Главная /  Библиотека / Ваш малыш / Психология  / Как учиться с интересом

Как учиться с интересом

Ю.Б.Гиппенрейтер: Почему самочувствие ребенка важнее школьных достижений? Что делать, чтобы ребенок был успешен? Желание учиться — как его вызвать?
 
ПЯТЬ ГЛАВНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕНИЯ
 
  • Первый, самый очевидный результат учения – это знания, которые ребенок получает, или умения, которые он осваивает.

  • Второй результат менее очевиден: ребенок продвигается в умении учиться, то есть учится организовывать свою жизнь и деятельность.

  • Третий результат – эмоциональный след от занятий, впечатление об изучаемом предмете, материале.

  • Четвертый результат – некоторый вывод о себе, своих способностях.

  • Наконец, пятый результат – тоже эмоциональный след, но уже от родителя (или учителя) и взаимоотношений с ним.

 
Запомним: родителей подстерегает опасность ориентироваться только на первый результат (Чему выучился? Научился?). Ни в коем случае нельзя забывать об остальных четырех, они гораздо важнее!
 
Более того, значимость перечисленных результатов растет в обратном порядке – по мере продвижения сверху-вниз. Давайте же рассмотрим их в порядке важности.
 
Самое важное – взаимоотношения с родителем или учителем, атмосфера, в которой происходит учеба. Участие взрослого может быть разным: от внимательного наблюдения до активной помощи. В любом случае очень важно сохранять доброжелательную атмосферу. Это как минимум. Совсем хорошо, если получится что-то живо обсудить и порадоваться удаче.
 
  • Самое важное – взаимоотношения с родителем, учителем, атмосфера учебы.
 
Ни в коем случае не следует допускать критику и частые указания на ошибки! Лучше подождать, когда ребенок их сам обнаружит и поправит. Если ему будет трудно, можно помочь, да и то, скорее, наводящими вопросами. А частые поправки и критика только омрачат обстановку.
 
Итак, здесь итог либо положительный (остались довольны друг другом), либо отрицательный (пополнилась копилка взаимных недовольств).
 
  • Второй по важности результат – вывод о себе и своих способностях: «я это смог», либо – «увы, это мне не под силу».
Это значит, что в копилке самоощущения ребенка прибавится уверенность или неуверенность в своих силах. Понятно, что роль взрослого здесь очень важна: ему стоит подбирать задачи подходящей трудности, быть доброжелательным и терпеливым (наш первый пункт), уметь деликатно помочь, а когда надо – оставить ребенка в покое, давая возможность справляться самому.
 
Результат: «Это я могу!», или «Увы, это мне не под силу».
 
  • Следующий (третий) результат – эмоциональный след от занятий.
Положительные или отрицательные переживания ребенка во время учебы перенесутся на изучаемый предмет. Он для него окажется либо «интересным и привлекательным», либо «трудным и противным».
 
Положительные или отрицательные переживания переносятся на изучаемый предмет.
 
Самый верный путь в тренировке способности ребенка учиться (четвертый пункт снизу) – оставить его в покое: с самого начала передавайте ему инициативу и заботу о результате! Подсказанное знание, в лучшем случае, механически запомнится, но не прибавит умения себя организовывать и преодолевать сложности материала.
 
Передавайте ребенку заботу о его собственной учебе.
 
Наконец, самый очевидный результат – конкретное знание (умение). О нем тоже стоит задуматься. Признаемся, далеко не все проходимое в школе оказывается нужным в жизни, и ученики это начинают понимать, теряя ощущение смысла своих стараний. Правда, многое в школьных предметах дается ради «общего образования» и «умственного развития» – и против этого не поспоришь. Но стоит ли ради этой благородной цели впихивать любое знание, провоцируя нелюбовь к предметам и – что еще хуже – подавляя природную любознательность ребенка?
 
Автор Ю.Б.Гиппенрейтер, по материалам группы ✿ РОДИТЕЛИ и ПЕДАГОГИ! ✔Наши дети
Полезна: 9 голосов Не полезна: 5 голосов

Предлагаем почитать

О чем говорят вредные привычки детей? Как помочь своему ребёнку побороть данный "недуг"?
Что делать, если ребенок не хочет учиться? Как вернуть ребенку интерес к учебе?
Как грамотно выстраивать семейные границы На форуме "Семья" родителям рассказали, что делать, если бабушки и дедушки вмешиваются в воспитан ...

Как учиться с интересом

Желание учиться — как его вызвать?

Голосуем!
К кому Вы прислушиваетесь в вопросах воспитания?
10% Беру пример с родителей
4% Советуюсь c подругами
28% Смотрю полезные эфиры с психологами
25% Читаю книги по воспитанию
33% Делаю всё интуитивно
YA-GA - Аромамастерская косметики для мамы и малыша

Натуральная детская косметика состоит из натуральных 100% органических масел высочайшего качества, натуральных гидролатов

Подробные условия