Главная /  Библиотека / Ваш малыш / Разное / Обучение детей с особыми потребностями в школах

Обучение детей с особыми потребностями в школах

 
Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в России в конце прошлого века: в 1991 году в Москве по инициативе Центра лечебной педагогики и родительской общественной организации открыли школу инклюзивного образования "Ковчег" (№1321). А с осени 1992 года началась реализация проекта «Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья», в результате которой в 11-ти регионах страны были созданы экспериментальные площадки по интегрированному обучению детей-инвалидов. 
 
После подписания в 2008 году Конвенции ООН «О правах инвалидов», в которой говорится, что в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека, методика «включенного образования» стала внедряться повсеместно. О том, как обстоят дела с обучением детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах, мы поговорили с автором проекта "Создавая будущее", депутатом Тюменской областной Думы Еленой Кашкаровой:
 
- Елена Витальевна, почему вы уделяете столько внимания просвещению горожан о внедрении инклюзивного образования? В обществе еще существуют мифы на его счет?
 
- Действительно, в проекте "Создавая будущее" на 2017 год выделен отдельный блок по принятию в обществе инклюзивного образования. Его включение продиктовано временем. Мы провели опрос среди 350 родителей и, с сожалением выяснили, что больше 50% не знают, что такое инклюзия. А это означает, что в случае появления в окружении их ребенка, ребенка с ограниченными возможностями здоровья, реакция детей и взрослых может быть непредсказуема и не всегда адекватно соответствовать ситуации. Поэтому мы просто обязаны работать в направлении просвещения родителей, педагогов, детей и подростков. Чем меньше будет непонимания и недосказанности - тем легче пройдет процесс адаптации всех участников процесса. Проект "Создавая будущее" нацелен на работу с семьей, и, в первую очередь - с родителями, потому как именно отношение родителей к тому или иному вопросу задает тон для детей. Все страхи, переживания, непринятие родителями очень быстро перенимаются детьми. И, если мы хотим решить какую-либо проблему, снять напряженность, то и работать мы должны сначала с родителями. Когда взрослые получат ответы на волнующие их вопросы, они сами сумеют спокойно, в комфортной домашней обстановке, где ребенок проводит большую часть времени, правильно донести эту информацию до своего ребенка.  
 
- Если перечислить основные проблемы, которые волнуют родителей детей, у которых в группе или классе есть ребёнок с ограниченными возможностями, то какие они?
 
- Недостаток внимания педагогов к обычным детям, т.к. особый ребенок требует зачастую больше внимания к себе; непринятие ребенка-инвалида здоровыми детьми; "копирование" поведения особого ребенка с ментальными нарушениями; "заразность" некоторых заболеваний; отсутствие у педагогов квалификаций должного уровня для работы с такими детьми. Безусловно, это проблемы, го к счастью, все они решаемы. 
 
- Инклюзивное образование внедряется по всей стране. Можно ли говорить о регионах-лидерах и, какое место в этом процессе занимает Тюменская область?
 
- Тюменская область - экспериментальная площадка. Наш регион один из первых в России вошел в эту программу. И мы показываем отличные результаты. Например, в 2017 году тюменский сад № 133 признали одним из лучших в России в номинации «За развитие инклюзивных технологий и авторские методики и авторские методики обучения». Опыт по обучению и адаптации особых детей в школе № 70 г. Тюмени признан одним из самых успешных в стране, школа заняла второе место в номинации "Лучшая инклюзивная школа России". Этим нужно гордиться. 
 
- Что, на ваш взгляд, необходимо сделать для того, чтобы инклюзивное образование внедрялось как можно более деликатно и дети с обеих сторон чувствовали себя комфортно в школах?
 
- Все мы, в большинстве своем, консерваторы. Все новое вызывает недоверие. Как я уже сказала выше - нужно методично работать со всеми участниками процесса инклюзивного обучения - детьми, родителями, педагогами. Формы работы могут быть разными - лекции, семинары, тренинги, мастер-классы, игры. Нужен активный диалог, в первую очередь, со стороны родителей - как здоровых детей, так и детей с особенностями развития. Ну и, безусловно, большая нагрузка ложится на школьных психологов, учителей и руководителей. Их желание и умение выстроить эти отношения играют огромную роль.
 
- Чего в рамках проекта «Создавая будущее» вам удалось достичь в вопросе просветительской деятельности об инклюзии? Какие задачи ставите перед собой на следующий год?
 
- Мы нацелены на максимальное распространение информации об инклюзии, разъяснение сложностей и плюсов, которые она дает. Той информации, которая даст "пищу" для ума, для размышлений и обсуждений. Для нас текущий год был очень насыщен событиями, мероприятиями и конкурсами, семинарами и конференциями. Нами проведено 30 мероприятий по Тюменской области, в которых приняло участие более 8000 человек. В 2018 году в проекте "Создавая будущее" появятся новые направления по профилактике социального сиротства. Большое внимание уделим работе с семьями, попавшими в трудную жизненную ситуацию, замещающим семьям. По основным направлениям проекта работа будет продолжена. Нас ждет много интересного!
Полезна: 0 голосов Не полезна: 0 голосов

Другие статьи на эту тему

Лучшие породы собак для семей с детьми Как выбрать собаку наиболее дружественной породы?
Тайм-менеджмент для детей Простые советы, которые обязательно помогут!
Дыхательная гимнастика от головной боли Такая гимнастика может стать реальной альтернативой таблеткам-анальгетикам

Обучение детей с особыми потребностями в школах

Наш регион один из первых вошел в программу инклюзивного образования