Главная /  Блог / cloto / Ребенок с особенным развитием. Советы клинического психолога.

Ребенок с особенным развитием. Советы клинического психолога.

08.09.2013
cloto

В последнее время я получала много вопросов по поводу адаптации малышей с особенным развитием в детском саду.

Блог - cloto

Ребенок с особенным развитием. Советы клинического психолога.

Полезна: 5 голосов Не полезна: 1 голос

cloto 19.03.2017 15:21
К вопросу о пользе нейропсихологического тренинга

"Почему вам трудно запоминать новое?

Память — это интересная штука. Бывает, прочитав какую-то книгу, мы не можем вспомнить название или 5-7 ключевых мыслей из неё. Регулярно забываем о важных датах и постоянно испытываем неловкость от того, что не можем вспомнить имя нового знакомого.

Хорошая новость: вы не глупы и не ленивы.
Плохая: с годами всё будет ещё хуже.

Дело в том, что наш мозг не изменился за последние 200 лет. А вот объём знаний вырос многократно.
Только представьте. Сегодня мы получаем столько информации в неделю, сколько 200 лет назад крестьянин получал за всю жизнь!

Главная ошибка: мы пытаемся всё запомнить так же, как это делал тот самый крестьянин. Но это невозможно. Старые методы не работают."


cloto 20.11.2016 20:04
Такой подход в коррекции, где естественная для ребенка дошкольника игровая деятельность рано заменяется на учебную (занятия за столом со специалистом), не компенсирует задержку психического развития, а наоборот поддерживает его.
На эту тему привожу высказывание клинического психолога, ученого А. Григорьевной.
"...С раннего детства родители уделяют огромное внимание логике, письму, счету, чтению, не учитывая при этом особенности детской нейрофизиологии. Активная стимуляция функций коры головного мозга, к которой относятся все вышеперечисленные виды деятельности, приводит к дефицитарному развитию подкорки, приоритетами которой являются эмоциональная сфера, творчество, игра, двигательная активность. Родители строят пирамиду детского развития сверху вниз, способствуя асинхронии в развитии центральной нервной системы и — как следствие — дезадаптации ребенка. В то же время следование естественному ритму развития ребенка, предоставление свободы заниматься теми видами деятельности, которые сообразны возрасту ребенку, закладывает прочное основание для его гармоничного личностного развития".

Источник: Ссылка Thezis.ru Гуманитарные дискуссии

cloto 13.03.2016 10:57
Уважаемые читатели блога, если кого-то хочет позаниматься со своим ребенком в домашних условиях формированием у него пространственных и пространственно-временных отношений (наладить соответствующие нейропсихологические механизмы), которые лежат в основе овладения письмом, чтением и счетом. Можно поучаствовать семинаре для специалистов, присоединиться к группе слушателей 24.03 с 16.00 до 19.00. Тема семинара «Нейропсихологические методики формирование пространственных и пространственно-временных представлений как основы для навыков письма, чтения и счета». Стоимость для родителей 550 рублей (без выдачи сертификата), тем для уточнений 540-710 и 90-02-03 Ссылка .
Также родители могут посетить и другие семинары:
17.03.16 в 16.00 на тему «Метод «расписаний» и визуальных опор для детей с трудностями понимания речи».
31.03.16 в 16.00 на тему «Протестное и демонстративное поведение ребенка».
07.04.16 в 16.00 на тему «Ребенок с дефицитом внимания и гиперактивностью».
14.04.16 в 16.00 на тему «Замена проблемного и нежелательного поведения на новое у детей с ментальными нарушениями».

cloto 19.01.2016 18:26
НЕКОТОРЫЕ ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

«… Первая проблема состоит в том, что, начиная коррекционную работу, мы вторгаемся во внутренний мир ребенка с аутизмом, в его жизнь, хотя сам он не просит нас об этом, а порой и сопротивляется доступными ему способами. Имеем ли мы на это право? Не случится ли так, что хрупкое внутреннее равновесие, существующее в душе ребенка, которое он поддерживает, например, при помощи постоянной аутостимуляции, будет нарушено нами? Этот вопрос должны для себя решить совместными усилиями родители и специалисты, прежде чем приступать к активному коррекционному вмешательству. Если у родителей есть тревога и сомнение, не навредит ли предлагаемый специалистом коррекционный подход их ребенку, лучше не прибегать к такой помощи. Как правило, родители чувствуют — по крайней мере, должны и могут чувствовать — своего ребенка лучше, чем самый компетентный профессионал, поэтому их интуиции, необходимо доверять. Функция же специалиста в данном вопросе — продумать: а что я смогу предложить ребенку взамен уже существующих у него способов взаимодействия со средой? Сможет ли ребенок применять новые коммуникативные навыки с пользой для себя? Доверие родителей к специалисту, основанное на любви к ребенку, осторожная уверенность специалиста в том, что он своим воздействием не навредит, совершенно необходимы для того, чтобы коррекционная работа помогла реализовать потенциал развития, который заложен в ребенке.

Вторая проблема касается того, каким должно быть соотношение требований социума (в частности — пожеланий родителей о том, какими бы они хотели бы видеть своих детей) и возможностей ребенка. Говоря другими словами, родителям и специалистам важно понять, насколько адекватны их требования к ребенку, насколько они реалистичны по сравнению с его актуальным состоянием. Кроме того, чтобы пытаться «изменить» ребенка, надо быть уверенным в том, что это действительно нужно ему, а не нам, т.е., что эти изменения (например, приобретение новых навыков) помогут ему в будущем.

