Главная /  Библиотека / Ваш малыш / Развитие / Почему школьнику необходима эйдетика?

Почему школьнику необходима эйдетика?

Расскажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я пойму.
Позволь мне сделать самому, и я научусь
(Конфуций)

Наверное, вы не раз слышали эту фразу и не просто слышали, а на практике замечали, что она на 100% верна. Что вы лучше всего помните? Конечно, то, что сделали сами или, хотя бы, видели. Так уж устроена наша память.

Человек за свою жизнь получает огромное количество информации, особенно много ее приходится на дошкольное детство и школьный возраст. Затем большая часть забывается. Но не все. Мы помним радостные и грустные события в жизни, помним яркие моменты, но почему-то забываем то, что надо было выучить. Даже через много лет мы помним учителя по английскому или математике, помним его фразы и любимые жесты, но  формулы, определения и слова забываем.

Можно ли приручить свою память и научиться помнить то, что надо? Конечно, можно, если разговаривать со своей памятью на ее языке. Вы удивлены? Да, у памяти есть свой язык - язык образов и эмоций. Именно поэтому мы очень легко запоминаем эмоционально окрашенные данные и яркие картинки - образы.

Еще в 1911 году изучением способности видеть образы занялся немецкий профессор Эрик Йенш. Он первым дал название этому явлению - ЭЙДЕТИЗМ (от греческого слова "эйдос" - образ).

По мнению ряда исследователей, эйдетической способностью в разной мере обладают все люди. Известный советский  психолог  Л.С.Выготский рассматривает эйдетизм как закономерную стадию нормального детского развития. Он считает, что "...эйдетические наглядные образы характерны для детского возраста, в частности есть основания полагать, что они наиболее свойственны самому раннему детству". В этих образах, по мнению Л.С.Выготского,  заключены зачатки трех будущих самостоятельных функций: памяти, воображения и мышления.

Использование образов и образных фантазий открывает новые возможности для развития памяти, творческого мышления, воображения, внимания.

В школе требуется запоминать много различной информации, но как это делать, никто не рассказывает. Нет в школьной программе такого предмета - наука учиться и запоминать. К сожалению. И каждому из нас приходится постигать эту науку самостоятельно. Хорошо, если человек научится этому в школьном возрасте, но, как правило, мы узнаем о системе запоминания  уже будучи взрослыми, когда многое уже упущено.

Эйдетика как раз и является наукой запоминать и владеть информацией. Чем раньше освоит ребенок принципы эйдетики, тем легче он будет учиться, т.к. развивая память, мы развиваем и внимание, и мышление. Можно сказать, что память - основа интеллекта.

Эйдетика – это методика, которая разработана специально для развития памяти и образного мышления.  Принцип ее работы заключается в следующем: любую информацию можно представить в виде ассоциативных образов, которые очень быстро запоминаются и с такой же легкостью могут потом воспроизводиться. Система эйдетики помогает в изучении литературы, математики, иностранного языка – чего угодно! С помощью этой системы можно легко и просто выучить любой материал, например, таблицу умножения.

Методика запоминания на основе эйдетики  изменяет весь подход к запоминанию информации. Школьник учится использовать свою память на все 100%, применять эти приемы при запоминании любой информации. А это, безусловно, поднимает его на новый уровень обучения. Особенно эйдетика полезна для детей, так как она способствует их всестороннему развитию, улучшению памяти и повышению концентрации внимания, и при этом сам процесс запоминая представляет собой веселую и увлекательную игру, а это значит, что учеба будет приносить им только сплошное удовольствие.
 
Упражнения эйдетики для детей: игры и занятия на развитие образной памяти

Эйдетика для детей — новое направление в современной детской психологии, специальная методика, ориентированная на развитие образного мышления у ребёнка. Она активно применяется для обучения малышей младшего школьного возраста, даже нравится им, так как использует в качестве основы простые игры. Получается, что вместо скучной зубрёжки информация усваивается через ассоциации.

Все родители могут использовать полезные, развивающие упражнения эйдетики для детей от 4 до 10 лет. Это поможет подготовить их к школе, облегчить привыкание к учебному процессу и усвоение предметов самой различной направленности.
 
Самое простое упражнение

Очень полезна эйдетика для детей дошкольного возраста: упражнения для них лёгкие, не сложные, но очень эффективно развивают ассоциативную память. Предлагаем вам одно из самых простых, которое подойдёт даже для трёхлетнего малыша.

Перед прогулкой попросите его перечислить ту одежду, которая ему понадобится для этого мероприятия. Причём называть её он должен в той последовательности, в которой будет надевать. Ещё один нюанс для данного упражнения: всё это нужно сказать, не видя этих вещей, т. е. малыш их должен будет воспроизвести самостоятельно. Это и есть развивающий момент в занятии для укрепления памяти.
 
Творческое задание

Эйдетика для детей хороша ещё и тем, что помогает развить фантазию, направить её в нужное русло. Если вовремя не заострить на этом внимание, ребёнок может сначала — сочинять нелепые и зачастую очень глупые истории, а там и до самого настоящего вранья недалеко. Чтобы избежать такого неприятного момента, можно использовать следующее творческое упражнение эйдетики.

