Главная /  Блог / cloto / Задержка психического развития. Размышление клинического психолога

Задержка психического развития. Размышление клинического психолога

20.09.2013
cloto

Задержка психического развития ребенка. Что поможет скомпенсировать? Коррекция и развитие.

Блог - cloto

Задержка психического развития. Размышление клинического психолога

Полезна: 13 голосов Не полезна: 0 голосов

cloto 12.11.2019 16:06
Конспект семинара «Последовательность созревания мозга и сознания. Современные представления ученых. Ликбез родителям особых детей».
Этапы формирования сознания:
Сознание — продукт деятельности головного мозга. Высшая форма отражения человеком окружающей действительности. Сознание позволяет человеку ориентироваться в действительности, времени и собственной личности. Для формирования сознания человеку необходимо человеческое окружение.
В развитии сознания от рождения ребенка до зрелого возраста выделяется 5 уровней, или этапов:
I — до 1 года — бодрствующее сознание
II — от 1 года до 3 лет — предметное сознание
III — от 3 до 9 лет — индивидуальное сознание
IV — от 9 до 16 лет — коллективное сознание
V — от 16 до 22 лет — рефлексивное, высшее общественное, социальное сознание.
— Первый этап формирования сознания характеризуется появлением выбора наиболее удовлетворяющих ситуаций. Первые реакции на окружающую среду- это первые элементы сознания ребенка, который может оценивать наиболее приятную для него ситуацию, например находиться на руках у матери или засыпать при покачивании и др.
— На втором этапе формирования сознания (предметного) главную роль играют непосредственные впечатления о предметах и явлениях. Объем этих представлений увеличивается, когда ребенок начинает ходить. С появлением речи возникают обобщения и отвлечения, элементы абстрагирования. На этом этапе ребенок еще не улавливает взаимосвязь реальных событий и предметов с прошлым и будущим, он живет только в настоящем. На этом этапе ребенок еще не выделяет себя из окружающей среды, в его речи пока отсутствует местоимение «Я».
— На третьем этапе формирования сознания появляются первые представления о пространстве и времени, что делает возможным выделение себя из окружающей среды. Сознание собственного «Я» в дальнейшем усложняется.
— Для четвертого этапа формирования сознания (коллективного) характерно появление более дифференцированных представлений о предметах, о себе, о простейших взаимоотношениях в коллективе. В этом периоде становятся отчетливыми представления об объектах пространства, о связи переживаемых в прошлом событий с настоящими.
Обучение в старших классах школы сопровождается участием подростков в общественных событиях и появлением у них общественного, социального сознания.
— На пятом этапе формирования состояние подростка приобретает новые качества, оно становится рефлексивным, на этом уровне многообразные приобретенные знания оцениваются и соотносятся с реальными событиями. Рефлексивное сознание обеспечивает предвидение не только всего хода развития событий, но и последствий их. Зрелость сознания достигается к окончанию юношеского возраста к 20-22 годам.


cloto 12.11.2019 16:07
Последовательность созревания мозга.
Первичный мозг, с которым мы рождаемся, прежде всего старается убедиться в том, что организм «работает». Самые «древние» с эволюционной точки зрения структуры, такие как ствол головного мозга и сенсорная кора, демонстрируют наибольший уровень метаболизма у детей.
Первейшая задача младенческого организма – наладить управление внутренними системами. Адаптация же к внешним условиям, которая во много управляет благодаря эмоциональным откликам, следует потом. Уход от опасности, возможно, наиболее значимая реакция с точки зрения выживания, и не удивительно, что система, ответственная за страх и самозащиту, расположенная с мозговой миндалине, начинает созревать первой в эмоциональном мозге. Мы адаптируемся к местным особенностям, отмечая и неосознанно запоминая конкретные случаи, вызывающие страх в самые ранние периоды нашей жизни. Эти базовые эмоциональные системы определяют общее состояние организма и наделяют различные ситуации базовыми смыслами. Приблизиться или избежать, жить или умереть.
В коре головного мозга, ответственной за осмысленный отклик на эмоции, первой созревает глазнично-лобный участок, он играет ключевую роль в эмоциональной жизни. При его повреждении социальная жизнь существенно ограничена. Люди, с поражениями мозга, затронувшими эту зону, затрудняются чутко относиться друг к другу, они становятся нечувствительными к социальным и эмоциональным сигналам. Способность к эмпатии (эмоциональный интеллект) требует развития глазнично-лобного участка коры головного мозга.
Глазнично-лобная зона является контролером правого полушария, которое в свою очередь является ведущим во младенчестве. Вероятнее всего это именно та зона, где создается наш эмоциональный словарь и распознавать чувства и ощущения, включая обработку эстетического опыта, такого как умение наслаждаться вкусом еды, получать удовольствие от прикосновений, созерцания красоты и т.п. В этой зоне коры циркулирует наибольшее число опиоидов, она так же задействована в процессе вознаграждения и получения любых положительных впечатлений.
В это же время глазнично-лобная зона коры вовлечена в управление эмоциональным поведением и участвует в формировании отклика на эмоциональные сигналы других людей и в целом во взаимоотношения с другими людьми. Эта управляющая роль сформирована в результате построения тесных нейронных связей с базовыми подкорковыми эмоциональными системами. Это важно для понимания системы управления эмоциональными откликами. Особенно важна эта роль, когда человек сталкивается с болезненным социальным опытом – таким, как например, боль от расставания с любимым человеком или неприятное чувство стыда.
Глазнично-лобная зона коры начинает развиваться практически с нуля уже после рождения ребенка и созревает к моменту, когда ребенок начинает ходить, обычно после года. Именно поэтому социальные способности младенца находятся в зачаточном состоянии. Но это не значит, что нужно просто терпеливо ждать, пока сформируется глазнично-лобная зона. Автоматически это не произойдет. Наоборот, формирование мозга зависит от того, какой именно опыт младенец получит в ходе взаимодействия с другими людьми. Построение мозга происходит в процессе получения опыта.
Продолжение следует …


cloto 12.11.2019 16:10
Работа над подготовкой семинара продолжается, поэтому увидеть весь текст конспекта можно будет в декабре, когда слушатели пройдут всю теоретическую и практическую часть семинара.

cloto 22.08.2019 20:30
Завтра – семинар «Самореализация родителей особого ребенка. Личная жизнь, личные цели»
В ПЯТНИЦУ на занятии Родительской Школы 23 августа с 14.30 до 15.30 на ул. Герцена, 74, кабинет 305. Занятие бесплатное, вход свободный, но требуется предварительная регистрация (отправьте sms на номер 8-958-149-40-19).
Справившись с первым шоком осознания болезни ребенка, организовав ребенку обследование и надлежащее лечение, коррекцию и реабилитацию, родители входят, наконец, в рутину ежедневного ухода. Вслед за этим рано или поздно появляются мысли о собственной самореализации, а дальше и тоска о потере личных целей в жизни.

Чем бы я хотел(а) заниматься? Где найти на это время? Буду ли я снова работать? Настанет ли такое время, когда я смогу заниматься не только проблемами ребенка, но и своими делами?

Некоторые чувствуют, что они так изменились за время болезни ребенка, что едва ли прежние увлечения будут им снова интересны. Как и когда искать что-то новое?

