Материалы взяты из разных источников (если их координатыне не утрачены за давностью лет или по небрежности, буду на них ссылаться) и из моей практики.
Материалы взяты из разных источников (если их координатыне не утрачены за давностью лет или по небрежности, буду на них ссылаться) и из моей практики.
Сад на полный день для детей от 1,5 лет. Разновозрастный коллектив. Методики раннего развития Монтессори, Никитиных, авторские методики. Костюмированные праздники. Городская субсидия по оплате.
Подробные условия
Нейроны детского мозга соревнуются между собой. Неиспользуемые удаляются, победители выживают, и если они используются достаточно часто, они, в конечном счете, покрываются слоем белой жировой ткани, которая экспоненциально увеличивает скорость передачи информации. Серое вещество мозга преобразуется в белое вещество. Это не происходит одновременно во всех участках мозга. Однако когда это происходит, модернизация может быть очень быстрой – в некоторых областях 50% нервной ткани преобразуется всего за год. А всего 10% улучшение организации мозга в начале подросткового возраста, существенно изменяет IQ (показатель интеллекта) ребенка. После длительных поисков неврологи почти обнаружили местоположение групп серого вещества, ответственных за интеллект у большинства взрослых людей. Но во время их поиска они обнаружили нечто, заставившее их отказаться от долго просуществовавшего допущения о жесткой взаимосвязи между зонами мозга и его функциями. Нейронная сеть, которую использует маленький ребенок для интеллектуальных функций, не та же самая, которую использует подросток или взрослый. Они частично пересекаются, но есть существенные отличия.
Окончательный успех интеллекта и личностного самосознания подростка в значительной мере зависит от того, насколько его мозг сумеет научиться перемещать реализацию функций в эти более эффективные сети. У всех ли подростков это перемещение произойдет? От чего оно зависит? Какие условия необходимы для перестроек нейронных сетей от детского формата к взрослому?
Одна из основных целей психики (производной мозга) – адаптация организма к среде (физической и социальной). Мозг «сканирует» среду и «учиться» всему, что она требует. «Скан» мозга подростка должен систематически получать задачи, под решение которых он и модернизирует нейронные сети. Что формирует такие задачи, а что – нет?
Примитивная коммуникация в чатах и соцсетях, прослушивание музыки, просмотр видеороликов, мягко говоря, нужные задачи не формирует. А вот анализ мотивов поступков и чувств как героев книг, так и участников жизненных событий, как раз и формирует. Задачи эти ставит перед мозгом подростка всё, для чего требуется МЫСЛИТЕЛЬНЫЙ процесс. Это и решения (самостоятельное, разумеется), задачек по физике, математике, химии и т.п., и написание эссе и сочинений, и создание проектов; а вот прохождение тестов по учебным предметам – в меньшей степени.
Таким образом, интенсивная стимуляция по формированию сложных форм мыслительной деятельности и личностных компетенций подростка – это шанс для развития его мозга «по взрослому типу».
Для примера назову некоторые аспекты личностной работы с ребенком младшего подросткового возраста.
Работа над ОБРАЗОМ САМОГО СЕБЯ:
- переживание непрерывности «я-есть» через создание нарративов «я в прошлом», «я в настоящим» и «я в будущем»,
- переживание принадлежности (к семье, к коллективу соучеников, к другим сообществам),
- перенос знаний, полученных относительно личностей других на самого себя,
- осознавание и описание себя как исполнителя разных социальных ролей (сына, внука, ученика, члена спортивной команды и др.).
Работа над СФЕРОЙ ЧУВСТВ И МОТИВОВ:
- восприятие тонких эмоций у других людей и у самого себя,
- понимание сложных чувств и внутренних конфликтных состояний у других людей и у самого себя,
- понимание моральных чувств и поведения, основанного на этих переживаниях,
- мотивирование себя.
Психолог О.А. Калиниченко