Самостоятельно придумываете 10–12 слов (любых), проговариваете их малышу. Он должен их не только запомнить, но ещё и сочинить с ними рассказ. Во-первых, это развивает его речь. Во-вторых, тренирует память (слова в его вымышленном рассказе должны идти строго в той последовательности, в какой вы их назвали). В-третьих, такое упражнение поможет найти буйной фантазии полезное направление. Вы сами удивитесь, какой талант может проявить ваше чадо, выполняя это задание.
 
Визуальная память

Существует очень интересная игра с карточками для развития визуальной памяти, которая просто необходима в процессе обучения в школе. Отберите яркие картинки птиц, людей, животных, домов, игрушек. Ребёнок должен вытащить из целой пачки 10 карточек и составить рассказ с предметами и живыми существами, которые на них изображены. Задание похоже на предыдущее, но тем не менее существенно отличается от него с точки зрения эйдетики. Предыдущее развивает образную, а данное — визуальную память.

Как запомнить цифры

Упражнения эйдетики помогают малышам быстро и легко выучить цифры. Строятся они на основе образов и ассоциаций, которые числа вызывают в их сознании. Он мысленно должен связать каждую цифру с каким-то определённым образом, придумать, на что она может быть похожа, с каким цветом и звуком она у него ассоциируется. В дальнейшем, когда малыш будет вспоминать ту или иную цифру, у него в голове будут возникать образы, которые он сам же и придумал, что поможет воспроизводить их очень быстро и легко.
 
Как учить стихи

Очень часто детям бывает трудно запоминать стихи. Чтобы этот процесс не превратился в настоящее мучение и для родителей, и для самого ребёнка, некоторые упражнения эйдетики помогают преодолеть и эту трудность.

Они предлагают запоминать не сами слова, а те образы, с которыми они ассоциируются у ребёнка. Это называется у психологов «визуальная составляющая стиха». Строфы совместно с ребёнком родители должны превратить в маленький фильм. В нём каждое совершаемое действие будет в мыслях ассоциироваться с конкретным словом из стихотворения. В данном деле очень важно запомнить последовательность «кадров», т. е. слов.
 
Игра в ассоциации

В эту игру любят играть многие взрослые, даже не подозревая, что для детей она может стать прекрасным упражнением эйдетики. Ведь она очень хорошо развивает память. Вы называете любое слово и просите ребёнка назвать другое, с которыми оно у него ассоциируется. Дети очень любят подобные развивающие игры.

Полезные советы

Во время подобных упражнений родители должны устраивать малышу так называемые отвлекающие манёвры. Они позволяют ему не только отдохнуть, но и попутно продолжить тренировку памяти. Причём сделать это можно с помощью элементарной смены положения тела. Мало кто знает, что такой простой приём способствует большей концентрации внимания. Ребёнок может пересесть на другое место, походить по комнате, потянуться, сделать пару несложных физических упражнений. Кроме этого, можно быстро переключить внимание малыша на что-то другое, отвлечь его. Это позволит ему сосредоточиться, а также тренирует внимательность.

Так что если ваше чадо страдает плохой памятью, медленно читает, не может усвоить программный материал в школе, не торопитесь зачислять его в бездарности, ругать и насильно засаживать за уроки. Наберитесь терпения и начните с ним заниматься эйдетикой. Увлекательные, интересные, очень полезные упражнения этой уникальной методики позволят развить образную память ребёнка, что повлечёт за собой успехи в обучении и лучшее усвоение предметов. Помогите своему малышу открыть для себя увлекательный мир знаний не «из-под палки», а посредством собственных желаний и умений.

по материалам сайта http://chitalochka-ru.ru и http://www.vse-pro-detey.ru

Полезна: 6 голосов Не полезна: 0 голосов

Предлагаем почитать

Можно ли навредить ребенку увлечением ранним развитием? Рассказывает Ольга Токарева, нейропсихолог, генеральный директор "Академии нейрокоррекции и логоп ...
Советы нейропсихолога. Как привить своим детям любовь к учебе Объясняет детский нейропсихолог, семейный психолог Анна Кузнецова
10 вещей, которым нужно научить ребёнка до школы Здесь нет почти ничего про обучение письму и чтению

Почему школьнику необходима эйдетика?

Можно ли приручить свою память и научиться помнить то, что надо?

Голосуем!
К кому Вы прислушиваетесь в вопросах воспитания?
10% Беру пример с родителей
5% Советуюсь c подругами
29% Смотрю полезные эфиры с психологами
25% Читаю книги по воспитанию
32% Делаю всё интуитивно
Детский сад полного дня "Лукошко"

Сад на полный день для детей от 1,5 лет. Разновозрастный коллектив. Методики раннего развития Монтессори, Никитиных, авторские методики. Костюмированные праздники. Городская субсидия по оплате.

Подробные условия