Третья проблема тесно связана с предыдущей и состоит в том, что мы обязаны решить, в какой мере мы будем ребенка к чему-либо принуждать против его воли и как мы будем это делать. В современном западном (или псевдозападном) обществе любое насилие — в самом широком смысле слова в воспитании и обучении большинством здравомыслящих людей воспринимается как нечто отталкивающее, нежелательное. В то же время, в той или иной форме, все родители хотя бы иногда нарушают волю своих детей для того, чтобы научить их следовать правилам поведения, принятым в семье и обществе. Крайне редко встречаются семьи, в которых детям разрешается все, чего бы они ни захотели, где никогда не применяют метод «кнута и пряника» для того, чтобы ребенок выполнил то или иное требование взрослого. Различными могут быть: адекватность требований по отношению к ситуации и возможностям ребенка; степень выражения понимания и любви в момент предъявления требования; последовательность взрослого в своих требованиях; соотношение частоты употребления в качестве воспитательного воздействия положительного подкрепления и наказания и др.
В силу нарушений поведения, характерных для аутизма, в любой семье, в которой есть такой ребенок, сталкиваются с проблемой насилия — т.е. выполнения по отношению к нему какого-то действия вопреки его желанию, выражаемому явным образом. В некоторых случаях приходится вести ребенка непривычным маршрутом, несмотря на то, что он падает на землю и кричит. Иногда приходится прекращать купание и укладывать ребенка спать, хотя он плачет и кусает себе руку, показывая, что хочет продолжать игру с водой. Такие моменты, как правило, достаточно трудны и для ребенка, и для родителей. На наш взгляд, и в повседневной жизни, и при обучении совершенно необходимо продумать, в каких ситуациях, почему и как мы будем идти против желаний ребенка. Важно, чтобы формирование новых навыков поведения помогло избежать необходимости применения такого насилия в будущем.
На начальных этапах коррекционной работы — в частности по методам поведенческой терапии — некоторое насилие неизбежно. Родители и специалисты должны вместе решить, сможет ли ребенок пережить это без вреда для себя, смогут ли они проявлять любовь и спокойствие в тот момент, когда ребенку будет трудно, есть ли у них что-то, что они предложат ребенку для того, чтобы его усилия были вознаграждены. Только разрешив эти вопросы, имеет смысл начинать коррекционную работу. Действовать вслепую при работе с аутичными детьми — как и с любыми другими — нельзя. В то же время, как уже отмечалось выше, надо обязательно не отвергать или оставлять без внимания родительскую интуицию, основанную на любви к своему ребенку, а внимательно прислушиваться к ней, — методики и знания не могут ее заменить.


Достаточно сложная этическая проблема: до какой степени специалист может вмешиваться в жизнь семьи, в которой есть ребенок с аутизмом? На наш взгляд, специалисту крайне важно избегать брать на себя роль эксперта, знающего ответы на все вопросы. Все советы, которые могут быть даны, должны быть сформулированы как рекомендации, которые родители могут принять к сведению — не более того. Если специалист начинает заниматься с ребенком, он должен быть максимально открыт контакту, объяснять все непонятные в работе моменты, принимать к сведению все соображения, высказываемые родителями. Если возникает противоречие во мнениях относительно того или иного аспекта обучения, коррекции или воспитания, то специалист несет ответственность за то, чтобы его точка зрения не воспринималась родителями как истина в последней инстанции. Всегда следует помнить о том, как много существует теорий и методик, относящихся к коррекции аутизма, о том, что ни у одной из этих методик нет монополии на истину. Поэтому специалист должен быть готов к сомнению и к тому, чтобы не скрывать своих сомнений от родителей ребенка, с которым он работает…

Вопрос о будущем возникает на протяжении всей коррекционной работы и является не менее острым, чем вопрос о прошлом. Обычно проблема будущего формулируется родителями так: «Станет ли он таким, как другие дети?», «Заговорит ли он?», «Пойдет ли он в школу?», «Что с ним будет, когда он вырастет?» и т.п. На эти вопросы надо отвечать крайне осторожно, поскольку велика опасность вселить в родителей ложную надежду или не менее ложное отчаяние. Психологическое состояние родителей может быть достаточно тяжелым, и оно может усугубиться в результате непродуманного слова специалиста. Следует избегать резких формулировок, переводить, по возможности, разговор в плоскость настоящего, где специалист и родители могут работать вместе, используя индивидуальный подход и знания в виде различных методик.
Особо следует остановиться на тех случаях, когда специалист работает с детьми, у которых аутизм сочетается с тяжелой или глубокой умственной отсталостью или если нарушение развития носит процессуальный характер. Проблемы целесообразности коррекционного вмешательства и с утилитарно-практической, и особенно с морально-нравственной сторон исключительно сложны. Считать, что благодаря существующим коррекционным подходам мы сможем полностью изменить картину развития — на наш взгляд — безответственно и нереалистично. В каждом индивидуальном случае помощь может принести свои результаты, но они всегда будут обусловлены многими факторами. В числе которых социальная ситуация развития, ход болезненного процесса, особенности развития ребенка, своевременность и адекватность коррекционных воздействий и т.д. В некоторых случаях и специалист, и родители должны быть готовы к возможному регрессу в развитии ребенка с потерей части навыков и умений. В то же время, наш опыт показывает, что даже в случае деменции многие навыки, сформированные ранее, сохраняются. Прежде всего, это относится к навыкам самообслуживания, бытовым навыкам, навыкам самостоятельной деятельности, выполнения инструкций. С уверенностью можно сказать, что совместный труд семьи и специалистов никогда не бывает напрасным, даже при наличии у ребенка тяжелых форм психической патологии Внимание и любовь к ребенку, грамотно построенные коррекционные занятия всегда вознаграждаются определенными положительными результатами в обучений» …

Из книги С.С. Морозовой «Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах».

cloto 01.10.2015 22:06
"Многие люди счастливы, но не все об этом знают".

