Главная /  Библиотека / Ваш малыш / Азбука безопасности / Андрей Крамарский: Нельзя вбивать в головы детей штампы про "злых дяденек" и потерянных котят

Андрей Крамарский: Нельзя вбивать в головы детей штампы про "злых дяденек" и потерянных котят

Ребенок пропал. Самое страшное для любого родителя. По статистике большинство трагедий с детьми происходит по дороге в школу и обратно. А эксперименты показывают, что если взрослый решил увести ребенка, то в большинстве случаев он это сделает и сделает быстрее, чем мы думаем. Как правильно разговаривать с детьми об опасности и почему бесполезно пугать «злым дяденькой»? Азбука детской безопасности для взрослых — от идейного вдохновителя и председателя общественной организации «За безопасное детство» Андрея Крамарского.
 
 
- Андрей, родители, которые с абсолютной уверенностью говорят, что уж мой-то ребенок никогда и ни за что не пойдет с незнакомым человеком, сами себя обманывают?
 
– Однозначно, обманывают. Дети непредсказуемы в своей психологии, а преступники — не идиоты. Они придумывают новые и новые способы. Когда мы с полной уверенностью думаем, что ребенок не пойдет, потому что мы уже всю голову ему этим «издолбили», может возникнуть какой-то факт, которого мы не учли.
 
- Например, мы говорим детям про злого дяденьку с котенком, а это, может, старичок, который предлагает деньги или просит о помощи?
 
– Да, так. Ни в коем случае нельзя вбивать в голову детям штампы про дяденек, котят и конфетки. Надо «забивать» принципиальные вещи: «Пойми, что ребенок взрослому в принципе вообще ничем помочь не может. А если какому-то взрослому действительно нужна помощь, то он уж точно не к тебе будет за ней обращаться, а к другому взрослому».
 
- А как правильно ребенок должен ответить взрослому, если тот к нему обратился?
 
– Например, можно сказать так: «Я никуда с вами не пойду, я жду папу». Желательно громко. Это тоже привлечет внимание окружающих людей и отпугнет преступника. У них психология такая, что они никогда не полезут на рожон, тем более, в общественном месте. Либо можно категорично ответить: «Я не могу вам помочь, обратитесь к кому-то из взрослых».
 
- Как дети могут защитить себя, если нет рядом папы с мамой?
 
– Когда я задаю этот вопрос детям, они начинают геройствовать, говорить про ножи, про приемы каратэ. А я им говорю, что ваше главное оружие — это крик. Не надо геройствовать. Надо просто орать. Это доказанный способ. 99% преступников точно убегут. У них инстинкт самосохранения хорошо развит. Но вот кричать-то наши дети как раз и не могут. На одном из моих занятий из 10 детей закричал только один.
 
- Почему?
 
– Очень просто. Мама ребенку на улице что постоянно говорит? Не ори!
 
- А не рискуем ли мы вырастить эгоистов и параноиков с тотальным недоверием к миру и людям?
 
– Я не учу воспитанию, я учу безопасности. Думаю, что есть способы бороться с эгоизмом и в кругу семьи. Но при этом не надо нагнетать страхи. Нужно спокойно все объяснить. Вы же объясняете, что переходить улицу нужно на зеленый свет, а не на красный? Здесь точно так же.
 
А сколько их – не найденных? Эксперты приводят страшные цифры.
По разным данным, каждый день в нашей стране теряются около 50 детей,
пятерых из них не находят никогда или находят убитыми.
Это равносильно четырём средним школам, которые исчезают с карты на территории страны.
По словам представителей поисковых движений, возраст детей начал стремительно сокращаться:
раньше пропадали дети в основном от 13 до 16 лет, сейчас часто это дети примерно 10-летнего возраста.
 
– Психологи предлагают выстраивать с ребенком «круги отношений»: семья, друзья, знакомые и т.д. Говорят, что это поможет предотвратить физическое и психологическое насилие. Это полная чепуха. Эти круги и взрослый-то не запомнит. Сейчас вообще много псевдотренеров по безопасности развелось. Страшно, что они учат родителей тому, что никакого отношения к реальности не имеет. Проверенный способ такой: берете лист бумаги и вместе с ребенком рисуете круг. В этом кругу пишете слово «СВОИ» и вписываете туда всех «своих» людей. Проще говоря, тех, к кому вы без опасений отпустите ребенка ночевать. Все остальные — ЧУЖИЕ.
 
