Главная /  Библиотека / Ваш малыш / Здоровье и уход / У вас появился ребенок – что дальше?

У вас появился ребенок – что дальше?

Первые полгода родительства. Рекомендации психолога

Поздравляем, вы мама и папа! В семье теперь есть кто-то третий, и сейчас надо как-то жить дальше. Когда появляется ребенок, не имеет значения, первый он, второй или третий, родители с каждым из них испытывают одни и те же чувства: растерянность, усталость, раздражение, одновременно счастье и любовь.

В эту реку мама и папа могут заходить несколько раз, но каждый раз будет словно первый. Что же происходит с малышом, как он развивается, что чувствует и в чем нуждается, а главное, что важно сделать родителям в первые его полгода жизни – расскажем в этой статье.

Кризис новорожденности

Малыш появился на свет, но не отделился от матери, ведь биологически он полностью зависит от ее присутствия. Поэтому крохи часто просятся на ручки, чтобы ощутить ее близость.

Папа для ребенка тоже важен, ведь малыш узнает отцовский голос, прикосновения, как правило, отцы более эмоционально стабильны в этот момент, и дети чувствуют их спокойствие, у них возникает ощущение безопасности.

"Уже с первого дня пребывания дома родители могут устроить малышу экскурсию: мягким, спокойным тоном рассказывать ребенку, что теперь это его дом, укладывая спать, приговаривать, что сейчас он своей кроватке, где ему будет хорошо и уютно. Но важный момент: не надо перегружать малыша – игрушки, развивающие коврики, музыкальные подвесные элементы пусть появятся позже.

Стимулов в первый месяц жизни ему предостаточно, пока нервной системе ребенка надо справиться с процессами, которые происходят в среде: купание, переодевание, уход и т.д.", – объясняет ведущий психолог Регионального центра "Семья" Александра Ставрова.
Для прогрессивного развития в первые месяцы малышу достаточно контактировать с мамой и папой, важен телесный контакт и выражения радости, интереса, удовольствия, внимания или неудовольствия. Брать на руки, обнимать, гладить малыша – все эти действия взрослого и будут формировать психику ребенка.

В первый месяц жизни малыш пытается справиться с тем, что происходит вокруг, психологи называют эти процессы стимулами, здесь приобретается первая защита малыша – это сон. Его сновидные состояния – это реагирование на излишние стимулы, его защита и укрепление нервной системы.

Беспрерывный сон в течение 9-10 часов, как у взрослых, сформируется лишь к седьмому месяцу жизни, до трех месяцев малыш может спать по 12 раз в день.

"Распорядок ребенка может вносить много беспокойства в отношения родителей. Малыш способен просыпаться несколько раз за ночь или пожелает пободрствовать уже к 4-5 утра. Мама и папа переживают сильный стресс, и один из родителей сопровождает ребенка 24/7. Важно каждому в эти периоды какое-то, пусть даже короткое, время быть без ребенка. Для папы самым сложным периодом становится невозможность выспаться, и ему тоже надо помогать справляться с этим. Необходимо обсуждать новые правила в семье.

Отцам стоит давать себе право на удовольствие в общении с сыном или дочерью, пусть это будут более короткие периоды: набрать ванночку, погулить с малышом, поносить на ручках, поменять подгузник, даже просто поразглядывать кроху – все эти манипуляции внесут в режим ребенка понимание, что рядом с ним не только мама, ему так будет более спокойно", – рассказывает Александра Ставрова.

Спустя два месяца

Через два месяца ребенок завершает кризис новорожденности уверенной прибавкой в весе и периодом оживления. Но он по-прежнему очень зависим от взрослых. Сам ребенок с трудом выдерживает даже перепад температур, яркий свет и незнакомый шум, а с помощью ухода мамы и папы, их защиты малыш постепенно адаптируется к окружающему миру.

"Надо помнить, что мама примерно до шести месяцев будет жить в ритме "по требованию": малыш закричал, мама отреагировала – начинает вырабатываться молоко и происходит контакт. В таком симбиозе мать и дитя проживут несколько месяцев. Но плач младенца в восприятии родителей подобен сигналу паровоза – многим отцам его сложно выдерживать. Родителям важно в этот период не держать в себе накопившиеся эмоции по поводу усталости, различных страхов, напряжения, сомнений и так далее.

Важно разговаривать и поочередно отпускать друг друга хотя бы на 30 минут или час на прогулку, например. Не стесняться обращаться за помощью к более опытным взрослым: членам прародительской семьи, психологам ранней помощи, педиатрам и т.д. Многое должно прийти с опытом", – подчеркивает психолог.

С психологической точки зрения, мамам надо понимать, что не только сам процесс кормления важен, главным становится то, что происходит контакт. Малышу необходимо быть сытым, но также важно получить общение с родителем, чтобы его подержали, покачали. Увидеть лицо, его силуэт, такой родной и знакомый, ведь весь остальной мир для него – еще неопознанная вселенная.

Грудное вскармливание и первое общение

Новорожденному для стабильного развития надо быть в контакте с мамой. Если молока недостаточно, то матерям не стоит мучить себя, идти на крайности, а докармливать малыша смесью, если это необходимо (в соответствии с рекомендациями педиатра). Более важно сконцентрироваться на телесном общении.