"Депрессия – как отсутствие ценностей. Внутренняя пустота, которую нечем заполнить. Это не страх, а отсутствие чего-то важного в твоей жизни. Нет радости, есть только тяжесть от подобного существования. Это бывает, когда у человека в жизни слишком мало любви, интереса, отношений. Это – чувство голода в отношении ценностей. Когда чувство голода разрастается до неутолимого, наступает депрессия".


"Смысл – это в конечном счете островок безопасности в океане бытия, где мы всегда можем "укрыть" нашу жизнь. Ведь смысл, являясь ответом на вопрос "Зачем?", не ограничивается тем, что есть в данный момент, а всегда указывает на большую по масштабу взаимосвязь, исходя из которой его (смысл) только и можно понять. Тем самым смысл укрепляет нашу связь с жизнью и охраняет нас от отчаяния. Совершенно не важно, в чем человек видит конечную, всеобъемлющую взаимосвязь – в Боге, в общности людей, в некоей идее или в чем-то другом. Важным с точки зрения постижения смысла является осознание того, что мы можем понять себя лишь во взаимосвязях".

"Чувство упущенной жизни превращает смерть во врага, а умирание – в муку".

(с) Альфрид Лэнгле, австрийский психотерапевт, представитель экзистенциального анализа


Это, на мой взгляд, в полной мере справедливо и для депрессии, которая случается с родителем особого ребенка.

cloto 11.09.2015 11:18
Поддержка семьи особого ребенка
Когда с родителями случаются трагическое, травмирующее их событие, каким, безусловно, является болезнь и нарушение развития ребенка, они проходят в своем переживании последовательно несколько этапов, прежде чем примут суровую реальность такой, какая она есть и смогут наладить жизнь семьи.
Стадии переживания горя:
1) Отрицание
2) Гнев
3) Депрессия
4) Принятие
ПРИНЯТИЕ достигнуто, когда родители демонстрируют все ил несколько из следующих характеристик:
1) Они способны относительно спокойно говорить о проблемах ребенка.
2) Они способны сотрудничать со специалистами, составлять краткосрочные и долгосрочные планы.
3) У них имеются личные интересы, не связанные с ребенком (и они находят на них время).
4) Они способны что-либо запрещать ребенку и при необходимости наказывать его, не испытывая чувства вины.
5) Они не проявляют по отношению к ребенку не гиперопеки, ни чрезмерной и ненужной строгости.
6) Они способны сохранять равновесие между проявление любви к ребенку и поощрением его самостоятельность.
Семья для особого ребенка – основная среда. Без любви и поддержки родителей ребенок не может преодолеть жизненные препятствия. Ни одна реабилитационная методика не может заменить этого. Только в сильной семье особый ребенок может справиться со своими трудностями. Семья, столкнувшаяся с трагедией болезни и нарушения развития ребенка вынуждена восстанавливать осмысленность своего существования, восстанавливать контроль над своей жизнью. ПОЭТОМУ РОДИТЕЛИ ДОЛДЖЫ ПОЛУЧИТЬ ПОМОЩЬ ПЕРВЫМИ.
Темы занятий родительской группы родительской поддержки в сентябре в Академическом центре семейной психологии Ссылка :
12.09.2015 с 09.30 до 11.00 тема «Любить наших детей – значит понимать послания, зашифрованные в их подчас сложном поведении. Как лучше понять особого ребенка»
19.09.2015 с 09.30 до 11.00 тема «Позаботиться о себе, чтобы снизить уровень стресса. Как избежать эмоционального сгорания, если у тебя особый ребенок».
26.09.2015 с 09.30 до 11.00 тема «Способы уделить внимание братьям и сестрам особых детей. Слишком часто домашняя жизнь вертится вокруг ребенка с особыми потребностями, а его братья и сестры в суматохе остаются не у дел».

cloto 06.09.2015 14:09
О группах психологической поддержки для родителей, воспитывающих особого ребенка.
Выдержки из статьи Анастасии Рязановой «О родительских группах» (Центр Лечебной педагогики г. Москва)