У некоторых всё уже так далеко зашло, что они близки к депрессии. Тогда появляется чувство, что ты в застое, где всё не имеет смысла, что ты устал и больше так не можешь, что тебе всё труднее быть активным и решать проблемы. Ты становишься безучастным к себе и не видишь больше никаких личных целей в жизни, кроме восстановления ребенка.

Могут ли занятия с психологом в психотерапевтической группе, помочь снова увидеть свои цели, помочь прожить смысл и открыть путь к самореализации?

ДАВАЙТЕ ВСТРЕТИМСЯ И ПОПРОБУЕМ ОТВЕТИТЬ НА ЭТОТ ВОПРОС КАЖДЫЙ ДЛЯ СЕБЯ!

cloto 27.11.2018 16:54
Традиционно считается, что для облегчения понимания ребенку с ЗПР необходима визуальная поддержка. Безусловно, на ранних этапах формирования познавательной деятельности ребенка так оно и есть. У большинства детей с ЗПР наступает момент в развитии психической сферы, когда полезно начать уменьшать использование картинок и больше опираться на речь. Бывают разные виды навыков, пишет С.Я Рубинштейн, в том числе и мыслительные навыки. Это означает, что навыки вербального (словесного) понятийного мышления также могут тренироваться. Именно так и были раньше сформированы навыки зрительно-образного мышления, которыми ребенок, взрослея, всё еще продолжает пользоваться. Стоит учесть, что познавательные процессы при ЗПР развиваются отсрочено, выходят за рамки возрастных периодов. По мере развития организма и созревания нервной системы появляется готовность к овладению вербальным понятийным мышлением. Предлагаю упражнения, задания и игры, направленные на формирование навыков вербального понятийного мышления у ребенка с ЗПР.
Упражнения и задания следует выполнять последовательно. Освоив одно, переходить к следующему. Обратите внимание, что ребенку предлагается работать с материалом только на слух.

1). Упражнение «Из каких групп предметов слова?».
Взрослый зачитывает ребенку слова, относящиеся к 2 - 3 группам, например, к мебели и животным. Ребенок должен на слух определить группы предметов.

2). Семантизация зрительно-пространственного материала.
Ребенку предлагается запомнить 10 (и более) предметных картинок, составляющих несколько семантических групп. Инструкция: «постарайся запомнить все картинки». Картинки убираются из поля зрения ребенка, и взрослый просит назвать, какие были картинки. Далее взрослый спрашивает, к каким группа предметов относились картинки. Не предъявляя картинок, ребенку дается задание составить с каждым словом, которое он запомнил, предложение.

3). Семантизация вербального материала.
Ребенку предлагается запомнить 10 (и более) слов, составляющих несколько семантических групп. Инструкция: «постарайся запомнить все слова». Сразу после предъявления материала взрослый просит назвать, слова, которые запомнил ребенок. Далее взрослый спрашивает, к каким группам предметов относились слова. Все слова зачитываются еще раз и после этого ребенка просят записать всё, что он запомнил, сортируя слова по названным группам. После чего ему дается задание составить с каждым из этих слов предложение.

4). Воображение и вербальное мышление.
А) Игра в ассоциации 1 этап. Используйте слова - стимулы, предлагая ребенку вызвать в своем воображении все ассоциации с предложенными словами. Обращайте внимание ребёнка на то, чтобы образы он связывал с пятью органами чувств. Побеседовав с ребенком, возьмите лист бумаги, напишите слово-стимул в центре страницы, и пусть ребенок напишет вокруг него свои слова-ассоциации. Вы тоже можете записывать свои ассоциации, чтобы показать ему пример. На первом этапе работы абстрактные понятия не используются. Пример слов-стимулов – море, кошка, дом, улица и др.

Б) Игра в ассоциации 2 этап. Используйте слова - стимулы, предлагая ребенку вызвать в своем воображении все ассоциации с предложенными словами. На втором этапе работы используются абстрактные понятия. Пример слов-стимулов – «пустыня – от слова пусто», страна, «животный мир» и др.

5). Восприятие текста и формирование понятийного мышления.
Ребенку зачитывается научно-познавательный текст, подобранный по возрасту и уровню развития ребенка. Вначале ребенку предлагается ответить на вопросы по тексту, ориентированные только на запоминание фактов. Удостоверившись, что ребенок достаточно хорошо запомнил текст, ему предлагается поиграть в ассоциации со словами-стимулам из текста. В качестве слов-стимулов используются ключевые понятия данного текста.

6). Контекст и понятийное мышление.
1). Ребенку зачитывается научно-познавательный текст, подобранный по возрасту и уровню развития ребенка.
а) Далее ему задаются вопросы о том, где и когда ему могли бы понадобиться/пригодиться сведения, содержащиеся в этом тексте.
б) Далее ему предлагается назвать важные для понимания смысла текста слова. Текст зачитывается еще раз.
в) Ребенка просят пофантазировать и представить событие\ситуацию, где он успешно рассказывает этот текст.

2) Ролевая игра «Рассказываю младшим детям о … (например, материке Африка). Предварительно проводится беседа с ребенком о том, как он повзрослел и чему научился в школе. Напоминается о том, что он недавно учил на уроках в школе (например, он изучал Землю, материки, океаны и острова). Задается вопрос о том, о каких материках он уже знает. После чего задается контекст ролевой игры.
Представь себе, что тебя, как школьника пригласили выступить перед детьми подготовительной группы детского сада с рассказом о материке Африка. Сейчас ты подготовишься к выступлению. Ребенку зачитывается научно-познавательный текст и ставится задача рассказать другим детям про Африку, для чего он должен слушая текст, который читает ему взрослый, выбрать ключевые слова, минуя этап ассоциирования, сразу составить с этими словами предложения.

О.А. Калиниченко – клинический психолог.


cloto 19.09.2018 10:26
Помогая детям с задержкой психического развития подготовиться к школе следует позаниматься такими вопросами, как развитие произвольного внимания и самоконтроля, развитие социально-коммуникативных навыков. Особое внимание нужно уделить формированию «модели психического» так как дети отстают в эмоционально-личностном развитии от сверстников. Модель психического — это концепция, которая описывает, как мы учимся понимать психические состояния себя и окружающих людей. Мною разработана психолого-педагогическая технология - программа «Внутренний мир» (автор О. А. Калиниченко), которая включает упражнения и задания по отработке 10 компетенций, таких как понимание эмоций, намерений и желаний других людей, умение ориентировать свое сообщение на слушателя, сосредоточение на мысли другого, преодоление эгоцентрической позиции в восприятии, чувствительность к этическому компоненту взаимодействия и другое. Ниже приведены несколько заданий и упражнений, для занятий родителей с ребенком с ЗПР.
Умение осмотреть на ситуацию глазами другого (преодоление эгоцентрической позиции)
Игра-история «Что подумала мама?». Ребенка просят предположить, что думали и чувствовали в той или иной ситуации другие люди. Берутся истории из личного опыта ребенка, в которых участвовали другие люди.
«Что подумала мама?». Мама на кухне готовила обед, а двое её детей – старший сын и младшая дочь играли вдвоем в комнате. Мама слышала их весёлые голоса. Внезапно в детской стало тихо. Мама решила посмотреть, что случилось. Она открыла дверь в комнату и увидела, что малышка плачет…
Вопрос: «Что подумала мама?».

Игра в сказку «Колобок в лицах». Каждому участнику предлагается описать события сказки от лица каждого из персонажей: Старика, Старухи, Колобка, Волка, Зайца, Лисы.

