Главная /  Библиотека / Ваш малыш / Воспитание / 4 небанальных способа показать ребёнку, что он не зря что-то учит

4 небанальных способа показать ребёнку, что он не зря что-то учит

Пятёрка или похвала — для детей, увы, не показатель
 
Нам важно постоянно достигать цели: прокачать немецкий до уровня «понял кино», победить в конкурсе макраме или стать эльфом 80 левела. Но детям, оказывается, не всегда очевидно, что они что-то прокачивают, пока шепчутся с соседом на уроках. Много лет они отдают сидению за партой, а судить о своём успехе могут по скупой фразе учительницы: «Фауна лесостепей у тебя — на четвёрочку».
 
Да и родителям бывает интересно выяснить, как ребёнок успевает на пути просвещения: тащит его школьный эскалатор к вершинам познания или дитя буксует где-то внизу. Или страшно любопытно, как там дела с арифметикой, а младший отвечает: «Примеры какие-то решали, не знаю зачем». То есть ребёнок ходит в школу безо всякого ощущения своего прогресса, просто сидит на уроках и ждёт, когда эта морока кончится.
 
За счёт потока домашних заданий, итоговых контрольных и тестов, нам кажется, что мы в целом улавливаем направление, в котором плывут дети. Отмечаем важные рубежи. Особенно если эти рубежи сопровождаются пояснением учителя: «Повторите дома дроби, на уроках — дурака валял». Но знаем ли мы на самом деле, как ребёнок учится и развивается? Понятно ли ему самому, зачем он выполняет однотипные упражнения, расставляя шипящие гласные в квадратных уравнениях?
 
Стандартизированные тесты показывают успеваемость ребёнка в сравнении с государственными стандартами или даже по сравнению с другими детьми. Но как понять — усвоил или проскочил? Разобрался или увяз? И главный вопрос мироздания: как учиться осознаннее, а значит, эффективнее.
 
В педагогике и воспитании теперь принято говорить об осознанности — умении понять, чем ты занят и зачем тебе это нужно
 
В общих чертах учителя, конечно, объясняют такие мелочи: «Сегодня на технологии каждый выпилит ножку от стула. Это пригодится вам…эээ… В любом случае вы поймёте, что стул из 28 ножек нам не собрать».
 
С одной стороны, осмыслить прогресс в учёбе важно ребёнку, чтобы у него не было ощущения, будто он едет в общем вагоне неизвестно куда. С другой стороны, родителям тоже было бы полезно быть в курсе. А то в конце 10 класса может внезапно выясниться, что ваша школа была не с углублённым французским, а не очень хорошим русским (и эти записи в дневнике означали не «вернисаж», а «Верни, Саш, монеты!»).
 
Ещё важнее как-то показать это тем, кто выбрал альтернативное образование (там часто вообще нет никаких оценок) или ребятам на семейном обучении. Ориентироваться на базовые вопросы, которые видишь в тесте раз-другой за год, — точно не лучшая идея. Так как же быть?
 
 
1. Ставьте ребёнку понятные цели (выучить таблицу Менделеева или все океаны и материки)
 
В массовой школе для «среднего ученика» цель — перейти в 5 класс и носить гордое звание «ученика 5 класса средней школы такой-то» — казалась неплохой. Потому что альтернатива остаться на второй год и стать ходячим позором никого не вдохновляла. Сегодня массовости поубавилось. Один и тот же пятиклассник может учиться в суровой гимназии-интернате, где его кормят латынью и высшей математикой, другой — отсиживать редкие уроки в дворовой школе, где классный руководитель меняется раз в три месяца.
 
Класс как ступенька к прекрасному будущему никак не работает показателем. Впрочем, как и оценки. Некоторые дети после полугода в англоязычной стране возвращаются в школу и тут же хватают двойку по английскому «за оформление». Другие — умеют прилежно кивать и ходят с четвёркой по предмету, о котором не имеют ни малейшего представления.
 
Понятная образовательная цель может быть, во-первых, достигнута вашими стараниями, во-вторых, измерена объективно (минуя симпатии учителя). Оформление и поведение — в одну сторону, учебное достижение — в другую. Например, выучить таблицу Менделеева, набить руку на умножении и делении дробей, запомнить природные зоны Земли и прочее.
 
Если человек корпит над книгой, ему будет легче, если он будет представлять настоящую цель: не получить чью-то оценку, а уметь процитировать поэтов революционной эпохи в 10 разных случаях жизни. Эти цели на образовательном маршруте ребёнка важно фиксировать и обсуждать. Может, игра вообще не стоит свеч лучше поехать кататься на велосипеде. В некоторых школах беседы о целях и методах достижения берут на себя тьюторы. Если в вашей школе никого с таким названием нет, стоит написать с ребёнком на бумаге пару учебных целей на ближайшее время.
 
 
2. Объясните ребёнку, на каком он сейчас этапе (знает Менделеева, но ещё путает калий и кальций)
 
Детей трудно заинтриговать объяснением, как всё это пригодится через несколько лет, когда задачи по физике будут про атомы, а это придаст им остроты. Никто в такое не поверит!
 