«…Несколько слов о целях родительских групп. Можно сказать, что главные из них — укрепление родительской компетентности, создание предпосылок для выхода семей из изоляции и объединение родителей, чувствующих себя не отверженной частью общества, а с достоинством справляющихся со своей сложной ситуацией, принимающих на себя ответственность за свое будущее и способных действовать на благо себе и своему ребенку…
Когда речь идет о поддержке и реабилитации семьи, больше возможностей предоставляет групповая работа с членами семей, а иногда она является незаменимой ... Рассмотрим преимущества групповой формы работы. Жизнь и «Я» человека, его представления о себе — это прежде всего социальные явления. Человек стремится к контакту с другими людьми и эмоциональному теплу. Само «Я» человека является результатом процесса социального признания и определения: через социальные процессы люди конструируют собственное «Я» в соответствии с общими целями, верованиями, устремлениями. …Потенциальное преимущество в условиях группы — возможность получения обратной связи и поддержки от людей, имеющих сходные проблемы и переживания. В группе человек чувствует себя сопричастным другим людям, находящимся с ним в контакте, принятым и принимающим, пользующимся доверием и доверяющим, окруженным заботой и заботящимся, получающим помощь и помогающим. Установившаяся между участниками группы эмоциональная связь позволяет им идентифицировать себя с другими и использовать установившуюся эмоциональную связь при оценке собственных чувств и поведения. Группа также может облегчить процесс самоисследования, рефлексии. …Группа служит еще и пространством взаимного обучения. Иногда в группе оказываются участники, которым уже удалось справиться с какими-то из обсуждаемых проблем, и это способно вселить надежду в тех, кто находится в начале пути. В отношении иных проблем есть возможность почувствовать себя компетентным, обладающим опытом и знаниями. В группе может происходить и обмен межличностными умениями.
Ситуация в группе создает больше возможностей для катарсиса. Катарсис в данном случае понимается не просто как разрядка, выявление «скрытого» и снятие напряжения, а предполагает, что человек оказывается в более полном контакте с миром и самим собой, так что появляется возможность для обнаружения новых смыслов, значений и пониманий. В результате человек продвигается к новым для него формам поведения, общения с другими людьми, в том числе и за пределами группы. И, наконец, групповая форма работы имеет и свои экономические преимущества. Она обходится дешевле как для организации, так и для участника.
Следует особо отметить, что пространство групповой работы — это прежде всего пространство диалога, беседы, которое строится на довольно хрупком и трудно описываемом наборе условий. К ним относятся взаимное уважение участников, желание слушать, стремление к пониманию, исследованию мнений, точек зрения, жизненного опыта, представлений и убеждений.
… Позволю себе пример. Как-то на одной из родительских групп мы обсуждали те трудности и тяжелые переживания, которые возникают у родителей, когда они выходят из дома и направляются на детскую площадку, где играют мамы с обычными детьми. Одна из мам рассказала, как непросто бывает сталкиваться с предрассудками и косыми взглядами, как тяжело слышать от родителей обычных детей что-нибудь вроде «уберите своего ребенка-идиота от наших детей» или «если он не может играть, как обычные дети, — уходите». Словом, разговор шел о том, что, к сожалению, довольно часто приходится слышать в свой адрес родителям детей с особенностями развития. Поэтому, чтобы избежать очередного травматичного опыта, многие из них предпочитают гулять с ребенком там, где никого нет, или делать это реже, чем они это делали бы, будь их ребенок обычным. Общественные предрассудки относительно детей с особенностями, вплоть до убеждения, что они представляют опасность для других и должны быть изолированы от сообщества «нормальных»,— это то наследство, которое досталось нам от советской эпохи, считавшей «правильного» советского человека и его детей безусловно психически здоровыми и социально «удобными». Поэтому любая инакость осуждалась и даже наказывалась. Люди с нарушениями были спрятаны в огромных интернатах закрытого типа, где они влачили жалкое существование, и об их жизни практически никто ничего не знал. Человек, вышедший из советского общества и почти не встречавший на улицах людей с выраженными особенностями, не имеет собственного опыта общения с ними. Поэтому и его реакция часто полна страха, раздражения, непонимания и предубеждений. Другой аспект этой темы связан с представлением о родителях детей с особенностями развития как об «адвокатах», защищающих свои права и права собственного ребенка. При этом они используют те же средства и возможности, что и родители обычных детей, но, помимо того, применяя знания и навыки в области реализации прав ребенка, умение сообщать и обсуждать особенности своих детей, обучать других людей навыкам общения с ними, они становятся проводниками толерантности в обществе. С этой точки зрения поход на детскую площадку, да и вообще любой выход из дома по существу может быть действием в защиту прав ребенка. Во время той встречи с родителями я рассказала о моем личном опыте: читая лекции по специальной психологии, я обсуждаю со студентами их отношение к людям с особенностями и за последние несколько лет вижу изменение общественного мнения в сторону большей толерантности, а иногда даже интерес к людям с нарушениями. Ближе к концу беседы одна из мам воскликнула: «Так Вы хотите сказать, что когда я иду на детскую площадку или в магазин вместе с ребенком, это значит, что я защищаю наши права! Интересный поворот. Никогда об этом так не думала». Когда я спросила ее, какое влияние оказывает на нее эта новая идея, какие новые мысли возникают у нее и к чему ее это побуждает, она ответила, что, возможно, эта новая позиция поможет ей более уверенно чувствовать себя с ребенком за пределами дома, но ей еще требуется время на размышления. На этом та встреча закончилась. Когда группа собралась через неделю и мы стали обсуждать, как прошло время с последней встречи, эта мама сообщила, что она отважилась выйти на площадку и чувствовала себя несколько увереннее. Более того, она приняла решение чаще ходить в магазин рядом с домом с ребенком. «Пусть привыкают, пока он еще маленький», — сказала она. Другие родители проявили интерес к этой истории и стали задавать вопросы. Я привожу этот пример, чтобы продемонстрировать, как через беседы могут создаваться возможности для появления альтернативных историй о жизни и к каким изменениям в поведении это может приводить.
…Еще одним важным элементом в работе групп является психологическое и педагогическое просвещение. …Семья, в которой появился ребенок с нарушениями, изначально абсолютно не обладает знаниями об особенностях его развития, потому что эти знания сугубо специальные и являются прерогативой профессионалов — врачей, психологов, дефектологов. Помимо стресса, связанного с наличием самого нарушения у ребенка, негативные переживания также бывают вызваны ощущением родительской некомпетентности, отсутствием знаний о том, как сделать, чтобы ребенок развивался, как не упустить время, на что обращать внимание, чему, как и когда учить. …Психологическое просвещение направлено на развитие понимания сути проблемы ребенка и ее принятие, на осознание того, какая часть его проблем связана с ограниченными возможностями, возрастными особенностями, а какая может быть изменена — что и как можно сейчас сделать дома. Члены семей нуждаются в знаниях, подготовке и поддержке.
Родители нуждаются в руководстве и помощи в организации обучения и воспитания ребенка дома. Часто на группе обсуждаются конкретные трудности, связанные с самообслуживанием, поведением, обустройством домашней среды и т.д. Родители, педагоги и ведущий, совместно разбирая эти ситуации, могут прийти к таким рекомендациям, в которых будут учитываться семейная ситуация, задачи развития ребенка и уже имеющиеся навыки и сильные стороны.
…Для участников группы важной является возможность получить поддержку, снизить негативные чувства собственной вины и неуспешности. Групповой процесс позволяет учиться, используя опыт других участников, обнаруживать их успехи, лучше осознавать собственные возможности решения текущих проблем, предвидеть возможные проблемы в будущем и уже сейчас работать над их ослаблением, а также учиться обсуждать эти проблемы».

