Главная /  Библиотека / Ваш малыш / Развитие / Что такое готовность к школе на самом деле?

Что такое готовность к школе на самом деле?

 
Психофизиологическая готовность к школе — это отнюдь не умение читать и считать. Дорос ребенок или нет до серьезных систематических занятий, мы можем судить, ответив на следующие вопросы.
 
1. ЕСТЬ ли у ребенка желание учиться? 
 
Как это узнать?
 
Сочините небольшую сказку, в которой каждый персонаж по-своему объясняет свое желание учиться.
 
Один говорит: «Я хожу в школу, потому что меня мама заставляет. А если бы не мама, то я в школу бы и не ходил». 
Второй: «Я хожу в школу, потому что мне нравится учиться, узнавать новое, нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я все равно бы учился». 
Третий: «Я хожу в школу, потому что там весело и много ребят, с которыми можно играть». 
Четвертый: «Я хожу в школу, потому что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким». 
Пятый: «Я хожу в школу, потому что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься — можешь стать, кем захочешь». 
А шестой: «Я хожу в школу, потому что получаю там пятерки».
 
А потом спросите своего малыша: а как он считает, почему надо учиться? У него может быть несколько соображений по этому поводу, но если среди них нет учебно-познавательного мотива, задумайтесь, не рано ли загружать его такой, хоть и интересной, но все-таки тяжелой работой, как учеба.
 
2. МОЖЕТ ли ребенок подчиняться требованиям учителя, действовать по правилам и контролировать свои действия? 
 
Как это узнать?
 
Есть такая игра: «ДА и НЕТ не говорить, ЧЕРНОЕ и БЕЛОЕ не называть». Поиграйте в нее с ребенком. Задавайте простые вопросы: «Ты любишь шоколад?», «Какого цвета мороженое?». Он должен отвечать, не говоря слов ДА и НЕТ, не называя черного и белого цветов. Вопросов не должно быть больше десяти.
 
Если ребенок успешно справляется с заданием, отвечает без ошибок почти на все вопросы, значит, уровень самоконтроля у него достаточно высок.
 
3. РАЗВИТА ли у ребенка речь?
 
Это один самых важных критериев готовности к школьному обучению. Ребенок должен уметь пересказывать небольшие сюжетные рассказы (не больше 6–7 предложений).
 
Как это узнать?
 
Попросите его пересказать рассказ, либо составить его по картинкам на один сюжет (как в комиксах). Картинок должно быть не очень много — 6–7.
 
По тому, как ребенок рассказывает, можно оценить его умение согласовывать слова, правильно строить предложения, а также логику рассказа — наличие сюжетной линии (начало, середина, конец).
 
4. ДОСТАТОЧНО ли хорошо у ребенка развит фонематический слух?
 
Ребенок с хорошо развитым фонематическим слухом способен слышать и различать звуки, соотносить их с буквами, правильно их произносить.
 
Как это узнать?
 
Поиграйте в игру «Назови лишнее слово». Вы выбираете какое-то слово, например, «гора». Взрослый будет повторять это слово несколько раз, а потом вместо него скажет другое, похожее. Задача ребенка услышать это другое слово и назвать его. Например, взрослый говорит (проговаривая по одному слову в секунду):
 
Гора, гора, гора, гора, гора, нора, гора, гора.
Голос, голос, голос, голос, голос, колос, голос, голос.
Коса, коса, коса, коса, роса, коса, коса, коса, коза.
 
Если ребенок слышит и называет лишние слова, значит, с фонематическим слухом у него все в порядке. Если же он ошибается, то его фонематический слух надо потренировать. Произносите ряды слов медленнее, обращайте внимание ребенка на звуковые различия.
 
Вторая игра — «Назови звуки». Взрослый просит ребенка назвать первый и последний звуки в словах: «свет» (оба звука согласные), «корма» (первый звук согласный, последний гласный), «индюк» (первый звук гласный, последний согласный), «езда» (оба звука гласные).
 
Если ребенок часто ошибается и не замечает своих ошибок, очевидно, его фонематический слух пока не развит.
 
Чтобы узнать, умеет ли ребенок делить слова на части (слоги), можно воспользоваться игрой под названием «Раздели слово». Взрослый говорит слово, а ребенок делит его на части, хлопая в ладоши.
 
5. Умеет ли он МЫСЛИТЬ логически?
 
Попросите его закончить предложения: «если выйдешь на улицу зимой без одежды, то…», «прошел дождь, поэтому…» и т.д. В игре «Четвертый лишний» ребенку предлагают ряды из четырех картинок. В каждом случае он должен убрать одну, на его взгляд, «лишнюю». Например, на картинках: стол, стул, диван, окно. Или: брюки, рубашка, жилет, мальчик. Или: хлеб, яблоко, груша, слива. Игра «Аналогии» поможет родителям определить, насколько у ребенка сформированы основы словесно-логического мышления. Ребенку называют три слова. Два первых из них – пара. От малыша требуется подобрать пару к третьему слову по аналогии с первой парой. Например: «день-ночь, лето –? (зима)»; «часы – время, градусник – ? (температура)», «глаз – зрение, ухо – ? (слух)». Если ребенок справляется со всеми заданиями, допускает не больше одной–двух ошибок, значит, словесно-логическое мышление у него уже сформировалось.
 
Если у ребенка все эти навыки есть, он легко справится с требованиями школьной программы. Если нет – отложите букварь и займитесь развивающими играми.
 
6. Как ЗАНИМАТЬСЯ с детьми
 
Удовлетворяя любознательность детей, родители тем самым помогают им приобрести навыки учебной деятельности.
 
В первые шесть лет своей жизни дети учатся больше, чем за всю остальную жизнь. 
 
Для родителей важно знать, как и во что играть с детьми, так как игра и домашние занятия с ними помогают в учебе.
 
Все, чему родители научили своих детей до школы, является солидным фундаментом для обучения в ней.
 
КАК РОДИТЕЛИ МОГУТ ПОМОЧЬ СВОИМ ДЕТЯМ УЧИТЬСЯ
 
Постарайтесь выбрать удобное для занятий время. Старайтесь заниматься регулярно. Если в течение недели вы заняты, используйте для этого конец рабочей недели.
 
При обучении придерживайтесь следующих принципов:
  • поддерживайте интересы ребенка;
  • предлагайте ребенку новый материал для речевого развития;
  • поощряйте ребенка в его стремлении самостоятельно исправлять свои ошибки;
  • одобряйте применение знаний в деятельности.

по материалам группы Дети в Фокусе

Полезна: 8 голосов Не полезна: 1 голос

Предлагаем почитать

Дошкольная подготовка — как и когда начинать готовить ребенка к школе? Что же должен знать и уметь потенциальный первоклассник?
Как помочь ребенку стать внимательным Проблемы могут быть с концентрацией внимания, переключаемостью внимания, устойчивостью и распреде ...
Можно ли навредить ребенку увлечением ранним развитием? Рассказывает Ольга Токарева, нейропсихолог, генеральный директор "Академии нейрокоррекции и логоп ...

Что такое готовность к школе на самом деле?

Психофизиологическая готовность к школе — это отнюдь не умение читать и считать

Голосуем!
К кому Вы прислушиваетесь в вопросах воспитания?
11% Беру пример с родителей
4% Советуюсь c подругами
28% Смотрю полезные эфиры с психологами
26% Читаю книги по воспитанию
32% Делаю всё интуитивно
Проведение праздников в центре "Лукошко"

Незабываемые детские праздники с двумя героями по сюжету с конкурсами, эстафетами, играми, состязаниями, яркими костюмами и музыкальным сопровождением.

Подробные условия