Для понимание желаний, намерений и мотивов других людей можно использовать игру «Зачем и почему». Сообщите ребенка, что сейчас вы поиграете с ним в игру «Зачем и почему». Задавайте ему вопросы о его повседневных делах и просите на них ответить (например, «зачем ты чистишь зубы?», «почему тебе нужно ходить в школу?», «почему зимой ты одеваешь тёплую шапку, а летом нет?», «зачем ты ходишь в гости к бабушке?»).

Для развития представлений о различных уровнях близости и типах взаимоотношений между людьми ребенку предлагается рассмотреть картинки (используется набор метафорических карточек «Я и все все все…») и разложить их по группам:
a. Мама и ребенок
b. Подруги\друзья
c. Брат и сестра
d. Семья – родители и дети
Задать вопросы и получить дополнительную информацию можно здесь же на этом сайте в разделе Консультации на моей странице (http://www.detkityumen.ru/conference/psiholog/65/)



cloto 19.09.2018 11:29
Информация о семинаре для родителей на странице центра, где я работаю, Ссылка

cloto 13.03.2017 14:38
Всем заинтересованным в данной теме сообщаю, что в ближайшую субботу 18 марта в 10.00 по адресу г. Тюмень, ул. 30 лет Победы, 81 – А, этаж 4. будет бесплатный семинар

Вопросы семинара:
- психологические особенности и социальные навыки у детей с ЗПР,
- особенности мозговой деятельности у детей с ЗПР,
- особенности школьного обучения детей с ЗПР по новым федеральным стандартам.

Семинар предваряет комплексную программу коррекции ЗПР, которую коллегиально составляют ведут разные специалисты. Будет презентация этой программы.

cloto 15.03.2017 17:37
Кто планирует быть на семинаре, позвоните, пожалуйста, администратору и зарегистрируйтесь, чтобы мы приготовили необходимое количество мест. Спасибо.
Телефоны 540 - 710 и 90-02-03

cloto 15.03.2017 17:40
Полностью о Программе коррекции ЗПР "Программа коррекции задержки психического развития (ЗПР) «Вместе вперед!»

Медико-психологическая программа адресована детям с ЗПР в возрасте от 4 до 8 лет и их родителям. Программа направлена на комплексное доразвитие систем, замедляющих созревание психики ребенка....

Можно прочесть здесь - Ссылка

Гость 14.09.2016 11:29
С интересом читаю Ваши материалы) Работаю с коррекционным классом. У всех детей абсолютно разные диагнозы и разный уровень. Хотела бы спросить, как Вы думаете, какие общие методики с ними можно проводить?

cloto 13.03.2017 14:44
Курсы повышения квалификации есть по этой теме. Здесь можно посмотреть 3-я и 4-я тема - Ссылка

cloto 12.08.2016 11:11
Для ребенка с задержкой психического развития требуется организовать целый комплекс мероприятий.


Начинаем с составления Индивидуальной программы

ПРИМЕР

Рекомендации по организации программы развивающих и коррекционных мероприятий
для М. Р. 5 лет (07.09.2010 г.р.).

 С целью устранение дефицитарности базовых предпосылок психической деятельности в целом и в частности предпосылок к школьному обучению, с целью улучшения социализации, смягчения задержки в формировании эмоционально личностной сферы ребенка и коррекции проблем в поведении рекомендуется организация и проведение следующих мероприятий.

 Задачи, которые должны быть поставлены в коррекционных мероприятиях:
- помощь в организации последовательного и целенаправленного поведения ребенка,
- расширение коммуникативных навыков,
- развитие и усложнение игры,
- улучшение понимания социальных ситуаций, приобретение навыков адекватных действий в этих ситуациях,
- устранение проблемного поведения
- задачи улучшения работы нейропсихологических механизмов приведены в индивидуальной программе нейропсихологической коррекции (прилагается).


Рекомендуемая последовательность мер:

В настоящий момент

Комплекс мер: медикоментозная терапия, психологическая коррекция, витаминотерапия и диета, физическая реабилитация, логопедическая помощь. Дополнением могут быть физиолечение, анималотерапия и другие согласованные с врачом мероприятия.

Организация дома коррекционно-развивающей среды: режим, введение системы контроля и мотивации, общесемейных ритуалов и др. (см. приложение 1). Освоение родителями навыков коррекционно-помогающего поведения.
Физическая активность, требующая координации, баланса и разнонаправленных движений (батут, езда на велосипеде, плавание).
Желательно ориентируясь на интересы ребенка, начать заниматься организованной физической активностью (спортом, танцами).
Посещение психолого-коррекционных коммуникативных групп (или психотерапевтических групп).
Организовать высокую ментальную активность: занятия и игры, направленные на развитие восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения, речи.
Развивающие занятия по интересам в группе сверстников (кружки, клубы и т.п.), обеспечивающие ребенку высокую интеллектуальную нагрузку и практику межличностных отношений.
Нейропсихологическая коррекция.
Логопедическая коррекция.

В последующем:

Ориентируясь на интересы ребенка, заниматься организованной физической активностью.
Обеспечить высокую ментальную активность (тренинг интеллекта, развивающие занятия и т.п.).
Посещение психолого-коррекционных коммуникативных групп со сверстниками (или психотерапевтических групп). Индивидуальная психотерапия по мере необходимости.
Нейропсихологическая коррекция.
Логопедическая коррекция.
Посещение занятий подготовки к школе.
Формирование просоциальных личностных установок, в частности школьной мотивации.
Кроме этого:
o Рекомендовано ведение дневника динамического наблюдения развития ребенка в свободной форме.
o Сопровождение семьи клиническим психологом.

Дневник родительских наблюдений.
№1
Общие изменения (заполняется раз в неделю)
дата поведение
в быту игра поведение в социальных ситуациях речь интеллект коррекция/
лечение/
обучение минусы подумать
обсудить
со специалистами затраты



№2
Проблемное поведение
вид частота продолжительность реакция\
поведение
взрослых подумать
обсудить
со специалистами дата
записи


При посещении специалистов следует собирать информацию о назначаемом лечении, о получаемых видах и методах коррекции и развития.
1) Цель назначенного препарата или вида воздействия (коррекции).
2) Какие задачи ставятся специалистом.
3) Какие ожидаются результаты?
4) Узнавать, в каком виде будет представляться родителям результат, и с какой частотой.
5) Узнавать, какие требования к родителям (помогающее поведение, задания для домашнего выполнения).
6) Постараться, если это возможно, получить копию индивидуальной программы занятий.

Индивидуальная программа
нейропсихологической коррекции
для М. Р. 5 лет (07.09.2010 г.р.).

Пояснительная записка к программе.
Методологически комплекс нейропсихологической коррекции опирается на современные (по А.Р. Лурия) представления о закономерностях развития и иерархическом строении мозговой организации ВПФ (высших психических функций) в онтогенезе (прежде всего — в ракурсе теории о трех функциональных блоках мозга); на учение Л. С. Цветковой о нейропсихологической реабилитации; на принцип «замещающего онтогенеза» (А.В.Семенович, Б.А.Архипов). Методически — на адаптированный вариант базовых нейропсихологических, телесно-ориентированных, этологических, театральных и иных психотехник применительно к детскому возрасту.
Программа нейропсихологическая коррекция предполагает проработку трёх базовых факторов или уровней психической деятельности, формируемым у ребенка. В нейропсихологическом контексте каждый из описываемых уровней коррекции имеет свою специфическую «мишень» воздействия. Методы I уровня направлены, прежде всего, на элиминацию дефекта и функциональную активацию подкорковых образований головного мозга; II уровня — на стабилизацию межполушарных взаимодействий и функциональной специализации левого и правого полушарий; III уровня — на формирование оптимального функционального статуса передних (префронтальных) отделов мозга.