cloto 01.05.2015 16:06
ГРУППОВЫЕ ВСТРЕЧИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Школа психологии в мае 2015 года

04.05.2015 с 10.00 до 11.30 тема «Социализация особого ребенка и как поддерживать отношения всех членов семьи с окружающими людьми».

11.05.2015 с 10.00 до 11.30 тема «Семейные Программы: «Анти-стресс» для родителей и «Настоящее детство» для ребенка».

16.05.2015 с 09.30 до 11.00 тема «Новые ориентиры для семьи. Как прожить «незапланированную жизнь счастливо?»

23.05.2015 с 09.30 до 11.00 тема «Ребенок с особым развитием в подростковом возрасте».



Место встречи: ул. 30 лет Победы, 81-А, этаж 4, т. 540-710 и 90-02-03.

Предварительная запись обязательна!

cloto 01.04.2015 10:53
ГРУППОВЫЕ ВСТРЕЧИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ОСОБЫХ ДЕТЕЙ


04.04.2015 с 12.45 до 14.15 тема «Как быть родителем особого ребёнка? Печали и радости».

11.04.2015 с 09.30 до 11.00 тема «Особый ребёнок в семье. Что переживают другие члены семьи (братья, сестры, бабушки и дедушки)? Чувства родителей перед окружающими».

18.04.2015 с 09.30 до 11.00 тема «Как родители могут создавать условия для гармоничного развития личности ребенка, не смотря на его ограничения здоровья?»

25.04.2015 с 09.30 до 11.00 тема «Хроническая усталость родителей особого ребёнка. Как найти немного времени для отдыха и для своих интересов?».

Встречи проходят по субботам. Запись по телефону т. 540-710 и 90-02-03.


cloto 17.12.2014 17:19
Здесь Ссылка есть информация, которая может кого-нибудь заинтересует.
Семинар для родителей 20.12.2014 – «В психическом развитии ребенка что-то пошло не так…». О стратегии родителей, которая обеспечила бы прохождение всех этапов развития психики и личности ребенка.



cloto 08.09.2013 19:29
Путеводитель для родителей. 10 шагов

Как жить дальше, когда родители узнали о болезни ребенка, какими должны быть первые шаги, в каком направлении двигаться?

1. Поиск информации, понимание.
Важно понимать, в каком состоянии находится ребенок и какая помощь возможна. Родители должны найти таких специалистов, которые могли бы качественно обследовать ребенка и затем объяснить родителям состояние ребенка, проконсультировать относительно помощи, которая требуется ребенку и места, где можно её получить. Если по данному заболеванию проводятся «Родительские школы», нужно их посещать.
2. Обеспечение в партнерстве со специалистами необходимого лечения и реабилитации.
После того, как родители узнают, что у ребенка та или иная форма ограничений, перед ними встают следующие важные задачи: решить, что делать дальше, где и как лечить ребенка, какие методы использовать и т.д. Целесообразно в сотрудничестве со специалистами составить индивидуальную программу помощи ребенку и определенную временную шкалу последовательных действий-шагов: на данном этапе важно это, потом то и т.д. Большинство современных реабилитационных методик требуют непосредственного участия родителей. Развитие ребенка происходит не только на занятиях у логопеда или психолога, но и в повседневной жизни, в общении с родителями и в контакте со своим окружением. Для реабилитационной программы родителям нужна команда специалистов-партнеров. Нужно найти такую команду и установить с ней партнерские отношения.
3. Внутренняя переориентация: нужно настроиться на действительно долгий путь, на жизнь в новой реальности. И осознать, что цель состоит не в том, чтобы дойти до какой-то точки, когда «болезнь будут вылечена», а в том, чтобы жить каждый день максимально полноценно, помогать ребенку развиваться и реализовывать себя согласно его возможностям, потенциалу. Это может стать одной из сложнейших задач для родителей. Переосмысление жизни, ценностей, ориентиров – это тяжелая внутренняя работа. В процессе этой работы многие родители утверждают, что они внутренне меняются и открывают для себя новую философию жизни. В ней важно не утраченное, а имеющееся, важно настоящее, важны ценности отношений, любви, добра. В ней ребенок принят и любим таким, какой он есть.
4. Воспитание ребенка. Это может казаться странным, но так часто за нуждами лечения и реабилитации забывается, что ребенок с ограниченными возможностями остается прежде всего ребенком с такими же потребностями, как и у других детей.
5. Необходимость строить семью, беречь отношения. Болезнь ребенка является испытанием для всех ее членов.
6. Сохранение и развитие отношений с родственниками, друзьями, социальным окружением. Сила семьи не только в ее единстве, но и в ее связи с окружением, которое создает сеть добра, взаимоподдержки, солидарности.
7. Социальная интеграция ребенка с раннего возраста. Важно с раннего возраста воспитывать в ребенке чувство принадлежности к социальному сообществу. Каждый ребенок независимо от формы болезни является полноценным членом общества и ему нужно помочь занять в нем надлежащее место.
8. Реабилитация общества (общественная деятельность, объединение с другими). Общественные изменения могут открыть намного больше возможностей для полноценной жизни людям с особыми потребностями. Родители могут объединяться и вставать на защиту прав своих детей, активно добиваясь содействия общественных институтов. Заняв такую позицию, родители больного ребенка смогут увидеть, что множество людей готовы стать рядом, откликнуться, поддержать.
9. Общение с другими родителями детей с особыми потребностями. Важным источником поддержки для семьи, где есть ребенок с особыми потребностями, могут быть другие родители. Они могут найти друг в друге источник понимания, помощи, мудрости.
10. Забота о себе. Воспитание ребенка с особыми потребностями сопровождается многими стрессами. Выработка «антистрессовой программы», умение заботиться о себе, восстанавливать собственные силы – крайне важная задача для родителей.

