешения его силы весной в злаках. По представлению древних славян, взошедшие зерна — как бы воскресший покойник; гибель зерна в почве необходима для возрождения его новой жизни в колосе.
Там же, где не делали чучела Масленицы, обряд «проводов масленицы» состоял, главным образом, в разжигании общесельских костров на возвышенности за селом или у реки. В костры помимо дров бросали, всякое старье — лапти, бороны, кошели, веники, бочки и другие ненужные вещи, предварительно собранные детьми по всей деревне, а иногда и специально для этого украденные. Иногда сжигали в костре колесо, символ солнца, связываемый с приближающейся весной; его чаще надевали па жердь, воткнутую посреди костра.
У западных и южных славян русской «Масленице» соответствовали Запуст, Менсопуст, Пуст и некоторые другие персонажи — чучела, «проводами» которых завершалась масленичная неделя.
В центральных областях России «проводы масленицы» сопровождались удалением за пределы культурного пространства скоромной пищи, символизирующей Масленицу. Поэтому в кострах действительно иногда сжигали остатки блинов, масла, лили туда молоко, однако чаще просто говорили детям, что в костре сгорели все скоромные блюда.
Автор Юлия Винникова, по материалам сайта
Сад на полный день для детей от 1,5 лет. Разновозрастный коллектив. Методики раннего развития Монтессори, Никитиных, авторские методики. Костюмированные праздники. Городская субсидия по оплате.
Подробные условия