Упражнения включены в три раздела.
Упражнения I уровня предполагают:
• дыхательные упражнения,
• массаж и самомассаж,
• работу с мышечными дистониями и патологическими ригидными телесными установками,
• оптимизацию и стабилизация общего тонуса тела,
• растяжки,
• релаксацию,
• работу с локальными мышечными зажимами,
• расширение сенсомоторного репертуара (глаза, речевой аппарат, шея, плечи, руки, ноги),
• формирование и коррекцию базовых сенсомоторных (одновременных и реципрокных) взаимодействий,
• формирование навыков внимания и преодоления стереотипов.

Упражнения II уровня предполагают:
• работу с соматогностическими, тактильными и кинестетические процессами,
• проработку зрительного гнозиса,
• проработку пространственных и «квазипространственных» представлений,
• работу с кинетическими процессами,
• работу со слуховым гнозисом и фонетико-фонематическими процессами,
• развитие мнестических процессов,
• развитие номинативных процессов.

Упражнения III уровня предполагают:
• развитие произвольного внимания и самоконтроля,
• развитие программирования и целеполагания,
• развитие коммуникативных навыков.

Цель: устранение дефицитарности базовых предпосылок психической деятельности в целом и в частности предпосылок к школьному обучению.
Задачи общие:
- улучшение функционирования ряда мозговых факторов
- стабилизация и активация энергетического потенциала,
- повышение пластичности сенсомоторного обеспечения психических процессов,
- улучшение смыслообразующей функции психических процессов и произвольной саморегуляции.
Задачи частные:
 Улучшение соматогностических и тактильных процессов.
 Улучшение зрительного гнозиса.
 Улучшение слухового гнозиса и фонетико-фонематических процессов.
 Улучшение в кинестетическом факторе.
 Улучшение в кинетическом факторе.
 Усиление межполушарного взаимодействия.
 Развитие пространственных и квазипространственных представлений.
 Улучшение функций внимания.
 Улучшение мнестического и номинативного процессов.
 Улучшение процессов целенаправленности, саморегуляции.
 Улучшение познавательных процессов (восприятия, памяти, воображения и мышления).
В работе используются:
А) Методы формирующего обучения по Л.С. Цветковой.
Б) Нейропсихологические упражнения по методу замещающего онтогенеза А.В. Семенович.
В) Пособия Е. Бортниковой по развитию внимания, логического мышления, пространственно-временных представлений, развития связной речи и творческого воображения.
Г) Методика формирования пространственных представлений Н.Я. Семаго.
Также материалы и пособия других авторов.


В одном занятии содержится комплект из упражнений, относящихся к разным уровням психической деятельности, а также специальных заданий, ориентированных на решение поставленных задач. В течение недели дома следует отрабатывать один комплект. Занятия с ребенком рекомендуется проводить ежедневно в одно и тоже время, начиная с 15 – 20 минут и постепенно увеличивая время занятия до 30 – 40 минут.

КОМПЛЕКТ №1 (образец с пояснениями)

1. Упражнения I уровня.
А. Дыхательные упражнения.
1. Упражнение “Ныряльщик”
Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох.

Б. Упражнения на напряжение и расслабление.
1.Упражнение “Снеговик”. Представь, что ты только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.

В. Растяжки.
1.Упражнение “Сорви яблоки”. Исходное положение – стоя. Представь себе, что перед тобой растет яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удается. Посмотри на яблоню, видишь, вверху справа висит большое яблоко. Потянись правой рукой как можно выше, поднимись на цыпочки и сделай резкий вдох. Теперь срывайте яблоко. Нагнись и положи яблоко в небольшую корзину, стоящую на земле. Теперь медленно выдохни.
Выпрямись и посмотри налево вверх. Там висят два чудесных яблока. Сначала дотянись туда правой рукой, поднимись на цыпочки, вдохни и сорви одно яблоко. Затем подними как можно выше левую руку и сорви другое яблоко, которое там висит. Теперь наклонись вперед, положи оба яблока в стоящую перед тобой корзину и выдохни. Теперь ты знаешь, что нужно делать. Используй обе руки попеременно, чтобы собирать висящие слева и справа от тебя прекрасные большие яблоки и складывай их в корзину.


2. Упражнения II уровня.
Пространственные представления. Пространство собственного тела.
А. Формирование представления о вертикали (выше, ниже, над, под, между) – вначале работа с отражением лица ребенка в зеркале:
- Покажи и назови, что находится у тебя посередине лица.
- Твоя ладошка едет от бровей вниз. Перечисляй, мимо каких частей лица «проезжает» ладошка.
Вывод: всё, мимо чего проезжала ладошка, находится ниже бровей.
Б. Аналогичным образом при движении руки вверх относительно подбородка, формируется представление о том, какие части лица, находятся выше.
В. Аналогичные задания выполняются на изображениях лиц. Отрабатываются понятия «ниже чем», «выше чем».
Г. Игра «Я задумал». Вначале взрослый задумывает часть лица и загадывает ребенку загадку: «Я задумал часть лица: она находится выше, чем брови, но ниже, чем волосы. О какой части лица я говорю?». Затем, ребенок загадывает взрослому подобные загадки.
Д. Анализ расположений частей лица по параметрам: «Что на лице выше всего?», «Что на лице ниже всего?», «Что на лице ниже, чем…?» и т.п. Вводятся понятия: над, под, между.
Е. Смешные вопросы. Взрослый и ребенок по очереди задают друг другу придумывают забавные ситуации и задают вопросы типа «У Вани чернильное пятно под… Где у Вани чернильное пятно? Как это могло у него получиться?».

Ж. Конструирование.
- «Кубики Кооса» (выполняется в кабинете).
- Конструирование из палочек (бланк «Квадрат»).

Кинестетические процессы.
А. «Театр теней». Ребенок воспроизводит одну за другой ряд ручных поз, каждая из которых фиксируется в течение 20 — 30 с (двух-трех циклов дыхания); обязательное условие — полная сосредоточенность на каждой позе. Задание находится на бланке «Елочка».

Мнестические процессы
Упражнения на развитие различных видов памяти.
А. Тактильная и двигательная память. «Запомни форму». Ребенок с закрытыми глазами ощупывает фигуры разной формы (круг, треугольник, звездочка и т.д.), называет их и запоминает последовательность, в которой они ему предъявлялись. Затем он, не открывая глаз, сразу же или после небольшой паузы должен найти фигуры и выстроить в том же порядке.
Б. «Почувствуй и запомни позу». Стоящему или сидящему с закрытыми глазами ребенку придается какая-либо поза, затем она «снимается» (усложненный вариант — предлагается последовательно 2 — 3 позы). Задача — почувствовать и запомнить их, а затем воспроизвести в нужной последовательности.
В. Зрительная память. «Шапка-невидимка». В течение 3 с надо запомнить все предметы, собранные под шапкой, которая на это время поднимается, а затем перечислить их.
Г. Слуховая память. «Восстанови пропущенное слово». Ребенку зачитываются 5 — 7 слов, не связанных между собой по смыслу: корова, стол, стена, письмо, цветок, сумка, голова. Затем ряд читается заново с пропуском одного из слов. Ребенок должен назвать пропущенное слово. Вариант задания: при повторном прочтении можно заменить одно слово другим (из одного семантического поля, например корова —теленок; близким по звучанию, например стол — стон) ребенок должен найти ошибку.