(Взято из книги О.И. Романчука «Дорога любви. Путеводитель для семей с особыми детьми)


cloto 08.09.2013 19:31
Журналистка, писательница и мать ребенка с нарушением развития Лесли Макс пишет «У родителей умственно отсталых детей нет потребности, чаще и сильнее выражаемой, чем потребность выговориться, получить консультацию, просто поговорить с опытным, знающим и сочувствующим человеком».

Нужно отметить, что многие семьи особого ребенка адаптируются к своему положению. Через что же приходится пройти семье?
Семье приходится смириться со своей судьбой – крушением надежд и крахом жизненных целей. В зависимости от вида и степени нарушений у ребенка его способность достичь независимости может быть ограничена, что нарушает «стандартный» цикл семьи. Они испытывают беспокойство о будущем: какое образование сможет получить их ребенок, чем сможет заниматься, достигнет ли самостоятельности? В дополнении ко всему этому семье приходится сталкиваться со стигмой в профессиональном, школьном, социальном и общественном контекстах.

Члены семьи испытывают разнообразные и противоречивые чувства: любовь и ненависть, радость и горе, восторг и уныние.

Взаимодействие со сложной и неудобной системой предоставления услуг часто вызывает у них досаду и гнев. Для некоторых родителей серьезной проблемой может стать нехватка финансовых ресурсов. Лекарства, особое оборудование, физическая терапия, речевая терапия, консультации – все это требует денег. Тяжелые финансовые проблемы сами по себе способны подвергнуть семейную систему огромному напряжению.

Отдельно стоит еще одна проблема – необходимость принять диагноз.

И, наконец, проблема эмоционального истощения, грозящая подорвать способность семьи к полноценной жизни.

Утомленные и эмоционально истощенные члены семьи нуждаются в поддержке специалистов, способных помочь им проанализировать потребности ребенка и пути улучшения текущего состояния семейных дел.

Исследователь семейных проблем Ролланд (1993) полагает, что все семьи, имеющие дело с нарушениями развития или хронической болезнью, должны получать регулярные семейные консультации в качестве превентивной меры. Такая консультация готовит семью к психосоциальному стрессу как нормальному и ожидаемому явлению, снижает чувство беспомощности, налаживает контакт между членами семьи и специалистами. Однако, некоторые семьи могут не чувствовать необходимости в помощи такого рода – и в этом слу3чае нужно уважать их желание.

(использованы материалы авторов М. Селигман и Р.Б. Дарлинг)

cloto 08.09.2013 19:37
Серия статей Марины Слепян – матери аутичного ребенка "Обычная история особенного ребёнка"

Ссылка
Ссылка
Ссылка
Ссылка
Ссылка

cloto 08.09.2013 19:50

Мама одной девочки, когда вскоре после рождения врачи сказали ей, что ребенок нездоров и будет не таким, как другие дети, сравнила свою семью с кораблем, попавшим в шторм.
«Тогда …мы утратили все ориентиры. В шуме бури мы не могли слышать и понимать друг друга. Мы не знали, как действовать и закончится ли это когда-нибудь…»

Причины, по которым необходимо не только «удержаться на плаву», но и как можно быстрее усмирить шторм, следующие:
1) Пока «корабль семьи» захвачен «водоворотом», а родители парализованы отчаянием, рядом ждёт любви и заботы их ребенок.
2) Уходит время для своевременных взвешенных решений о необходимой медицинской помощи, коррекции, реабилитации.
3) Когда чувства плохо контролируются, легко совершаются необдуманные поступки, злые слова могут привести к печальным последствиям – распаду семьи, разрыву отношений с близкими родственниками, друзьями.
4) Захваченные своей печалью родители не видят многогранность ребенка, сосредотачиваясь только на его «проблемности», не всегда откликаются на его потребность любить и быть любимым (а также играть, веселиться, приносить радость родителям).

