Главная /  Библиотека / Ваш малыш / Игры и развлечения / Развивающие сказки-изобреталки или игры с прошлым и будущим

Развивающие сказки-изобреталки или игры с прошлым и будущим

 
Вы когда-нибудь видели, что происходит с ребёнком, который вдруг начал видеть вокруг себя прошлое и варианты будущего? И ощущать себя фантастически могучим, ибо он может вершить судьбу – выбирать любой вариант будущего и создавать абсолютно уникальные собственные его варианты?! 
 
Этот опыт ничем не заменить! Он необходим для того, чтобы ребёнок открыл себя, открыл в себе человека-могучего. 
 
И для этого нужна одна простая игра. Она не требует от родителей никаких финансовых затрат и трудоёмкой подготовки. И даже ежедневной практики. Достаточно иногда в неё играть. Под настроение. 
 
Начинать можно с 3-х летним ребёнком. Играть можно и с подростками, и со студентами, и со взрослыми. Но чем раньше начнёте, тем мощнее будет эффект. 
 
Для малыша – это формирующий опыт на всю жизнь. Для подростка и взрослого – всего лишь упражнение на развитие изобретательского и креативного мышления. 
 
Сейчас я покажу вам, как совершить это чудо с дошкольниками. Начну с нашей истории, а инструкция – ждёт вас ниже. 
 
- Мама, расскажи сказку про старую кровать! 
- Жила-была старая дубовая кровать. Она честно служила людям много лет, хорошо выполняла своё предназначение. Кстати, а что у кровати за предназначение? Зачем её человек придумал? 
- Чтобы удобно было на ней спать! 
- Вот! Людям очень удобно было на ней спать. Но потом она состарилась и стала скрипеть. И даже шататься, когда на неё по утрам запрыгивали мальчик и девочка, чтобы пообниматься с папой и мамой. Поэтому люди купили в дом новую кровать. А эту отправили в сарай. Да забыли про неё. Так она там и стояла, в пыли. Грустила. Ветшала. Мечтала, что придут люди и придумают ей новое будущее. И вспоминала своё прошлое. Чем она была до того, как её сделали кроватью? Может она была арбузом? 
- Нет. Она была досками! 
- Точно! Досками. Их доставили в мастерскую к краснодеревщику. Он и смастерил кровать! Она вспомнила, как пахло в мастерской и, какие были руки у этого человека – мозолистые и тёплые. Но ей захотелось вспомнить, а чем она была до того, как стала досками? 
- Деревом, конечно! 
- Точно! И она вспомнила, как была могучим дубом и росла в лесу. Как по ней прыгали белки и бегали муравьи. 
- Щекотно! 
- Как протягивала она свои ветки к небу, подставляя множество ладошек-листьев солнцу. Как мощно подымала из недр земли соки и гнала их к листочкам. Как делала облака и воздух для людей и животных. Очень была горда своей работой. И тут ей захотелось вспомнить своё детство! Как она родилась то? Совсем забыла, бедная! 
- Да из жёлудя же, мама! 
- Точно! Из жёлудя! Вспомнила, как лежала в земле, как напилась воды и силы набралась, как стебельком потянулась к солнцу, а корешком вглубь земли. 
- Здорово! 
- Согласна. Целая история получается - как жёлудь кроватью стал! 
- А дальше? 
- А дальше она пуще прежнего загрустила! Забыли о ней. Стоит в сарае без дела. Жучки в ней себе домики устраивают, ходы прогрызают. А ей хотелось чего-то большего! Как ей помочь? Что мы можем для неё придумать? Какое будущее? 
- Можно распилить её на дрова и зимой она людей согреет! 
- Можно! А если камина у них нет? Отопление у них газовое! Какое ещё будущее ей можно придумать? 
- Можно из неё что-то полезное сделать. 
- Что? 
- А табуретку, или скворечники, или ящики для чего-нибудь, или домик в саду для игр мальчика и девочки! 
- Отличная идея! Я думаю детям радость будет! Тогда у нас вот какой поворот истории: пришли в сарай мальчик с папой и решили кровать разобрать и смастерить из неё домик детский. Смастерили. Мальчик с девочкой очень любили в нём играть. 
- А дальше? 
- А дальше дети выросли, а домик состарился! И ему снова нужно новое будущее! Что предложишь? 
- Можно разобрать и в лес доски уложить. На них грибы будут расти и разные насекомые домики сделают в них. Вместе они древесину разложат и будет удобрение для земли! 
- Точно! А из земли новые цветы взойдут, травы, кусты или деревья! А ещё можно придумать полезное будущее, чтоб людей порадовать? 
- Можно. Можно досками грядки огородить там, где грядки надо сделать повыше над землёй. И красиво будет, и удобно людям. 
- Получатся бордюры такие, да? Отлично. А потом что с ними делать? 
- Можно или в лес отнести, или там же оставить. Дерево перегниёт и грядку удобрит. 
- Отлично, Софья! Да будет так, как ты придумала! 
- УРА-а-а-а!!! Давай теперь про компьютер! 
 