Номинативные и мыслительные процессы
А. Задание на бланках «Что перепутал художник», «Назови животных».
Б. Отгадай загадки (бланк «Огурцы»).

3. Упражнения III уровня.
А. «Условный сигнал». Выполняя какое-либо действие (рисуя, участвуя в беседе и т.д.) и услышав условный сигнал, ребенок должен (на каждом занятии выбирается что-то одно): произнести определенное слово или что-то другие, о чем условились со взрослым.

Клинический психолог О.А. Калиниченко


Альсу 24.08.2016 00:50
Спасибо за статью! Обязательно воспользуюсь заданиями. Такие упражнения подходят, будут, полезны, думаю,не только детям с ЗПР, но и обычным детям.

cloto 15.02.2015 16:39
Из статьи Т.А. Сольниковой - Ссылка

Психические особенности детей с ЗПР

У детей с диагнозом ЗПР наблюдается синдром психического инфантилизма. Эмоциональная сфера школьников находится на более ранней стадии развития. Эмоции у ребёнка яркие, преобладает мотив получения удовольствия. Причины проявлений инфантилизма связаны с замедленным созреванием лобно-диэнцефальных систем мозга, более медленным развитием структур левого полушария, что проявляется также и в интеллектуальном недоразвитии, а именно в преобладании наглядно-действенного мышления, замедленности формирования абстрактно-логического мышления.

Основными проявлениями синдрома психического инфантилизма являются:
Неадекватная самооценка
Несформированность мотивационной сферы, проявляющаяся в невозможности соподчинения мотивов, желаний нескоординированность эмоциональных процессов
Эмоциональная незрелость характеризуется отсутствием или недостаточностью эмоциональных реакций. Для детей этой категории характерна также незрелость психомоторики, проявляющаяся в несформированности тонких движений.
В речевом развитии у этих детей наблюдается ограниченность словарного запаса, особенно активного, замедление овладения грамматическим строем речи, дефекты произношения, трудности овладения письменной речью.

У детей с ЗПР при врождённых нарушениях аффективно-волевой сферы поведение формируется по 2 типам:
Возбудимый тип — двигательная расторможенность, повышенная двигательная активность, агрессивные вспышки (раздражение, ярость, гнев), готовность к конфликтам, немотивированные перепады настроения, повышенная внушаемость, патологические влечения (курение, алкоголизация, ранняя сексуальность, склонность к побегам, бродяжничество, воровство, жестокость).
Заторможенный тип — замедленный темп деятельности, повышенная истощаемость, быстрая пресыщаемость в ходе выполнения задания, игры, дела; безынициативность, застенчивость, замкнутость, необщительность.

cloto 21.11.2013 10:32
Иногда грань между задержкой психического развития и отставанием в развитии с сопутствующей интеллектуальной недостаточностью у детей с органическим поражением головного мозга столь зыбкая, что в 3 – 5 лет трудно строить прогнозы по поводу «маршрута» обучения ребенка в дальнейшем. Лучше не полагаться на «авось», а приложить максимум усилий для стимулирования психического развития ребенка и коррекции нарушений.

Привожу пример индивидуальной комплексной ПРОГРАММЫ развития и коррекции для мальчика 5 лет.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ
З. Егор, 5 лет (12.04.2007 г.р.)
Цель: коррекция отставания психического развития.
Задачи:
1) Создать благоприятные условия для развития познавательной и эмоционально-личностной сферы ребенка, для чего потребуется:
o эмпатическое взаимодействие с мамой в совместной игре и в развивающих занятиях,
o комбинация ментальной и физической активности,
o помощь ребенку в организации, планировании и контроле своих действий,
o позитивный фон, на котором осуществляется обучение, ведение системы поощрений.
o создание дома обогащенной сенсорной среды для совместных с ребенком разнообразных двигательных и сенсорных игр.
2) Помочь обучиться саморегуляции своего психофизического состояния и двигательной активности, дифференцированному осознанию своих эмоций и чувств.
3) Помочь приобрести опыт коммуникации с другими детьми, прежде всего, со сверстниками, развить социальные чувства, интерес к совместной деятельности, навыки учета чувств и желаний других людей в своем поведении.

Рекомендуемая последовательность коррекционных мер на ближайший период:


Врачебные консультации - подбор лечения и медицинского сопровождения
(психиатр, невролог, остеопат, врач лечебной физкультуры)

Организация дома коррекционно-развивающей среды – введение режима, диеты*, обогащенной сенсорной среды**, занятий для развития (Приложение 1).

Освоение родителями навыков коррекционно-помогающего поведения:
1) комплекс «непрерывность - плавность перехода – подготовка начала – подготовка завершения»;
2) введение расписаний и планов с визуальными опорами для организации последовательного и целенаправленного поведения ребенка;
3) навыки предоставления помощи;
4) система поощрения и порицания;
5) стратегии устранения проблемного и нежелательного поведения.

Обеспечение ребенку адекватной физической активности с учетом рекомендаций врачей.

Гимнастика и физическая активность, требующая координации, баланса и разнонаправленных движений (батут, езда на велосипеде, плавание).

Для «снятие» импульсивности и гиперактивности используются занятия с песком, водой, глиной.

Организация ребенку ментальной нагрузки в виде коррекционно-развивающих занятий с педагогом-дефектологом (развитие познавательных процессов, а также представлений и знаний об окружающем мире), с клиническим психологом (формирование операционального обеспечения вербальных и невербальных психических процессов).

Коррекция нарушений речи:
1) занятия с логопедом
2) курсы лечения и реабилитации в соответствующих лечебных учреждениях.
3) занятия дома для стимулирования речевого развития, перехода от пассивной речи к активной речи (Приложение 2).
Посещение психолого-коррекционных коммуникативных групп (со сверстниками)

1) Организация наблюдения в динамике:
a. Рекомендовано ведение дневника динамического наблюдения развития ребенка в свободной форме.
b. Сопровождение семьи клиническим психологом (обсуждение результатов, уточнение Индивидуальной коррекционной программы):

Клинический психолог: О.А. Калиниченко

cloto 15.10.2013 10:15
Родителям особых детей рекомендую прочесть книгу «Тайны мозга вашего ребенка», которая сейчас продается в магазине «Знание».

В своей новой книге авторы бестселлера «Тайны нашего мозга», известные ученые-
нейробиологи Сандра Амондт и Сэм Вонг, обобщают мировой опыт исследования мозга за последние 20 лет, и доступно рассказывают, как работает и развивается мозг ребенка. Книга освещает удивительные и интереснейшие факты о функционировании загадочного «природного
компьютера» в период от внутриутробного развития до совершеннолетия, развенчивает многие мифы и псевдонаучные взгляды. В книге есть глава – «Ухабы на дороге», в которой один раздел посвящен стрессу и устойчивости к нему, второй – аутизму, и третий – синдрому дефицита внимания и гиперактивности. Ссылка


cloto 08.10.2013 21:32
Как проверить уровень психического развития ребенка 4 - 5 лет.
Проведение обследования:

Выберите пункт, соответствующий хронологическому возрасту вашего ребенка. Причем, если малышу четыре года и пять месяцев, выбирается пункт, соответствующий четырем, а не четырем с половиной годам. На листе проставьте плюсы против тех вопросов, на которые вы можете дать положительные ответы, и минусы, если ответы отрицательные.