Место параграфа в общей картине всегда можно было отследить, открыв оглавление учебника: «Ага, мы начали с клеточного строения листа, значит до пестиков и тычинок дойдём уже через месяц!». Но сегодня образование чаще транслируется через мобильные экраны, странные комиксы и даже научные шоу на детских праздниках. Почему бы и нет, но многое остаётся непонятным: вот этот взрыв, который ребёнок пытается вторую неделю повторить в домашних условиях, какие у него последствия для науки?
 
Ещё лучше, чем в оглавлении советских учебников, система знаний показана в компьютерных играх: сначала добыча руды, потом постройка кузницы и только потом у тебя появляются железные доспехи. Так же и родители могут иногда приоткрыть всю картину целиком: «Да, фонетика — печальная вещь. Но после звуков есть шанс перейти к словам, а оттуда — к предложениям и даже текстам».
 
 
3. Нарисуйте на бумаге весь процесс обучения: цели, достижения и успехи ребёнка
 
Современный мир повёрнут на визуальной культуре, стремится всё упаковать в красивую картинку. Учебные задачи могут выглядеть интереснее всяких мультфильмов. Раз папа схватил маркер и чертит ментальную карту будущих умений сына или дочери — значит, всё не зря. На ватмане обозначают цели, рисуют стрелочки, и сразу видно, как задачка про наклонные поверхности может помочь в изготовлении машины Голдберга, о которой грезит ребёнок.
 
Ещё можно нарисовать пройденный путь: вот здесь он ещё не знал таблицы умножения, а в этой точке графика — уже может. Геймерские элементы с ачивками, ростом уровней и графиками достижений заинтересуют младшего куда больше, чем перспектива порадовать нелюбимого учителя докладом.
 
Тяжёлый труд с прописями, зубрёжкой, прорешиванием уравнений можно сопроводить инфографикой или распечатанными картинками с приключениями героя. Решаешь 10 задачек — переходишь мост из 10 досок, закрашивая по одной. Пробиваешь стену из кирпичей, закрашивая по одному.
 
Поднимаешься на стену из 10 уступов, а наверху тебя ждёт монстр — босс — контрольная работа. Его можно тоже нарисовать, а потом пронзить правильными ответами
 
Решил — победил, после чего на парадный портрет героя клеится новая медаль «Повелитель равнобедренных треугольников», и все отправляются праздновать. Такие штуки помогают детям увидеть процесс с началом и концом и избавляет от ощущения, что неправильные глаголы даны на всю жизнь в наказание за грехи. Есть конкретная задача, есть определённые шаги. Да, они требуют напряжения, но каждый маленький пример даёт шанс подняться чуть ближе к победе: «Вот же у меня закрашено полкирпича!»
 
 
4. Давайте ребёнку обратную связь («Ура, 72% правильных ответов!»)
 
То есть всего-навсего говорить, насколько ученик приблизился к результату. «Смотри-ка, у тебя пять ошибок в слове „корова“! А ведь в прошлый раз было шесть! Давай отметим тебя на шкале успеха!» Многие родители, начитавшись о вреде оценок и внешней мотивации, боятся сказать лишнего и только смотрят с грустным лицом в детские тетрадки. Сказать, что всё ужасно, — демотивация, говорить «Молодец, смешной почерк» — незачем.
 
Если оценить сложно, введите разные параметры, хотя бы один должен быть утешительным: правильность решения, аккуратность, умение намалевать букашек на полях… А шкала — не от двойки до пятёрки, а в процентах. Например: «Ты сегодня очень постарался — 66% правильных ответов! Давай искать, где ошибка». И пусть там было всего три примера, 66% звучит солидно.
 
Неправильно, если в процессе учёбы возникает ощущение бессмысленности своих усилий или их незначительности. И, кажется, только мы можем помочь ребёнку испытывать от работы другие, более радостные чувства.
 
Автор Инна Прибора
по материалам сайта https://mel.fm
Полезна: 4 голоса Не полезна: 12 голосов

На эту тему :

школа

Предлагаем почитать

Когда нельзя хранить секреты Как распознать плохой секрет и к кому обратиться
Обучение домашним обязанностям Задача в том, чтобы дети научились азам уборки и улучшили исполнительные функции
Детский тайм-менеджмент Простые советы, которые обязательно помогут!

4 небанальных способа показать ребёнку, что он не зря что-то учит

Пятёрка или похвала — для детей, увы, не показатель

Голосуем!
Было ли Вам боязно ухаживать за первенцем новорожденным?
22% я совсем ничего не знала и очень боялась сделать что-то не так
28% я все равно нервничала, хотя знала в теории как надо ухаживать
3% меня научили как ухаживать за малышом роддоме
3% я была спокойна, так как я заранее всему научилась на курсах по уходу
13% у меня были помощниках бабушки, которые меня всему научили
31% я сама инстинктивно все делала правильно
Лечебно-диагностический центр "Парацельс"

Многопрофильное отделение с высококвалифицированными врачами на современном оборудовании

Подробные условия