- Важно делить не на «плохой-хороший», а на «свой-чужой»?
 
– Да. «Чужой» — не обязательно плохой, просто он — чужой. Вот и все. Даже если это сосед папы по гаражу дядя Паша или подруга мамы с первого этажа тетя Маша. У ребенка должно быть заложено это в голове. Дети это запоминают, и это работает.
 
- Некоторые родители придумывают пароли, которые позволят ребенку отличить «своего» от «чужого». Это эффективно?
 
– Такой способ мы когда-то придумали. Назвали «семейный код». Но сейчас полностью отказались. Дети с удовольствием делятся этими секретными словами с друзьями. Все. Он вышел из круга семьи. Не рекомендуем.
 
- Что скажете о детских гаджетах: часах, трекерах и т.д.?
 
– Только «за». Когда искали Аню Анисимову, точное место ее исчезновения, так и не было установлено. А ведь это могло в корне изменить ситуацию. Часы сорвали — пришел сигнал родителям, в течение 10 минут родители поднимают панику, начинают действовать. Да и преступник предпочтет ребенка «без часов». Ведь они могут «пасти» свою жертву несколько дней. И если видят, что у ребенка есть такая система слежения, что он по часам звонит маме и папе, он не станет с ним связываться.
 
- Правильно ли учить ребенка звонить в полицию?
 
– В случае ЧП он просто не успеет этого сделать. Звонить в полицию можно, но это бесперспективно. Лучше родителям. Еще одно твёрдое правило: ребенок должен знать наизусть 2–3 доверенных телефона, например, родителей. Вне зависимости от того, что они забиты в контакты на телефоне.
 
- А если на улице к ребенку подходит полицейский – это «свой» или «чужой»?
 
– Чужой, однозначно. Вообще, органы полиции без сотрудников служб по делам несовершеннолетних к детям стараются не подходить лишний раз.
 
- На детской площадке появился незнакомец. Подозревать его в дурных намерениях, вроде, нет оснований, но и игнорировать тоже нельзя. Как лучше поступить в такой ситуации?
 
– Подойдите и сфотографируйте. Я лично так делал. Человек подошел ко мне с претензией, а я предложил вызвать полицию. Сказал, что в их присутствии удалю фото. Человек быстро ушел. Когда речь идет о безопасности детей, не надо заморачиваться морально-нравственными дилеммами, лучше сразу действовать, лучше перестраховаться.
 
- А стоит ли проводить со своими детьми эксперименты, чтобы в обстановке безопасности посмотреть, как они будут действовать?
 
– Это на усмотрение родителя. Практика — великая вещь. Но! Даже взрослый не может точно сказать, как именно поведет себя в сложной ситуации. А ребенка просчитать тем более невозможно. Вы сегодня провели эксперимент. Он удался, но это вовсе не значит, что в случае реальной опасности ребенок будет действовать так же, как во время эксперимента. Даже если такая проверка прошла на «ура», успокаиваться нельзя.
 
по материалам http://www.vsluh.ru
Полезна: 18 голосов Не полезна: 0 голосов

На эту тему:

безопасность

Другие статьи на эту тему

В когтях Интернета Как обезопасить своего ребенка?
Тайм-менеджмент для детей Простые советы, которые обязательно помогут!

Андрей Крамарский: Нельзя вбивать в головы детей штампы про "злых дяденек" и потерянных котят

Ребенок пропал. Самое страшное для любого родителя!

Голосуем!
Ваше отношение к инклюзии?
52% понятия не имею что это
1% слышали что-то на родительских собраниях
9% я против, такие дети не должны учиться вместе с моим ребенком
38% я не против развития инклюзивного образования
Школа иностранных языков "Sigur"

Иностранные языки (английский, немецкий, французский, итальянский, испанский, китайский) для детей и взрослых. Игровой английский для дошкольников. Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ; тестирование SELT

Подробные условия