4 ГОДА

Общая осведомленность. Назвать свое имя, фамилию, пол; вопрос о половой принадлежности задавать в следующей форме: “Ты девочка или мальчик?”; (положительная оценка – все названо правильно).

Общая понятливость. Назвать несколько показываемых предметов и обобщающее слово (как это можно назвать одним словом?); положительная оценка – правильно названо обобщающее слово (обувь, одежда, посуда, транспорт).

Концентрация внимания. Назвать три цифры (послушай внимательно, сейчас я назову три цифры: 3, 8, 5 - повтори); положительная оценка – правильно названы все три числа.

Практическое математическое мышление. Сосчитать 4 предмета (посчитай, сколько перед тобой кубиков); положительная оценка – сосчитал правильно и без подсказок.

Индуктивное мышление. Знание простейших геометрических форм: круга и квадрата (какой формы мяч?, какой формы окно?); положительная оценка – из трех вопросов два правильных ответа.

Опыт восприятия. Сравнить длину линий (подготовьте комплект из трех линий или полос бумаги разной длины, трижды покажите ребенку по две из них. Вопрос: “Какая длиннее?”); положительная оценка – при двух правильных ответах.

5 ЛЕТ

Общая осведомленность. Какое сейчас время года, время суток (утро, день, вечер); положительная оценка – все названо правильно.

Общая понятливость. Понимание простейших причинно-следственных отношений (почему мама стирает одежду?); задается один вопрос; положительная оценка – при правильном ответе.

Концентрация внимания. Использование знаний об абстрактных геометрических формах (посмотри внимательно и назови, какие есть вокруг нас круглые и квадратные предметы); два правильно названных предмета – положительная оценка.

Практическое математическое мышление. Сосчитать несколько предметов с переходом через десяток (до 15); ( сосчитай, сколько здесь кубиков).

Индуктивное мышление. Назвать назначение предметов обихода (за- чем нужен стол, стул, ручка, кастрюля?). Сразу показывайте три предмета или картинки с их изображениями); положительная оценка – правильно объясняется назначение двух предметов.

Опыт восприятия. Различение основных цветов (какого цвета карандаш?”. Показывайте красный, синий, желтый); положительная оценка – при безошибочном ответе.

Интерпретация результатов :

Если вы не поставили ни одного минуса, уровень психического развития ребенка соответствует возрастной норме.

Имеется два минуса и более – развитие малыша проходит своеобразно, несколько иначе, чем у большинства сверстников. Поэтому рекомендуется консультация детского психолога, который даст конкретные советы по воспитанию и обучению ребенка.

Если минус только один – переходим к дополнительному обследованию.

Дополнительное обследование

Ребенок тестируется по пункту, который соответствует предыдущему возрастному периоду: если крохе меньше четырех лет, тогда – минус полгода; если малышу больше четырех лет – минус один год. Порядок проведения такой же, как и в основном обследовании.

Если среди ответов нет ни одного минуса, уровень психического развития соответствует возрастной норме.

Имеется хотя бы один минус – рекомендуется консультация психолога.

Р.S. Не забывайте: если вашему крохе недавно исполнилось четыре года, а он пока не научился, скажем, считать до четырех, не паникуйте. Ведь для освоения этого навыка у малыша есть еще целый год!


Автор: Валерия КУКСА - детский психолог
Ссылка

cloto 20.09.2013 14:51
О задержке психического развития (ЗПР).

Обычно, это легкое интеллектуальное недоразвитие у детей, которым после рождения «ставили» минимальную мозговую дисфункцию.
Однако, замедлиться темп созревания психики ребенка может и позже в результате «экстремальных» для ребенка обстоятельств, например, продолжительной болезни, перенесенной операции, эмоциональной травмы и др.

Типы ЗПР
Задержку психического развития принято делить на четыре группы.

Первый тип - ЗПР конституционального происхождения. Для этого типа характерна ярко выраженная незрелость эмоционально-волевой сферы, которая находится как бы на более ранней ступени развития (психический инфантилизм). Нужно понимать, что психический инфантилизм - это не болезнь, а скорее некоторый комплекс заостренных черт характера и особенностей поведения.
Такой ребенок часто несамостоятелен, тяжело приспосабливается к новым для него условиям, часто сильно привязан к маме и в ее отсутствие чувствует себя беспомощным; для него характерен повышенный фон настроения, бурное проявление эмоций, которые при этом весьма неустойчивы. К школьному возрасту у такого ребенка на первом плане все еще стоят игровые интересы, тогда как в норме им на смену должна прийти учебная мотивация. Ему трудно принять какое-либо решение без посторонней помощи, сделать выбор либо совершить над собой любое другое волевое усилие. Такой малыш может вести себя весело и непосредственно, его отставание в развитии не бросается в глаза, однако при сравнении со сверстниками он всегда кажется чуть младше.

Второй тип – ЗПР соматогенного происхождения бывает у ослабленных, часто болеющих детей. В результате длительной болезни, хронических инфекций, аллергий, врожденных пороков развития может сформироваться задержка психического развития. Это объясняется тем, что на протяжении долгой болезни, на фоне общей слабости организма психическое состояние малыша тоже страдает, а, следовательно, не может полноценно развиваться. Низкая познавательная активность, повышенная утомляемость, притупление внимания - все это создает благоприятную ситуацию для замедления темпов развития психики.

Третий тип – ЗПР психогенного происхождения. Основная роль отводится социальной ситуации развития малыша. Причиной этого типа ЗПР становятся неблагополучные ситуации в семье, проблемное воспитание, психические травмы, что может повлечь за собой преобладание в характере малыша таких черт, как нерешительность, несамостоятельность, отсутствие инициативы, боязливость и патологическая застенчивость.

Четвертый тип - ЗПР церебрально-органического происхождения. Это то, что врачи называют «органическими заболеваниями» головного мозга ребенка.

cloto 20.09.2013 14:55
Для коррекции ЗПР любого типа необходима высокая МЕНТАЛЬНАЯ (направленная на функционирование мозга, особенно коры головного мозга) нагрузка
Интенсивный интеллектуальный тренинг должен быть направлен на развитие у ребенка познавательных процессов:
- внимания,
- восприятия,
- всех видов памяти,
- мышления,
- воображения,
а также речи

При ЗПР проявляется:
Нарушение восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Например, ребенку может быть сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве.
Если говорить об особенностях памяти у детей с ЗПР, то здесь обнаружена одна закономерность: они значительно лучше запоминают наглядный (неречевой) материал, чем вербальный. Кроме того, установлено, что после курса специального обучения различным техникам запоминания показатели ребят с ЗПР улучшались даже по сравнению с нормально развивающимися детьми.
ЗПР нередко сопровождается проблемами речи, связанными в первую очередь с темпом ее развития. Другие особенности речевого развития в данном случае могут зависеть от формы тяжести ЗПР и характера основного нарушения: так, в одном случае это может быть лишь некоторая задержка или даже соответствие нормальному уровню развития, тогда как в другом случае наблюдается системное недоразвитие речи - нарушение ее лексико-грамматической стороны.
У детей с ЗПР наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно-логическое мышление. К началу школьного обучения дети с ЗПР не владеют в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование).