Такой игра у нас стала получаться, конечно, не сразу. Начинали с простого. Брали объект – например, дерево. Я спрашивала – чем оно было раньше? А чем может стать в будущем? 
 
Если дочь не могла сформулировать ответ сразу, мы просто шли искать, наблюдать. Или я ей рассказывала сказки об устройстве биосферы. Читали книжки о природе. И снова играли. Речь у дочери развивается, в том числе и благодаря таким играм, очень быстро. Нам всё легче и интереснее играть. 
 
Сегодня она выбрала в качестве объекта – компьютер. Стали играть. Без слишком глубокого погружения в детали, конечно. 
 
Достаточно сообщить, какие функции сейчас может выполнять комп, и что раньше эти функции выполняли другие предметы. Вы только представьте, как у дочери глаза распахиваются, когда она открывает прошлое компьютера. 
 
Называем ребёнку функцию – считать, например. И просим угадать – какой рукотворный объект это может делать? Дочь тут же вспоминает калькулятор. Называем функцию – печатать тексты. Дочь вспоминает печатную машинку. И так далее. 
 
Как она на меня смотрела, когда осознала, что комп раньше был множеством разных предметов, а человек придумал всё это соединить в одну систему, а потом смог эту систему ещё и уменьшать в размерах! А что же будет дальше?! 
 
Хотя, в техническую сферу я пока предпочитаю не погружать ребёнка. Только если она сама выбрала технически сложный объект. Мы пока концентрируемся на природных объектах. Почему – не тема этого поста. И так уже длинно вышло. 
 
Так вот, ИГРА ИДЕТ ПО ТАКОЙ ПРИМЕРНО СХЕМЕ: 
 
🔸 Для начала выбираем простой объект. Можно ложку. Кубик. табуретку. Любые рукотворные объекты, окружающие ребёнка. Ещё мощнее будет эффект, если выбирать природные объекты: дерево, цветок, яблоко, песок. Попробуйте, сами и поймёте почему. 
 
🔸 Далее задаём вопрос: Чем объект был раньше? 
 
🔸 Если необходимо – рассматриваем объект. Трогаем, сравниваем, ищем похожие объекты. 
 
🔸 Когда выяснили прошлое, переходим к будущему. Задаём вопрос: Чем объект может стать в будущем? Что из него можно сделать? Как его можно улучшить? Во что его можно превратить? 
 
🔸 Придумываем, фантазируем, шутим. 
 
🔸 Прекрасно, если найдётся возможность поэкспериментировать и что-то с объектом сделать! 
 
Тут отлично подходят биообъекты. Начиная от продуктов питания (создаём будущее для яиц – яичница, будущее для содружества продуктов – пирог) и заканчивая семенами/черенками/луковицами растений. 
 
Ну, и игрушки, и всякие вещички. Берём игрушку, выясняем прошлое, набираем побольше вариантов будущего, выбираем доступный нам и воплощаем! 
 
Вчера дочь превращала кубики в башню. Завтра решила превращать втулки от туалетной бумаги в снежинки. 
 
Можно было бы просто сидеть и мастерить – что-нибудь из чего-нибудь. Это обычно называют творчеством. Но это больше похоже на хаотичный подбор вариантов и копирование лайфхаков из интернета. 
 
А стоит то же самое сделать в виде игры с прошлым и будущим, как хаотичные мастерилки превращаются в фантастически опыт, формирующий личность ребёнка! 
 
Ну, вы только представьте это его детским мозгом – ребёнок считывает прошлое с объекта! А потом видит его будущее и даже может придумать объекту невиданное ещё никем будущее. А круче того – ещё и создать это будущее самому! 
 
И не изобретателем он себя в этот момент чувствует, а вершителем будущего! По нашему с вами - почти Богом! А с виду – простая игра из набора ТРИЗ-педагогики. 
 
Вера Писаренко
по материалам группы Большой мир маленьких детей
Полезна: 0 голосов Не полезна: 0 голосов

На эту тему :

игры

Другие статьи на эту тему

Развивающие сказки-изобреталки или игры с прошлым и будущим

Необходимы для того, чтобы ребёнок открыл себя, открыл в себе человека-могучего

Развлекательный центр "Акуна Матата"

Развлекательный центр для детей от 3 до 16 лет и взрослых, более 60 игровых автоматов, видеосимуляторы, призовые автоматы

Подробные условия