cloto 08.09.2013 19:10
РЕКОМЕНДАЦИИ клинического психолога по адаптации ребенка с особенным развитием к детскому саду
Адаптация ребенка с особенным развитием ближе к адаптации «ясельного» ребенка, т.к. его «эмоциональный возраст» ниже «среднедетсадовского».
Одно из важных условий адаптации особенного ребенка:
Адаптация пройдет лучше, если произойдет «привязывание» к конкретному взрослому («теплой», заботливой воспитательнице или няне). Необходимо первое время все время ходить с ней за ручку, быть рядом, сидеть у нее на коленях (быть в близком тактильном контакте). Этот взрослый должен напоминать ребенку персонально, что ему вскорости предстоит делать (сесть за стол, идти в туалет, одеться). Следует готовить ребенка к завершению действия. Первое время за руку отводить ребенка туда, куда нужно. Быть терпеливым, стимулировать, поддерживать ребенка и обязательно позитивно подкреплять формирующиеся навыки (то, что у ребенка уже получилось правильно сделать). Во время игры, объяснять ребенку, что делают другие дети. В целом первое время опосредовать его контакт с другими детьми, и даже другими сотрудниками детского сада. Воспитатель должен быть подготовлен к работе с таким ребенком, в частности должен научиться учитывать медлительность ребенка и\или отсроченное выполнение задания. Воспитатель должен следить за отставшим ребенком и не забывать похвалить его тогда, когда он отсрочено выполнил задание, т.к. не получая от взрослого позитивного подкрепления, ребенок может прекратить свои робкие попытки делать то, что делают другие дети в группе.
Родители должны быть готовы к:
Настроиться на «потерю» навыков опрятности и бытового поведения. В период адаптации могут появиться эпизоды энуреза, энкопреза, отказ от еды или утрата навыков поведения за столом, навязчивые действия (сосание пальца, шмыгание и др.). Не следует ругать или стыдить ребенка за это. Часто он сам ощущает, что не справляется и тревожится по этому поводу.
Полезно сделать
Родители могут помочь ребенку адаптироваться к режимным моментам детского сада с помощью ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАСПИСАНИЯ.
a. Используются визуальные опоры, знакомство мамы с обстановкой в группе, знание режима.
b. Можно использовать фотографии мест, где последовательно должен находиться ребенок (игровой площадки на улице, туалетной комнаты, спальни).
c. Подготовка ребенка дома: обсуждение с ним его Индивидуального расписания; повесить расписание дома на стену; рассказы о том, что и как будет происходить в детском саду.

Постепенный выход на «полнодневный» режим посещения детского сада.
1) Достаточная подготовка ребенка к новому опыту.
2) Сначала посещение группы на улице во время прогулки.
Наблюдение со стороны с пояснениями мамы, что делают дети, что говорит им воспитатель, что он делает.
Привыкание к воспитателю на прогулке (ходить с ним за руку, мама находиться в стороне).
Воспитатель постепенно вводит ребенка в круг других детей, говорит, что он должен делать (как действовать по отношению к другим детям) и опосредует его контакты с ними (объясняет, что от него хочет другой ребенок, который к нему подошел, например).
3) Пребывание вместе с ребенком в группе на 1 час, на два часа и на полдня (до сна) вместе с мамой, потом без мамы. При этом мама делегирует свою опеку постепенно воспитателю.
После этого приучение ребенка оставаться на дневной сон, заранее подготовив ребенка к этому новому для него опыту.
Часто дети своей шумностью и непредсказуемостью воспринимаются ребенком с особенным развитием, как несущие в себе угрозу. Поэтому, начать с ними взаимодействовать такой ребенок может далеко не сразу. Кроме того, существует угроза перевозбуждения ребенка от шумной подвижной игры других детей рядом с ним, и это перевозбуждение может переходить в агрессию.
Дома каждый день нужно эмоционально осмыслять с ребенком его опыт пребывания в детском саду. На этот период, чтобы избежать перегрузки ребенка из-за высокого напряжения, следует по возможности отменить посещение им других занятий. Адаптация к детском саду потребует от ребенка, да и от его родителей больших затрат энергии и сил.
Персонал детского садика следует подготовить к приему ребенка с особенным развитием.
a. Рассказать об особенностях его восприятии и поведения.
b. Во время сопровождения ребенка на первых этапах «показать» воспитателю разные формы реагирования на проблемы в поведении ребенка.
c. Информировать персонал о том, как вести себя с ребенком в моменты его аффективных вспышек или агрессивных реакций.
d. Подготовить для персонала способы и средства «поощрения» ребенка при демонстрации им навыков «правильного» поведения.
e. Попросить воспитателя осуществлять те действия, которые рекомендованы психологом для адаптации ребенка к детскому саду.
f. Позволять ребенку приносить с собой из дома предмет или игрушку, которые выполняют для данного ребенку функцию «переходного объекта».

cloto 08.09.2013 19:09
Задавать мне вопросы по поводу проблем психического развития своего ребенка можно здесь - Ссылка

cloto 29.09.2013 16:45
Формы работы с семьями (выдержка из статьи Т.М. Ратынской, А.В. Рязановой «Помощь семье, воспитывающей ребенка с нарушениями развития»

Семейное психологическое консультирование является довольно широко распространенной формой работы с семьями. Ожидание ребенка сопровождается формированием ожиданий, надежд, представлений о будущем этого ребенка и всей семьи в целом. Эти надежды встроены в общую картину мира каждого из членов семьи. Ребенок с нарушениями не соответствует этим позитивным мечтам о будущем, его появление становится для семьи шоком, ломая радужные мечты, руша ожидания, создавая пропасть между прошлым и будущим. Это событие часто обессмысливает всю прошлую жизнь и создает экзистенциальный вакуум в настоящем и лишает человека надежды на восстановление прежних связей с миром. Этот процесс, как правило, сопровождается сильными чувствами боли, вины, страха, гнева, бессилия и т.д. К тому же семья сталкивается с большим количеством проблем, среди которых трудности непосредственного ухода за ребенком, общения с ним и воспитания, и, как следствие, часто возникают чувства родительской некомпетентности и неумелости. Ребенок с нарушениями развития требует особого внимания и времени, он растет очень медленно, нуждается в большей помощи и опеке, а это требует дополнительных сил, времени и иных ресурсов. Как правило, кто-то один, чаще всего это мама, оставляет работу и мечты о карьере, полностью сосредотачиваясь на ребенке. Все это может приводить к сильному изменению внутрисемейного взаимодействия и росту напряжения. Такой семье в целом требуется поддержка и помощь. Желательно, чтобы семейное психологическое консультирование начиналось как можно раньше. Проводить такое консультирование должен специалист, имеющий образование в области семейной терапии. Надо учитывать также, что помощь должна осуществляться крайне аккуратно, с уважением к семейным ценностям и традициям, личности каждого из участников процесса. За семьей нужно признавать право принять эту помощь или отказаться от нее.