Уважаемые родители, обратите, внимание, что ЗПР (задержка психического развития) нередко сопровождается проблемами речи, связанными в первую очередь с темпом ее развития.
Если у ребенка снижена познавательная активность, повышена утомляемость, притуплено внимания, а в поведении отмечается импульсивность, эмоциональная неустойчивость, то, возможно, у него есть и замедление темпов развития психики.
Есть такой тип ЗПР (задержки психического развития), который имеет соматогенное происхождение, что бывает у ослабленных, часто болеющих детей. В результате длительной болезни, хронических инфекций, аллергий, астмы, сахарного диабета и ряда других заболеваний может сформироваться задержка психического развития.
Любой из типов ЗПР не является препятствием на пути к освоению общеобразовательных программ обучения, которые, однако, требуют определенной корректировки в соответствии с особенностями развития ребенка.

cloto 20.09.2013 15:02
Родители, которые взялись помочь ребенку в преодолении задержки психического развития могут поставить перед собой следующие задачи:


1) Создать благоприятные условия для развития познавательной и эмоционально-личностной сферы, для чего потребуется:
o эмпатическое взаимодействие с близкими в совместной игре и в развивающих занятиях,
o комбинация ментальной и физической активности,
o помощь ребенку в организации, планировании и контроле своих действий
o позитивный фон, на котором осуществляется обучение, ведение системы поощрений.
o игра дома в совместные с ребенком разнообразные двигательные и сенсорные игры для стимулирования развития крупной и мелкой моторики.

2) Помочь ребенку обучиться саморегуляции своего психофизического состояния и двигательной активности, дифференцированному осознанию своих эмоций и чувств.

3) Помочь приобрести опыт коммуникации с другими детьми, прежде всего, со сверстниками, развить социальные чувства, интерес к совместной деятельности, навыки учета чувств и желаний других людей в своем поведении.


cloto 20.09.2013 15:06
Базой для формирования познавательных процессов являются двенадцать основных нейропсихологических факторов (механизмов), развитие которых продолжается примерно до 9 - 10 лет. Тренируются эти механизмы специальными нейропсихологическими упражнениями.

cloto 29.09.2013 17:05
Возможные варианты индивидуальных программ коррекции ЗПР

Программа коррекция задержки развития психических процессов
для К.Н. 06.11.2009 г.р.

1. Формирование способности производить пространственные дифференцировки, сочетать действенно достигаемые результаты с наглядно заданными целями.
2. Формирование способность зрительного восприятия геометрических фигур, понимание отношения части и целого, сходства и различия.
3. Формирование умения учитывать размеры предмета и соотносить их.
4. Усвоение функциональных значений предмета.
5. Развитие понимания количественных отношений.
6. Формирование умения группировать предметы по разным признакам.
7. Формирование пространственных представлений.
8. Развитие всех видов внимания.
9. Развитие всех видов памяти.
10. Развитие речи в монологе и в диалоге и расширение словарного запаса; повышение культуры общения.
11. Улучшение крупной и тонкой моторики.
12. Формирование мыслительных операций.
13. Формирование умений устанавливать логические связи и последовательность событий, понимать условный смысл.
14. Развитие познавательной мотивации и волевой регуляции своей познавательной деятельности.
15. Развитие общей осведомленности.
В качестве разминки используются упражнения, направленные на развитие нейропсихологических механизмов.
Клинический психолог О.А. Калиниченко.


Индивидуальная программа нейропсихологической коррекции и развития познаватеьных процессов для И.В 6 лет.

Процессы, на которые направлены коррекционные упражнения:
1. СОМАТОГНОСТИЧЕСКИЕ, ТАКТИЛЬНЫЕ И КИНЕСТЕТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
2. ЗРИТЕЛЬНЫЙ ГНОЗИС
3. ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ И «КВАЗИПРОСТРАНСТВЕННЫЕ» ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
4. КИНЕТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
5. СЛУХОВОЙ ГНОЗИС И ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
6. МНЕСТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
7. НОМИНАТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ
В одном занятии содержится комплект из упражнений – по одному или несколько из каждого процесса. В течение недели дома ежедневно следует отрабатывать один комплект.

КОМПЛЕКТ №1
1. «Хасты». Ребенок воспроизводит одну за другой ряд ручных поз, каждая из которых фиксируется в течение 20 — 30 с (двух-трех циклов дыхания); обязательное условие — полная сосредоточенность на каждой позе. Хасты выполняются в той же последовательности, что и на рис. 1.


Рис.1
2 А. (Можно заменить дома наборами пазлов от простых к более сложным). «Разрезные картинки». Даются два одинаковых изображения: целое (образец) и разрезанное на несколько частей: на две (по горизонтали, вертикали) на четыре, шесть, девять; на части в виде полос, квадратов или любой неправильной формы. Ребенок складывает разрезанное изображение сначала по образцу, затем без него. Количество фрагментов должно соответствовать актуальным возможностям ребенка. Постепенно оно увеличивается, а элементы усложняются по конфигурации.
2 Б. «Загадочные рисунки». Нужно разглядеть, раскрасить и сосчитать изображенные на рисунке предметы (рис. 2).

Рис. 2
3. А Освоение телесного пространства. Формирование пространственных представлений связано с использованием разных систем ориентации в пространстве (видимом и воображаемом). Базовой и наиболее естественной, онтогенетически более ранней и закрепленной всем опытом человека системой ориентации является схема тела.
Формирование у ребенка пространственных представлений — одно из важнейших условий его успехов. Пользоваться здесь нужно всем богатым арсеналом внешних опор, маркеров («сено - солома»), которые заставили бы его буквально убедиться в том, что существует правая и левая сторона, верх и низ, и это неизбежно и неизменно.
Первым шагом должна стать маркировка его левой руки с помощью цветной тряпочки, часов, браслета, резинки и т.п.; или можно прикрепить значок у сердца. Таким образом, вы даете ребенку прекрасную опору для дальнейших манипуляций с внешним пространством — ведь представление о нем строится вначале от его собственного тела, а уже потом превращается в абстрактные пространственные представления. Теперь он знает, что «слева» — это «там, где красная тряпочка». На это знание можно нанизывать обширный репертуар сведений о внешнем мире. Такие маркеры на первых этапах должны присутствовать на нем постоянно. Но ведь есть еще верх (голова, бант, солнце) и низ (ноги, пол, ботинки, трава).
Базовое упражнение на формирование пространственных представлений заключается в том, что каждое из направлений связывается (закрепляется) с определенным движением, например: «вперед», «назад», «вверх», «вправо» и «влево» — простой шаг или прыжок на двух ногах, шаг или прыжок с разворотом в соответствующую сторону; «вниз» — приседание. Здесь же закрепляются понятия «дальше», «ближе» и т. п. Вначале ребенок выполняет движения вместе со взрослым, который и поясняет (означивает) каждое направление. Большую пользу здесь приносит зеркало, перед которым движения выполняются.
Далее происходит постепенное «сворачивание» движения, а также переход от совместного к самостоятельному выполнению, переход из внешнего во внутренний план. Так, по инструкции ребенок переходит от движений всем телом к показу названного направления рукой или поворотом головы, а затем — только взором.
3 Б «Квазипространственные» (логико-грамматические) речевые конструкции
«Где лежит карандаш?». Положите карандаш на тетрадь и предложите ребенку определить его положение относительно тетради («Карандаш лежит на тетради, а тетрадь..., а стол...»). Так поиграйте, перекладывая карандаш под, в, слева от тетради, поднимая его над, пряча за или помещая перед тетрадью. Каждый раз просите ребенка составить предложение про тетрадь и карандаш, обращая его внимание на то, что в предложении меняется предлог. Зачем поменяйте эти предметы местами («Тетрадь лежит под карандашом»).
Когда ребенок освоит задание, проделайте его заново, но на этот раз попросите называть только соответствующий предлог.
4 А. Динамическая организация двигательного акта. Ловкость
Динамическая организация движения связана с переходом от единичных двигательных актов к системе или серии однотипных или различающихся движений, составляющих единую «кинетическую мелодию».
Трудности выполнения моторных программ могут быть связаны с ограниченным объемом возможных движений. Базой для преодоления этой недостаточности являются упражнения из раздела I (соматические, тактильные и кинестетические процессы). Мы продолжаем развивать и автоматизировать усвоенные навыки на более высоком уровне. Следует еще раз подчеркнуть, что при освоении новых паттернов ребенок должен опираться не только на внешний образец и собственные ощущения (которых может быть недостаточно), но и на дополнительную зрительную информацию о себе, для чего используются зеркала, в которые ребенок смотрит при выполнении движений. Содержанием отдельных паттернов (циклов, серий) могут быть различные движения, позы, определенное сочетание звуков (пачки ритмов), орнаментов, предметов или фигур.
Игра «Идем к морю на встречу с дельфинами»
4 Б Графические способности.
Клинический психолог О.А. Калиниченко.