Мамам, которые резко отлучают малыша от груди, надо знать, что это приводит к фиксациям на оральной стадии развития. Сложное понятие, но по итогу у таких детей чаще бывают во взрослой жизни проблемы с зависимостями и формируются трудности в доверии к людям, может появиться психосоматика: ком в горле, спазмы.

Кормление необходимо подкреплять общением – так формируются нормальные привязанности мамы-папы и ребенка, дает ощущение "мы".

Это произойдет только в любящей семье, которая удовлетворяет потребности ребенка и достойно за ним ухаживает. В большей мере это зависит от коммуникации ребенка и с матерью, и с отцом, от родительской заботы, реагирования женщины на обращения своего дитя. Любовь и спокойствие, их адекватность и доступность – залог формирования детского доверия.

Как понять, что малыш хочет общения? Появляются первые стадии комплекса оживления. Что это значит?

Примерно в течение 1-2 месяца ребенок начинает реагировать на присутствие родителей:

  • когда мама или папа подходят к нему, он может стать более активным (появляется моторное возбуждение);
  • плач, крик и другие способы привлечения внимания могут быть сигналом к общению;
  • чуть позже появится вокализация, подражание речи при контакте с матерью ("агу-агу");
  • малыш может проявить внимание к людям, предметам, звукам;
  • замирает при появлении родителей;
  • к концу третьего месяца радость может выражаться звуками, улыбкой.

"Несмотря на свой крохотный размер и маленький возраст малыш уже имеет свое настроение, которое зависит от матери не только на эмоциональном уровне. Если мама и папа позаботились о том, чтобы малышу было сухо тепло, достаточно его накормили, уделили ему внимание, закрыли потребность в общении, то, вероятнее всего, он будет в хорошем расположении духа.

Но если он описался и этого не заметили, то ему мокро, неприятно, щиплет кожу, тогда младенец может отреагировать весьма недовольным плачем. И в отличие от взрослого у малыша нет волевого компонента, он не может стерпеть, смолчать – он выдает эмоцию молниеносно", – объясняет Александра Ставрова.

Если родители правильно распознали потребность в общении, то у ребенка появляется повышенная активность, возникает радостное настроение, что способствует развитию его движений, восприятия, мышления и речи. А вот если общения было недостаточно, то к 9 месяцам у ребенка может сформироваться бессмысленный и безразличный взгляд, устремленный вверх, он мало двигается, вял, апатичен, не испытывает интереса к окружающему, ощупывает свое тело или одежду и не стремится схватить попавшиеся на глаза игрушки.

До шести месяцев для малыша большее значение имеют не смысл слов и выражений, а интонация, с которой их произносят.

Про развитие

Комплекс оживления завершится, когда ребенок начнет сам вступать в контакт со взрослым: постепенно гуление (певучее произнесение звуков младенцем) сменяет лепет (повторение в ответ на обращение взрослого слогов и цепочек слогов), ребенок из пассивного слушателя станет активным.

"Хороший показатель, когда наблюдается такая картина: папа взял малыша на руки, он уснул, и мама задремала рядом, потому что устали все. Это говорит о том, что вы все встраиваетесь в режим "новорожденного". Далее будут еще несколько возрастных кризисов, чтобы отлучиться от родителей, а пока полезнее быть в очень тесном контакте", – уточняет психолог.

В 6-6,5 месяцев ребенок связывает воспринимаемый предмет с его именем. Около 8 месяцев появляется отчетливая ориентировочно-исследовательская реакция в ответ на называние предмета: поворот головы в его сторону, продвижение в направлении предмета, захват его руками, рассматривание, манипулирование. И вот с этого периода малыша можно готовить к новому, более самостоятельно этапу, можно начать с того, что теперь ребенок будет засыпать в кроватке, делать это надо постепенно и совместно.

Первые месяцы жизни ребенка вносят много корректив в жизнь взрослых. Самым сложным далее будет следующее: реализовать и найти время для удовлетворения своих потребностей с учетом нужд ребенка. При поддержке это получается сделать быстрее. Если вы столкнулись с послеродовой депрессией, чувствуете сильное напряжение, эмоциональное выгорание, тревогу – обратитесь за помощью к психологу. Ведь все эти чувства испытывает ваш крохотный сын или дочка, которые совсем к таким чувствам не готовы.

фото и информация https://dzen.ru

Полезна: 0 голосов Не полезна: 0 голосов

Предлагаем почитать

Простудные заболевания в детском саду Как помочь ребёнку не заболеть?
Спрашивали – отвечаем. Самые популярные вопросы о лечении детских зубов Полезные рекомендации из эфиров детских стоматологов
8 способов закаливания ребенка Выбирай любой, и.. будь здоров!

У вас появился ребенок – что дальше?

Первые полгода родительства. Рекомендации психолога

Голосуем!
К кому Вы прислушиваетесь в вопросах воспитания?
8% Беру пример с родителей
5% Советуюсь c подругами
27% Смотрю полезные эфиры с психологами
25% Читаю книги по воспитанию
36% Делаю всё интуитивно
Детский развивающий центр "Лукошко"

Игровые развивающие занятия для детей от 1,5 до 6 лет. Встречи с психологом, педиатром, юристом. Детские праздники. Библиотека журналов о детском здоровье и развитии.

Подробные условия