Основные задачи:
— помощь в разрешении семейных трудностей (работа с негативными переживаниями и поиск позитивного смысла, помощь в разрешении трудностей в отношениях между членами семьи, разрешение типичных семейных проблем, обостренных тяжестью состояния ребенка, таких как налаживание отношений с братьями, сестрами, с бабушками и дедушками, формирование согласованности воспитательных подходов членов семьи, и т.д.);
— укрепление родительской компетентности;
— сопровождение семьи, эмоциональная поддержка, поиск ресурсов;
— информационная поддержка (помощь здесь может оказать лечебно-педагогическая литература, книги и брошюры, описывающие жизненный опыт семей с ребенком, имеющим нарушения, автобиографические книги самих людей с проблемами, информация в области защиты прав детей и т.д.).

Родительские группы - еще одна форма работы. На сегодняшний день формат этих групп является сочетанием клубной, терапевтической и семинарской форм работы.
Психолог в такой группе отвечает в целом за создание пространства беседы, реализует психотерапевтические задачи, владеет разными формами и методами психотерапевтической и тренинговой работы. Соведущим такой группы может быть педагог (лучше, если это руководитель группы, в которой занимаются дети), который знает особенности детей, владеет программой развития для этих детей, реализуемой в процессе занятий. Наличие таких двух ведущих позволяет гибко реагировать на запрос родителей, создает некоторый объем, в котором эти запросы могут быть удовлетворены. Более того, педагогическая позиция естественным образом втягивает участников группы в обсуждение вопросов не только «почему…», но и «зачем…» и «что нужно делать…». Некоторые родители могут опасаться работы с психологом, так как эта практика еще не очень распространена в нашей культуре. Например, часто приходится сталкиваться с представлениями о том, что, если человека направляют к психологу, то это является указанием на его личные психические проблемы и «ненормальность», опасения могут быть также связаны с представлением о том, что в процессе работы на него будут как-то сильно влиять…На групповые встречи можно приглашать разных специалистов, использовать видеоматериалы с занятий детей. Хорошо также, когда в группе уже присутствуют хотя бы 1–2 активных и инициативных родителя, которые эмоционально включены в работу с ребенком или уже имеют опыт работы в подобного рода группах,— тогда они могут являться своеобразным центром объединения всех родителей в группе. Оптимальное количество участников в группе 5–10 человек. Время работы — 1,5 часа один раз в неделю. В зависимости от пожеланий и возможностей такие группы могут проводиться в течение нескольких месяцев или в течение всего года. Для многих родителей именно участие в группе является терапевтичным. Формат работы дает возможность всем участникам поделиться и обменяться опытом, проблемами и историями хотя бы их частичного преодоления, что само по себе важно. Довольно часто родители особых детей разделяют убеждение, что их проблемы уникальны и в основном связаны с тем, что они плохие родители или их ребенок имеет самые тяжелые нарушения. Обычный обмен историями о трудностях и успехах, рассказ о своем ребенке могут сильно изменить такой взгляд на себя и своего ребенка, увидеть, что большая часть этих проблем характерна для других участников группы или что с такими же проблемами могут сталкиваться родители обычных детей. Это дает возможность наряду с опытом пережевания ситуации как проблемы оценить свой опыт также с точки зрения компетентности и силы, почувствовать солидарность и объединение с другими родителями. Темы для работы в группе в основном предлагаются самими родителями, однако ведущие тоже обладают этим правом и могут выступать с инициативой, если им представляется, что это будет полезно участникам группы. Это могут быть те наболевшие проблемы семьи с особым ребенком, которые родителям оказывается крайне трудно решить в одиночку: «Поведение и взаимодействие в общественных местах (транспорте, магазинах, детских площадках и т.д.)», «Как преодолевать агрессивное поведение», «Как развивать бытовые навыки», «Как способствовать эмоциональному и личностному росту ребенка», «Как научиться лучше понимать своего ребенка» и т.д. Большой интерес для участников представляют также информационные сообщения об организации социальной и образовательной помощи детям и людям с нарушениями за рубежом. Работа таких групп может являться одним из первых шагов на пути к формированию инициативных родительских объединений, которые будут сообща действовать в области реализации прав своих детей и семей на образование и достойную жизнь.

Теги

блог воспитание дети дизайн дом дочь интерьер красота молодая мама недвижимость психология ремонт родители семья сказки стихи тюмень шамонин школа юристпонедвижимости

Популярные блоги

cloto 44489 0
Grea 18686 0
Melvia 13174 0
Batonchik 8742 0
Голосуем!
Что Вы используете для красоты и молодости лица?
19% самомассаж / фейсфитнес
6% скребок гуаша
6% роликовый массажер
8% дарсонваль / микротоковой массажер
4% массаж у косметолога
33% использую маски и крема
10% уколы красоты
13% ничего не делаю
Проведение праздников в центре "Лукошко"

Незабываемые детские праздники с двумя героями по сюжету с конкурсами, эстафетами, играми, состязаниями, яркими костюмами и музыкальным сопровождением.

Подробные условия