cloto 16.10.2013 11:47
Теперь о групповых занятиях.

С целью улучшения механизмов социализации для детей с задержкой психического развития в групповых занятиях должны решаться следующие коррекционно-развивающие задачи:
- развитие способности удерживаться в контексте групповой работы и выполнять целенаправленные действия,
- развитие вербально-социального регулирования (взамен сенсорно-моторному), развитие способности к саморегуляции,
- развитие коммуникативных навыков и стратегий поведения, направленного на взаимодействие со взрослым и со сверстниками.
Желательно, чтобы групповое занятие носило структурированный характер, чтобы в процессе работы группы осуществлялся постепенный переход от игрового контекста к интеллектуальному и социально-коммуникативному тренингу.
Примерный план занятия для детей 7 – 9 лет. Первые занятия должны быть увлекательными для детей и не сложными (на знакомом материала), чтобы сформировать устойчивую мотивацию, основанную на их позитивном опыте успешного выполнения предложенных заданий. Занятие состоит из трех частей:
1) Выполнение интеллектуальных и социально-коммуникативных заданий за столом.
2) Подвижные социально-коммуникативные упражнения в круге.
3) Игра с игрушками (на первых этапах).
1) За столом.
a. Сегодня мы поговорим о животных, которые часто встречаются нам в сказках и в других произведениях. За правильные ответы каждый будет получать жетоны. Которые обмениваются на приз (6 жетонов – 1 приз)
b. Угадайте, о каких животных идет речь.
Не король, а в короне,
Не гусар, а при шпорах.
На часы не взглядывает,
А время знает. (Петух)

Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет,
Кур крадет. (Лиса).

Как соску, лапу в рот положит,
Иначе он заснуть не может. (Медведь).

Заворчал живой замок,
Лег у двери поперек. (Собака).

Пробирается к корыту,
Оттирает всех бочком,
Покупатель неумытый,
С неразменным пятачком. (Поросенок).

У него большие уши,
Он уперт и непослушен,
И хотя сам не велик,
Но везет, как грузовик. (Осел).

Зубатый, мохнатый,
Как сметану есть начнут,
Песню так и запоет. (Кот).

Рыжий молокозавод
День жует и ночь жует.
Ведь траву не так легко
Переработать в молоко. (Корова).

Панцыро каменный – рубаха,
А в рубахе - … (черепаха).

Развалился , как на пляже.
Может, рядышком приляжем?
Нет, опасно, проходи:
Загорает … (крокодил).

А теперь проверим, кто был внимательным. Запишите названия всех животных, о которых шла речь в загадках. Распределите данные слова в две группы. Дайте название каждой группе. (Домашние и дикие животные).

c. Вспомните из книг, какие имена, отчества или прозвища есть у этих животных.
i. Петушок – Золотой гребешок
ii. Лиса – Алиса и Кот – Базилио
iii. Поросенок Пятачок, Ниф-ниф…
iv. Ослик – Иа.
v. Черепаха – Тортила
vi. Крокодил – Гена
vii. Корова - Мурка
d. Узнайте названия сказки по нескольким словам, относящимся к ней.
i. Сапоги, маркиз, людоед («Кот в сапогах).
ii. Старик, старуха, рыбка («Сказка и рыбаке и золотой рыбке»).
iii. Дома, братья, волк («Три поросенка»)
iv. Шарманщик, ключ, полено («Золотой ключик или приключения Буратино»).
e. Выберете картинки со знакомыми вам сказочными персонажами и наклейте их на общий лист. Дети по очереди рассказывают из какой сказки выбранная ими картинка, кто на ней изображен, чем понравился им этот герой, о чем эта сказка и чему учит эта история (эмоциональный, социальный контекст).
2) Игры в круге.
a. Посмотрите друг на друга внимательно, отгадайте, о ком я веду речь …Описание внешности ребенка… Описание знакомого поведения… Описание хороших качеств, присущих всем. Какой можно сделать вывод, чем люди отличаются друг от друга, а чем они похожи друг на друга?
b. Раздаются карточки с животными. Дети должны ходить, прыгать по комнате и издавать звуки этого животного. Все действуют одновременно. По команде все замирают. Вспоминают, кого изображал каждый ребенок.
c. Игра «Спящий медведь». Кто-то изображает спящего медведя, остальные ходят вокруг него и собирают рассыпанные по полу желуди. Ведущий читает стих, на последних строчках, которого медведь просыпается и ловит кого-то из участников игры, который потом в свою очередь исполняет роль медведя.
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру,
А медведь не спит,
Все поймать норовит!
d. Релаксационная игра «Спящий котенок». Звучит колыбельная, котенок засыпает, у котенка мерно поднимается и опускается животик, котенок урчит, мурлычет во сне. Ведущий хвалит каждого котенка.
3) Обсуждение сидя в кругу на полу того, что каждый ребенок сделал хорошо на этом занятии. Каждый говорит о себе, что ему понравилось делать, за что его можно похвалить. Затем по просьбе ведущего дети также говорят о каждом участнике. Вручение призов за заработанные жетоны.

Теги

блог воспитание дети дизайн дом дочь интерьер красота молодая мама недвижимость психология ремонт родители семья сказки стихи тюмень шамонин школа юристпонедвижимости

Популярные блоги

cloto 44487 0
Grea 18686 0
Melvia 13174 0
Batonchik 8742 0
Голосуем!
Что Вы используете для красоты и молодости лица?
19% самомассаж / фейсфитнес
6% скребок гуаша
6% роликовый массажер
8% дарсонваль / микротоковой массажер
4% массаж у косметолога
33% использую маски и крема
10% уколы красоты
13% ничего не делаю
Авторские торты Анастасии Протыняк

Создам для Вас детские, корпоративные, свадебные, торты ко дню рождения и юбилею, к любому Вашему празднику!

Подробные условия